Тема урока : «Иван-царревич и Серый волк»
Цели урока:
Образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками;
Развивающая:представление о выразительных возможностях слова
и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной
окраски текста;
- развивать умение анализировать текст, понимать поступки
героев;
-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: - презентация с иллюстрациями к произведению;
- М/Ф "Иван- царевич и Серый волк" ;
- слова на карточках: караулы, позарился, наутёк;
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:
-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (Сказка)
- На уроке мы познакомимся с замечательной сказкой "Иван-царевич и Серый волк". В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1." Красная Шапочка"
-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему?
- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:
1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
3."Сивка- Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
III. Изучение нового материала.
-Но вернемся к нашей сказке" Иван-царевич и Серый волк". Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)
-Её написал замечательный русский художник В.Васнецов.
-Кто изображён на картине?
- Где находятся герои?
-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?
- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)
IV. Просмотр М/Ф "Иван -царевич и Серый волк"
(http://www.youtube.com/watch?v=8yLQenvsCO8)
V. Работа по содержанию сказки.
- Понравилась вам сказка?
-Изменилось ли ваше отношение к героям?
- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
VI. Чтение детьми сказки, работа по содержанию.
-Вы просмотрели М/Ф, познакомились со сказкой. На какие 3 части можно разделить текст?
1. Похищение яблок.
2.Испытания Ивана- Царевича.
3. Справедливость.
-Ребята, прочитайте 1 часть сказки, (чтение вслух до слов "...Это батюшка, Жар-птица")
- Все ли слова вам понятны?
- Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.
- Слово похитник от слова похищать, воровать.
- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?
- Какой вы представляете себе Жар-птицу?
- Продолжаем читать сказку, 2 часть (до слов ...не навек прощайся со мной, я тебе ещё пригожусь..)
- Зачем царь Берендей отправил сыновей за Жар- птицей?
- Почему Серый Волк стал помогать Ивану - царевичу?
- Как понимаете слова"... Серый волк поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает...?
VII. Итог урока:
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Чему научила вас эта сказка?
VIII.Домашнее задание:
-Дочитать сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
IX.Список литературы
"Литературное чтение, поурочные разработки" авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
"Чтение, поурочные планы" авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
4