kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Буква Ь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предложенной разработке в ходе практической работы и исследований ученики 1 класса знакомятся с буквой Ь - показателем мягкости согласного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Буква Ь"»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» г. Курска


Урок литературного чтения в 1-м классе Гладких Людмила Федоровна


Тема урока: Буква Ь

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения: Комбинированный

Цель урока: В ходе практической работы и исследований познакомить с буквой Ь – показателем мягкости согласных.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Сформировать в памяти чёткий образ буквы; формировать навыки чтения слов с Ь – показателем мягкости согласных звуков;

  1. Развивающие:

Развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;

  1. Воспитательные:

Воспитание познавательного интереса к творчеству народных умельцев, чувства гордости за свою Родину.



Оборудование: комплект демонстрационного оборудования; наглядно-иллюстрационный материал: карточки, иллюстрации, раздаточный материал, презентация «Гжель», образцы изделий из гжели.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.


Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневая дифференциация.



Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент




Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Выполняют действия, которые отражены в стихотворении

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

II. Включение в учебную деятельность




Ребята, мы с вами изучили уже большую половину букв русского алфавита

- На какие две группы можно разделить все изученные буквы?

- Все ли изученные буквы обозначают какой-то звук?


Систематизация знаний. Высказывания предположений.



- Гласные и согласные






Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


III. Актуализация знаний




- Назовите гласные буквы.

- Парные согласные.

- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

- А какие гласные буквы обозначают два звука? Когда?

- Назовите звуки, которые обозначают буквы О,Ы,У,М,З




- Буквы И,Е,Я


- Буквы Е,Я когда стоят в начале слова и после гласного


Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы




Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

IV. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания



  1. Постановка целей и определение темы урока

1. - А что это за значок? (Ь) Это буква?

- Какой звук она обозначает? Попробуем произнести.

- У нас возникла проблема: если это буква, мы должны ее произнести. Давайте эту проблему попробуем разрешить.


2. – Отгадайте загадку:

Он и стройный, и красивый.

У него густая грива.

По полю мчится как огонь.

Кто же это? Это …

- Запишите слово «конь» печатными буквами.

- Прочитайте. Что получилось?

- А нам нужно слово «конь». Какой звук мы слышим на конце этого слова?

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

- Подставим их в конец слова «конь». Что получилось?

- Какую букву надо поставить в конец слова , чтобы было слово «конь»?

- Что же мы будем делать сегодня на уроке?

  1. Работа по теме урока

- Кто изображен на этих рисунках? («лось», «лоси»)

- Давайте исследуем эти слова

1. Работа в парах

- Проведем звуковой анализ этих слов.

- Чем похожи и чем отличаются схемы этих слов?

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?

- Как вы думаете, что нам подсказывает, что в слове лось звук[с’] произносим мягко?

- А где же мы можем узнать (почерпнуть) точную информацию о новом знании?

- Сегодня обратимся к двум источникам: это книги и взрослые. Двое учеников пообщаются со взрослыми (не забывайте правила общения), а остальные поищут информацию в книге.

- Давайте подведем итог вашего исследования. Что вы узнали, общаясь со взрослыми?

- Что узнали из книги?

- Совпали ли ваши предположения?

- Да, в том случае, когда после согласного звука нет гласного, обозначающего мягкость согласного, при написании слова пишется буква мягкий знак – Ь.

Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

  1. Знакомство с буквой Ь

Изобразим мы мягкий знак

Нежно, капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

  1. Моделирование

Учитель предлагает смоделировать прописную букву, используя заранее заготовленные материалы (ленточка, проволока, бумага)

– Кому было легко выполнить эту работу?

– Кому трудно?

- Оцените свою работу.


  1. Развитие речевого аппарата

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик»

  1. Артикуляционная разминка

Упражнение «Губы»

  1. Работа над дикцией

Чистоговорки:

Ась-ась-ась – в реке плавает карась.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Ель-ель-ель – мы купили карамель.

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

  1. Чтение с доски

ань инь ень янь абь обь унь

ибь аль оль иль ель арь ерь

орь ирь ярь еть увь удь ать

  1. Слова рассыпались (работа в парах)

БЕДЬЛЕ ЛЬБОГУ СОЛЬ

ЛЕБЕДЬ ГОЛУБЬ ЛОСЬ

  1. Работа над пословицей

Красна птица опереньем, а человек уменьем

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

- Много на нашей русской земле народных умельцев и народных промыслов. А может быть кто из вас обратил внимание на присутствие на уроке необычных изображений животных?

- Никто не знает, что это за народный промысел?

- Все эти изображения – это фотографии изделий гжельских мастеров. Есть в такая легенда:

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».



  1. Работа со слайдами «Веселое слово "гжель"».

- Сегодня ниши девочки приготовили для вас мини-проект и викторину на тему «Гжель»










- Конь








- И,Е,Я



- Ь

- Познакомимся с новой буквой и научимся читать и писать слова с этой буквой






- Один слог и два слога. На конце второго есть гласная обозначающая мягкость этого согласного

- Что-то указывает на мягкость согласного звука

- Книги, энциклопедии, словари, интернет, взрослые


Добывают информацию о новом сведении через общение со взрослыми и через книгу

























Моделирование буквы из различных материалов (по выбору)












Выполняют действия, которые отражены в заданиях
















Жужжащее чтение


























Просмотр презентации участие в мини-викторине




Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других









Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы






Коммуникативные УУД:

формируем умение работать в паре

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока



Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами



Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других












Регулятивные УУД:

формируем умение создавать своё предположение на основе работы с материалом урока









Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других






























Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов









Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

V. Физкультминутка



- Удивительные люди – народные мастера. Умели трудиться, да еще как! Но умели и отдыхать. Поспешим и мы туда, где слышна музыка.


Выполнение двигательных упражнений


  1. Применение нового знания



  1. Работа над четверостишьем

- Прочитайте стихотворение друг другу.

Играет нежная свирель,
И замирает в восхищении
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновение.

- Ваши впечатления от прочитанного?

-Все ли слова и выражения были понятны?

(Свирель – музыкальный инструмент, похожий на дудочку)

2. Работа над словом СВИРЕЛЬ

- Сколько слогов в этом слове? Какие буквы указывают на мягкость согласного звука?

- Напечатать слово СВИРЕЛЬ и составить схему

- Какие новые знания нам понадобились для написания этого слова?

- Почему слова России и Гжель написаны с большой буквы?




Дети работают в паре





Высказывания детей о прочитанном





- В слове два слога

- Буквы И,Е,Ь



-Буква Ь указывает на мягкость согласного

- Имена собственные


Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из текстов

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

формируем умение выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции


Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов






  1. Подведение итогов урока



- Какие новые знания, приобретенные сегодня, вам понадобятся на следующих уроках?

- А кто уйдет домой с хорошим настроением? Громко! (Я!)

- Спасибо за работу!


Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные УУД:

формируем умение выражать свои эмоции





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения "Буква Ь"

Автор: Гладких Людмила Федоровна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок литературного чтения с презентацией "С. Черный "Живая азбука" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-s-chiernyi-zhivaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "129567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415724416"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Жили-были буквы» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-tiemie-zhili-byli-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "123439"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414498994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока литературного чтения на тему  "Звуки [б], [б'] . Буквы Б,б ". 1-й класс "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-zvuki-b-b-bukvy-b-b-1-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180338"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425153619"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения."Звук и буква Ч, ч. Закрепление" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-zvuk-i-bukva-ch-ch-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "108942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403950925"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели" (урок-обобщение), презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-vielikiie-russkiie-pisatieli-urok-obobshchieniie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "251767"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447282577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства