kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"»

МБОУ «Фатневская средняя общеобразовательная школа»




Урок

литературного чтения

в 3 классе.


Тема: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



Учитель: Цуканова Г. Д.


Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


Цель: Продолжить работу над формированием навыка чтения и литературного анализа сказки. Выявить признаки и структуру волшебной сказки. Формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку между братьями и сестрами.

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, её признаки.

Учащиеся должны уметь: анализировать сказку, выделять её части, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Цель проектной деятельности: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Оборудование: Музыка из сказки; компьютер, проектор, слайды (группы и виды сказок, иллюстрации к сказке), карточки с заданиями.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Ну, начнём урок, друзья!

Эмоциональный настрой на урок.

(Звучит музыка «Сказка гуляет по свету»)

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Сказке).

(Слайд 1. Сказка)

- Что такое сказка? (Дети предлагают варианты ответов)

Сказки называют «народной мудростью». Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.

- Есть научное толкование слова «Сказка». Из предложенных мной вариантов, выберите верное. (Слайд 2. Выбери ответ)

Сказка

- научно-фантастическое произведение

- произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных, сил, в котором добро всегда побеждает зло.

(Слайд 3. Дается правильный ответ)

II. Итак, мы отправляемся в сказку! Начнём наш урок с речевой разминки.

(Слайд 4. Чтение)

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

- Жужжащее хоровое чтение с логическим ударением на подчёркнутые слова.

- Чтение по рядам.

- Чтение выразительное дуэтом.

- Чтение с убыстрением темпа скорости.

Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? ( Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске).

Сегодня мы с вами глубже познакомимся с этой сказкой, найдём все особенности русской народной сказки. Итак, оправляемся в увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мы будем с вами читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать и конечно проверим ваши знания. Проведём выборочное чтение по словесным и иллюстрированным картинам.

(Написаны слова)

Старик да старуха

Алёнушка да Иванушка

Одни-одинёшеньки.

Прочитаем данные слова вполголоса. Как вы понимаете значение слов одни-одинёшеньки? (Совсем одни) Вспомним данный фрагмент сказки, найдите и прочитаем его.

- Чтение цепочкой. (Слайд 5)

Ребята, как начинается данная сказка, с каких слов? Это предложение в сказке называется зачином. (Как называется начало сказки?)

А ещё как могут начинаться сказки?

А ещё может начинаться со слов (В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…)

А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка?



Ребята, обратите внимание, сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? (Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом козье копытце). Число 3 число волшебного мира! Найдём и зачитаем данный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку, но не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.

Ребята, именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.

(Завязка сюжета). Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение пот донимает? (Это значит, что Иванушке стало сильно жарко) Ребята, а какие слова в этом отрывке повторялись? (шли-шли, идут, идут)

Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.

А теперь внимательно прочитайте вопрос глазами и как бы вы на него ответили?

Вопрос: Хорошо ли это: не слушать старших - и почему вы так считаете?

(Старшие всегда подскажут как правильно сделать, у них богаче жизненный опыт, иначе может случиться беда с вами).

Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?

III. Работа по вопросам.

Далее ребята, у нас идёт основной сюжет сказки. (Сюжет сказки) Вспомним, что же случилось дальше.

1. Что предложил Алёнушке купец? (Чтение выразительное)

2. Что произошло, пока купца не было дома? (Пришла ведьма и увела Алёнушку).

Ребята, какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

(Алёнушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма). Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? ( Нет. Это очень опасно).

3. Зачем побежал козлёнок на речку?

Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

(Чтение дуэтом выразительное)

Как козлёнок звал свою сестру? (Весело, жалобно или печально)

Ребята, а как же заканчивается сказка? Найдём и прочитаем этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.

(Чтение квартетом).

Концовка сказки. (Слайд 6. Концовка сказки)

Ребята, а как может закончиться ещё сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром и часто используются такие слова: - и стали жить-поживать и добра наживать.

Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему же учит нас эта сказка? (зло всегда будет наказано, слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде). Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание, только потому что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. Давайте повторим из каких же частей состоит сказка? (7 слайд.)

Физминутка.

Мы трудились очень много

Отправляемся в дорогу.

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам навстречу брат с сестрицей

Отдают земной поклон,

А на небе кружат птицы,

Закрывая свет крылом.

Походили. Поглядели

И на место тихо сели.

Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!

IV. Организация работы в группах.

Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет иметь своё название.

1 группа « Аналитики».

Кто такой Аналитик? В словаре Ожегова говориться так: Аналитик - это человек, который умеет анализировать. (Аналитик - …)

В этой сказке присутствуют положительные и отрицательные герои Положительный герой это - … Олицетворением зла в этой сказке является - … Многое мы узнали об этих героях и я вам предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова.


ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.

Злая Добродушная

Жестокая Ласковая

Хитрая Преданная

Грубая Заботливая


Дополнительно запиши свои любые слова, которые характеризуют наших героев.

2 группа «Новые сказочники».

Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

- О чём, красная девица плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

3 группа «Иллюстраторы».

Восстанови последовательность сказки, используя рисунки, придумай название к картинкам.




Задания для 4 группы: «Исследователи».

Исследуй и подчеркни такие пословицы, которые подходят к данной сказке:

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Взаимопроверка.

1 группа отчитывается.

У нас получилась модель описания главных героев:


ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.

Злая Добродушная

Жестокая Ласковая

Хитрая Преданная

Грубая Заботливая


Ребята, вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор Михайлович Васнецов.

Какое настроение у Алёнушки?

Васнецов её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связаны с водой. Она тонет в речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.

2 группа отчитывается.

Дети прочитывают свой текст.

Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами, села под стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

- О чём, красная девица (девушка) плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди (выходи) за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро (золото и серебро), и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж.

Как вы думаете выразительные слова украшают сказку?

Выразительные слова и сочетания слов украшают сказку, делают её ярче, интереснее.

Правильно. В сказке есть повторы: одни-одинёшеньки, шли-шли, жить-поживать, устойчивые словосочетания: красная девица, добрый молодец, в результате всего этого сказка становиться ярче и богаче!

3 группа. Проверяется последовательность сказки.

В результате вашей работы у нас получился картинный план сказки, с помощью которого мы можем вспомнить прочитанную нами сказку. Давайте придумаем название к картинкам. (Дети читают свои названия к картинкам).

4 группа: 1 человек выходит и прочитывает отобранные пословицы.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

А теперь посмотрим, правильно ли вы справились с данной работой! (Высвечиваются правильные ответы).

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Ребята, а как вы думаете к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Волшебные, бытовые, о животных.

Докажите. (Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка утонув, осталась живой; Ведьма оборачивается Алёнушкой).

А.С. Пушкин говорил «Сказка - ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»

Вы согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?

(Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)

Особенности русской народной сказки. (9-16 слайд.)

V. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

- На уроке я узнал…

- Сегодня я сумел…

- Я похвалил бы себя за…

А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока?

Спасибо всем за урок! Молодцы!

VI. Оценки за урок. Домашнее задание.

Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и рассказать.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Автор: Цуканова Галина Дмитриевна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок литературного чтения "Иван- царевич и Серый волк""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-litieraturnogho-chtieniia-ivan-tsarievich-i-sieryi-volk"
    ["file_id"] => string(6) "262329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449313919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Презентация для урока литературного чтения по теме " Русская народная сказка" Сестрица Аленушка и братец Иванушка" в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_uroka_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_russkaia_narodnai"
    ["file_id"] => string(6) "425443"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1502806138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока по литературному чтению. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-russkaia-narodnaia-skazka-siestritsa-alionushka-i-bratiets-ivanushka"
    ["file_id"] => string(6) "106924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403114506"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Сестрица Аленушка и братец Иванушка (русская народная сказка) "
    ["seo_title"] => string(68) "siestritsa-alienushka-i-bratiets-ivanushka-russkaia-narodnaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "119277"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413377135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок литературного чтения в 5 классе. Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка" "
    ["seo_title"] => string(111) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-5-klassie-russkaia-narodnaia-skazka-siestritsa-alienushka-i-bratiets-ivanushka"
    ["file_id"] => string(6) "127661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415357866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства