Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"»
МБОУ «Фатневская средняя общеобразовательная школа»
Урок
литературного чтения
в 3 классе.
Тема: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Учитель: Цуканова Г. Д.
Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: Продолжить работу над формированием навыка чтения и литературного анализа сказки. Выявить признаки и структуру волшебной сказки. Формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку между братьями и сестрами.
Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, её признаки.
Учащиеся должны уметь: анализировать сказку, выделять её части, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.
Цель проектной деятельности: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.
Оборудование: Музыка из сказки; компьютер, проектор, слайды (группы и виды сказок, иллюстрации к сказке), карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!
Эмоциональный настрой на урок.
(Звучит музыка «Сказка гуляет по свету»)
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Сказке).
(Слайд 1. Сказка)
- Что такое сказка? (Дети предлагают варианты ответов)
Сказки называют «народной мудростью». Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.
- Есть научное толкование слова «Сказка». Из предложенных мной вариантов, выберите верное. (Слайд 2. Выбери ответ)
Сказка
- научно-фантастическое произведение
- произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных, сил, в котором добро всегда побеждает зло.
(Слайд 3. Дается правильный ответ)
II. Итак, мы отправляемся в сказку! Начнём наш урок с речевой разминки.
(Слайд 4. Чтение)
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
- Жужжащее хоровое чтение с логическим ударением на подчёркнутые слова.
- Чтение по рядам.
- Чтение выразительное дуэтом.
- Чтение с убыстрением темпа скорости.
Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? ( Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске).
Сегодня мы с вами глубже познакомимся с этой сказкой, найдём все особенности русской народной сказки. Итак, оправляемся в увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мы будем с вами читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать и конечно проверим ваши знания. Проведём выборочное чтение по словесным и иллюстрированным картинам.
(Написаны слова)
Старик да старуха
Алёнушка да Иванушка
Одни-одинёшеньки.
Прочитаем данные слова вполголоса. Как вы понимаете значение слов одни-одинёшеньки? (Совсем одни) Вспомним данный фрагмент сказки, найдите и прочитаем его.
- Чтение цепочкой. (Слайд 5)
Ребята, как начинается данная сказка, с каких слов? Это предложение в сказке называется зачином. (Как называется начало сказки?)
А ещё как могут начинаться сказки?
А ещё может начинаться со слов (В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…)
А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка?
Ребята, обратите внимание, сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? (Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом козье копытце). Число 3 число волшебного мира! Найдём и зачитаем данный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку, но не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.
Ребята, именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.
(Завязка сюжета). Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение пот донимает? (Это значит, что Иванушке стало сильно жарко) Ребята, а какие слова в этом отрывке повторялись? (шли-шли, идут, идут)
Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.
А теперь внимательно прочитайте вопрос глазами и как бы вы на него ответили?
Вопрос: Хорошо ли это: не слушать старших - и почему вы так считаете?
(Старшие всегда подскажут как правильно сделать, у них богаче жизненный опыт, иначе может случиться беда с вами).
Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?
III. Работа по вопросам.
Далее ребята, у нас идёт основной сюжет сказки. (Сюжет сказки) Вспомним, что же случилось дальше.
1. Что предложил Алёнушке купец? (Чтение выразительное)
2. Что произошло, пока купца не было дома? (Пришла ведьма и увела Алёнушку).
Ребята, какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?
(Алёнушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма). Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? ( Нет. Это очень опасно).
3. Зачем побежал козлёнок на речку?
Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?
(Чтение дуэтом выразительное)
Как козлёнок звал свою сестру? (Весело, жалобно или печально)
Ребята, а как же заканчивается сказка? Найдём и прочитаем этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.
(Чтение квартетом).
Концовка сказки. (Слайд 6. Концовка сказки)
Ребята, а как может закончиться ещё сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром и часто используются такие слова: - и стали жить-поживать и добра наживать.
Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему же учит нас эта сказка? (зло всегда будет наказано, слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде). Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание, только потому что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. Давайте повторим из каких же частей состоит сказка? (7 слайд.)
Физминутка.
Мы трудились очень много
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам навстречу брат с сестрицей
Отдают земной поклон,
А на небе кружат птицы,
Закрывая свет крылом.
Походили. Поглядели
И на место тихо сели.
Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!
IV. Организация работы в группах.
Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет иметь своё название.
1 группа « Аналитики».
Кто такой Аналитик? В словаре Ожегова говориться так: Аналитик - это человек, который умеет анализировать. (Аналитик - …)
В этой сказке присутствуют положительные и отрицательные герои Положительный герой это - … Олицетворением зла в этой сказке является - … Многое мы узнали об этих героях и я вам предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова.
ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.
Злая Добродушная
Жестокая Ласковая
Хитрая Преданная
Грубая Заботливая
Дополнительно запиши свои любые слова, которые характеризуют наших героев.
2 группа «Новые сказочники».
Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными.
Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.
ЗалиласьАлёнушка слезами, села под стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
- О чём, красная девица плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.
Купец ей говорит:
Подиза меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
3 группа «Иллюстраторы».
Восстанови последовательность сказки, используя рисунки, придумай название к картинкам.
Задания для 4 группы: «Исследователи».
Исследуй и подчеркни такие пословицы, которые подходят к данной сказке:
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Доброе дело и в воде не тонет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Вся семья вместе так и душа на месте.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Взаимопроверка.
1 группа отчитывается.
У нас получилась модель описания главных героев:
ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.
Злая Добродушная
Жестокая Ласковая
Хитрая Преданная
Грубая Заботливая
Ребята, вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор Михайлович Васнецов.
Какое настроение у Алёнушки?
Васнецов её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связаны с водой. Она тонет в речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.
2 группа отчитывается.
Дети прочитывают свой текст.
Залилась (зарыдала)Алёнушка слезами, села под стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
- О чём, красная девица (девушка) плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.
Купец ей говорит:
Поди (выходи)за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро (золото и серебро), и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала(подумала она) и пошла за купца замуж.
Как вы думаете выразительные слова украшают сказку?
Выразительные слова и сочетания слов украшают сказку, делают её ярче, интереснее.
Правильно. В сказке есть повторы: одни-одинёшеньки, шли-шли, жить-поживать, устойчивые словосочетания: красная девица, добрый молодец, в результате всего этого сказка становиться ярче и богаче!
3 группа. Проверяется последовательность сказки.
В результате вашей работы у нас получился картинный план сказки, с помощью которого мы можем вспомнить прочитанную нами сказку. Давайте придумаем название к картинкам. (Дети читают свои названия к картинкам).
4 группа: 1 человек выходит и прочитывает отобранные пословицы.
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Доброе дело и в воде не тонет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Вся семья вместе так и душа на месте.
Маленькое дело лучше большого безделья.
А теперь посмотрим, правильно ли вы справились с данной работой! (Высвечиваются правильные ответы).
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Доброе дело и в воде не тонет.
Вся семья вместе так и душа на месте.
Ребята, а как вы думаете к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
Волшебные, бытовые, о животных.
Докажите. (Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка утонув, осталась живой; Ведьма оборачивается Алёнушкой).
А.С. Пушкин говорил «Сказка - ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
Вы согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?
(Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)
Особенности русской народной сказки. (9-16 слайд.)
V. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
- На уроке я узнал…
- Сегодня я сумел…
- Я похвалил бы себя за…
А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока?
Спасибо всем за урок! Молодцы!
VI. Оценки за урок. Домашнее задание.
Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и рассказать.