Постановка целей и определение темы урока 1. - А что это за значок? (Ь) Это буква? - Какой звук она обозначает? Попробуем произнести. - У нас возникла проблема: если это буква, мы должны ее произнести. Давайте эту проблему попробуем разрешить. 2. – Отгадайте загадку: Он и стройный, и красивый. У него густая грива. По полю мчится как огонь. Кто же это? Это … - Запишите слово «конь» печатными буквами. - Прочитайте. Что получилось? - А нам нужно слово «конь». Какой звук мы слышим на конце этого слова? - Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Подставим их в конец слова «конь». Что получилось? - Какую букву надо поставить в конец слова , чтобы было слово «конь»? - Что же мы будем делать сегодня на уроке? Работа по теме урока - Кто изображен на этих рисунках? («лось», «лоси») - Давайте исследуем эти слова 1. Работа в парах - Проведем звуковой анализ этих слов. - Чем похожи и чем отличаются схемы этих слов? - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Как вы думаете, что нам подсказывает, что в слове лось звук[с’] произносим мягко? - А где же мы можем узнать (почерпнуть) точную информацию о новом знании? - Сегодня обратимся к двум источникам: это книги и взрослые. Двое учеников пообщаются со взрослыми (не забывайте правила общения), а остальные поищут информацию в книге. - Давайте подведем итог вашего исследования. Что вы узнали, общаясь со взрослыми? - Что узнали из книги? - Совпали ли ваши предположения? - Да, в том случае, когда после согласного звука нет гласного, обозначающего мягкость согласного, при написании слова пишется буква мягкий знак – Ь. Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко. Знакомство с буквой Ь Изобразим мы мягкий знак Нежно, капелькой, вот так. Букву капелька смягчит, Слово мягко зазвучит. Моделирование Учитель предлагает смоделировать прописную букву, используя заранее заготовленные материалы (ленточка, проволока, бумага) – Кому было легко выполнить эту работу? – Кому трудно? - Оцените свою работу. Развитие речевого аппарата Дыхательная гимнастика Упражнение «Воздушный шарик» Артикуляционная разминка Упражнение «Губы» Работа над дикцией Чистоговорки: Ась-ась-ась – в реке плавает карась. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. Ель-ель-ель – мы купили карамель. Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь. Чтение с доски ань инь ень янь абь обь унь ибь аль оль иль ель арь ерь орь ирь ярь еть увь удь ать Слова рассыпались (работа в парах) БЕДЬЛЕ ЛЬБОГУ СОЛЬ ЛЕБЕДЬ ГОЛУБЬ ЛОСЬ Работа над пословицей Красна птица опереньем, а человек уменьем - Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? - Много на нашей русской земле народных умельцев и народных промыслов. А может быть кто из вас обратил внимание на присутствие на уроке необычных изображений животных? - Никто не знает, что это за народный промысел? - Все эти изображения – это фотографии изделий гжельских мастеров. Есть в такая легенда: «Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Работа со слайдами «Веселое слово "гжель"». - Сегодня ниши девочки приготовили для вас мини-проект и викторину на тему «Гжель» | - Конь - И,Е,Я - Ь - Познакомимся с новой буквой и научимся читать и писать слова с этой буквой - Один слог и два слога. На конце второго есть гласная обозначающая мягкость этого согласного - Что-то указывает на мягкость согласного звука - Книги, энциклопедии, словари, интернет, взрослые Добывают информацию о новом сведении через общение со взрослыми и через книгу Моделирование буквы из различных материалов (по выбору) Выполняют действия, которые отражены в заданиях Жужжащее чтение Просмотр презентации участие в мини-викторине | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные УУД: формируем умение работать в паре Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других Регулятивные УУД: формируем умение создавать своё предположение на основе работы с материалом урока Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов |
Работа над четверостишьем - Прочитайте стихотворение друг другу. Играет нежная свирель, И замирает в восхищении Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновение. - Ваши впечатления от прочитанного? -Все ли слова и выражения были понятны? (Свирель – музыкальный инструмент, похожий на дудочку) 2. Работа над словом СВИРЕЛЬ - Сколько слогов в этом слове? Какие буквы указывают на мягкость согласного звука? - Напечатать слово СВИРЕЛЬ и составить схему - Какие новые знания нам понадобились для написания этого слова? - Почему слова России и Гжель написаны с большой буквы? | Дети работают в паре Высказывания детей о прочитанном - В слове два слога - Буквы И,Е,Ь -Буква Ь указывает на мягкость согласного - Имена собственные | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов |