Тема урока: Звук [ч’], буква Ч ч
Тип урока: закрепление новых знаний.
Цели урока:
- Предметные: формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи учащихся формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; формировать элементарные навыки читательской культуры;
- Метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- Личностные: определять мотив учебной деятельности; вырабатывать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, работа в группе, индивидуаль ная, фронтальная.
Организационный момент.
- Звонок прозвенел и позвал на урок. Какой сейчас урок?
2.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята! Давайте вспомним, какую работу выполняли на предыдущем уроке?
Мы познакомились с новым звуком и буквой Ч, ч.
- Какие особенности звука мы выяснили? Давайте проверим ваши знания. (У учителя карточки-подсказки)
Звук Ч всегда мягкий у него нет твёрдой пары, согласный; непарный, глухой.
- Какую учебную задачу поставили на сегодняшний урок?
Узнать как можно больше о новом звуке и букве.
- А что необходимо для того, чтобы решить эту задачу?
Слушать друг друга и учителя, быть внимательным, договариваться друг с другом, запоминать новые знания.
С чего начинаем урок литературного чтения?
С планирования.
3.Актуализация опорных знаний.
а)- А верно ли, что в нашем классе в фамилиях учеников, встречается буква Ч ?
Называем фамилии.
– Определите, где находится звук [ч']? (если вначале слова, то хлопаем перед собой, если в середине слова, то над собой, если в конце, то топаем ножками).
Подведём итог. Выправильно определяли место звука в словах, подбирали подходящие по смыслу слова порадовали меня и своих товарищей.
Раздаётся стук в дверь.
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят с вами познакомиться. Угадайте их!
На доске появляются картинки с подписями.
Чебурашка, черепаха Тортилла, пчёлка Майя, червяк Джимми.
– Ребята! Что общего во всех этих словах?
Д. Звук [ч'].
- Как произносится этот звук во всех словах?
Мягко.
– Чебурашка : я предлагаю вам поработать с карточками. (Выполняют задания на карточках, выполняют самопроверку, комментируют результа.
Карточки индивидуальные.
К ч з У ч И Ч у О Ч п Ё ч с Б
- Посмотрите внимательно, найдите среди других букву ч и подчеркните её.
-Проверьте сами и дайте проверить своему товарищу.
- Сколько раз отметили букву ч? Пять раз.
-Посмотрите ребята! А я - пчёлка Джимми принесла вам пять гласных букв:
а, о, и, у, ё
. Как вы думаете для чего?
С этими гласными дружит звук и буква Ч.
А какое задание я вам придумала. Догадайтесь сами!
Чтение слогов.
-Прочитаем слоги - слияния:
ча, чи, чу, че, чё. (интонация разная: тихо, шепотом, обычно, радостно)
Игра в слова.
- А Червячок Джимми просит вас в течение 1 минуты назвать как можно больше слов, в которых встречается буква Ч. Победит тот, кто назовёт последнее слово.
(Последнее слово – ученик).
Какую работу вы предлагаете выполнить с данным словом?
Проведём звуковой анализ слова.
-Как будете работать?
В паре. (вспоминаем правила работы в паре)
Пара у доски составляет звуковую и буквенную модель слова.
Дети на портах выкладывают фишками это слово.
-Оцените работу пары у доски.
4.Закрепление учебного материала.
Работа с учебником:
- А сейчас поработаем с учебником. СТР.130. Прочитайте слова в столбиках.
- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, три слога.
- Найдите среди них найдите слова, которые соответствуют модели.
-Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовало слово ночка?
(первую зелёную фишку поменять на синюю). Самостоятельная работа детей.
- Какое незнакомое слово встретилось вам? Чулан.
- Как вы понимаете слово ЧУЛАН? Работа с толковым словарем.
-А сейчас, посмотрите на доску. Черепаха Тортилла приготовила для вас хитрое задание:
- Кто догадался, какую работу сейчас будете выполнять?
Соединить слова этих столбиков так, чтобыполучились правильные словосочетания.
Подумай!
Дремучие чашки
могучие ежи
чистые дубы
колючие лес
- Кто готов работать? Выполняют задание, подробно объясняя свой выбор, анализируют и комментирубт результат.
Проверка. Чтение словосочетаний.
Групповая работа:
-А я для вас ребята приготовила ещё одно испытание.
У вас на партах лежит карточка с заданием. Задания трёх уровней: уровень красный – сложный, уровень желтый – чуть проще красного, уровень зелёный проще жёлтого. Выберите задания какого уровня будете выполнять в группе.
Отчёт о работе группы у доски)
Фронтальная устная работа.
– Откройте учебник, стр. 130.Посмотрите на таблицу.
- Догадайтесь, почему от слова ручка идут три стрелки?
-Составьте предложения, употребив это слово в разных значениях.
-Какое же это слово?
Многозначное.
Физминутка
- В пословице говорится:
«Шутке – минутка, а делу -- час.
Стр. 129, стих. В. Орлова «Часы».
Чтение стихотворения подготовленным хорошо читающим учеником.
-Расскажите, что значит выражение «часы стоят», ; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают».
- Объясните, что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте».
5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, давайте подведем итог нашей сегодняшней работе. (Возвращаемся к плану.)
Вы молодцы! Вы выполнили все задания хорошо и правильно.
Рефлексия учебной деятельности:
-Мне было интересно…
– Что вызвало затруднение? Почему?
- Наш урок подошёл к концу. Вот вам последняя ловушка: если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет - топаем ногами.
- В чём были трудности?
- Какую задачу поставим на следующий урок?
- Молодцы! Говорят вам наши гости. Они тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!”
у
а
т
о
а
а
а
п
а
о
е
а
р
а
р
у
а
т
о
а
а
а
п
а
о
е
а
р
а
р
у
а
Приложение № 2
Дремучие чашки
Могучие ежи
Чистые дубы
Колючие леса
Дремучие чашки
Могучие ежи
Чистые дубы
Колючие леса
Дремучие чашки
Могучие ежи
Чистые дубы
Колючие леса
Дремучие чашки
Могучие ежи
Чистые дубы
Колючие леса
Приложение № 1
р ч а к И ч у ы Д т ч и г М Ч е
р ч а к И ч у ы Д т ч и г М Ч е с
р ч а к И ч у ы Д т ч и г М Ч е с
р ч а к И ч у ы Д т ч и г М Ч е с
р ч а к И ч у ы Д т ч и г М Ч е с
р ч а к И ч у ы Д т ч и г М Ч е с
?