kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения " Секреты загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Секреты загадки" 1 класс. УМК "Перспектива"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения " Секреты загадки"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Секреты загадки»

Класс 1 \УМК «Перспектива» 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: организация деятельности по ознакомлению учащихся с понятием «загадка» как жанром устного народного творчества.

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности.

- Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении.

Р- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

К- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формирование эстетических чувств.

Этап урока


Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы Организации УД

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные



Личностные


Организационно-мотивационный


Словесные – обсуждение

Приветствует учащихся.

-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим… (подхожу к столу и обнаруживаю под столом сундучок)

- Ой, что это? Откуда-то появился сундучок. Вы случайно не знаете?


Приветствуют учителя.





Ф






Контроль учителя











Актуализация опорных знаний и способов действий

Словесные – эвристическая беседа

Наглядные – демонстрация верных ответов на слайде.


- А на замочке загадка. Послушайте:

Как не знаешь –

Думаешь, гадаешь.

Как узнаешь,

Гордиться собой начинаешь.

А знаете, почему у вас разные отгадки? Я вам открою тайну… У загадки есть секреты…. Хотите их узнать?

-Так, как вы думаете, звучит тема нашего сегодняшнего урока, попробуйте узнать, отгадав ребус.

-А, какую цель мы можем поставить с вами на сегодняшний урок? Выберите из предложенных на слайде.

- Правильно, вы научитесь не только отгадывать, но и придумывать загадки.

Организация оценивания «+», «-«.

-Для достижения нашей цели нам нужен план урока. На слайде вы видите шаги нашего плана, но они перепутались, восстановите их правильную последовательность.(1 приглашает восстанавливать у доски, остальные проверяют)

План урока:

1. Узнать, что такое «Загадка»

2. Научиться придумывать загадки.

3. Применить полученные знания и умения.

Организация оценивания «+», «-«.

Слушают загадку













Формулируют тему урока



Формулируют цель










Восстанавливают план















Ф


















Ф











Ф,И

















Контроль учителя
















Самоконтроль, Контроль учителя

































































Р- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.















































Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Практический метод

Словесный-дискуссия

















































-Переходим к 1 пункту плана.

 Итак, за работу. Чтобы сундучок открылся надо выполнить «Речевую разминку» и узнать, что такое загадка.Сначала читаем слова по слогам, затем целиком с выделением ударного слога.



ГА-ДАТЬ РАЗ-ГАД-КА

ЗА-ГАД-КА ОТ-ГА-ДАТЬ

ЗА-ГАД-ДЫ-ВАТЬ У-ГА-ДАТЬ

- Подумайте, какой общий смысл у этих слов? (все относятся к слову загадка)



- А что такое загадка?



- Когда мы что-то не знаем, то куда или к кому обращаемся за помощью?



- Давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение со значением слова в литературном словарике, что такое загадка?

-Кто желает прочитать, что такое загадка?

Загадка – короткий рассказ, который описывает предмет, но не называет его.

- Обратите внимание! Загадка рассказывает о предмете, но не называет его.



Итак, вернемся к нашему плану, какой пункт плана мы выполнили?

-Отлично, идем дальше.











Слушают учителя



Выполняют речевую разминку













Отвечают на вопросы
















Читают определение со слайда







Возвращаются к пунктам плана





Ф

























































Контроль учителя














































- Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности.

- Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении.























































Формирование эстетических чувств.




















































Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)

Практический метод


- Вот мы и узнали, что такое загадка, а значит, я могу открыть сундучок. (Достаю учебник «Азбука»)


- Надо поработать в учебнике на с. 114


- Прочитаем вместе со мной вопрос авторов учебника «Как отгадывать загадки?»


-А вы знаете, как отгадывать загадки?


- Этому мы и будем сейчас с вами учиться.

- Прочитать первую загадку на странице 114 нужно, так как этого требует содержание

-Итак, ребята смотрите вот я, например, так вижу чтение этой загадки.

-Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

-На век надо сделать ударение

-А знаете почему? Потому что очень долго

-Давайте вместе прочитаем 3-4

-А следующую загадку, вы сами подумайте с какой интонацией ее нужно прочитать. Попробуйте, и может кто-то из вас сможет прочесть эту загадку вслух.

-Маленький, удаленький сквозь землю прошёл, красну шапочку нашел.

-А теперь поднимите руку все, кто согласны, как прочитал ваш одноклассник.

-Молодец, я тоже согласна.

-А третью загадку давайте прочитаем с восхищением.

Все в месте, хором. 3-4

-Золотое коромысло через реку повисло.

Прочитаем загадку ещё раз, кто желает? (Один читает)

-Что это?

-А как догадались?

- А если не было бы картинки, то что бы вам помогло отгадать загадку?

- А чем похожи коромысло и радуга?

Эти загадки получились путём сравнения. Это первый секрет загадки(на доске)



Загадка – сравнение.

На что похоже?



- Загляну в сундучок. Так это же предмет из самой известной загадки. (Достаю лампочку)

- На что похожа лампочка?

- Какую загадку знаете про лампочку?

- А чем похожи лампочка и груша?

- Что помогло придумать загадку?

- Какая это загадка?

- А теперь давайте прочитаем загадку на странице 115, рядом с изображением арбуза. Сначала шёпотом.

- Кто желает прочитать загадку вслух?

- Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный,

Бархатный.

-Что это?

Организация оценивания «+», «-«.

- Как догадались?

- Если бы не было рисунка, как вы догадались, что это арбуз?

- Все слова вам понятны? (Если – да, то объясняем слова устно, если – нет, то в словаре читаем непонятные слова: алый, кафтан, бархатный)

-В этой загадке перечисляются признаки арбуза, описывают какой он: цвет кожуры, мякоти, вкус.

Эта загадка составлена по признакам предмета, по его описанию, то есть, какой предмет по вкусу, по форме, по цвету.

Вот мы узнали второй секрет:

(на слайде)

Загадка – признак (описание).

Какой?



- Ребята, а давайте придумаем свою загадку – признак, про… (достаю из сундука игрушечного зайца)

- Придумаем загадку про зайца, давайте перечислим признаки зайца, опишем зверька. Уши какие?, а хвост? Зимой шубка какая? А летом?

- Давайте прочитаем, какая же загадка получилась про зайца? СЛАЙД – загадка про зайчика.

Уши длинные,

Хвост короткий,

Шубка зимой белая,

А летом серая.

- В загадке мы перечислили признаки зайца, но не называли его.

-Молодцы! Зайцу очень понравилась загадка, и он предлагает вам отдохнуть.

Организует проведение физминутку.

Зайка серенький сидит. Мульт-песенка, танец-игра, Физкультминутка мультфильм для детей - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Прочитайте загадку

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.


- Какие слова помогли отгадать загадку?

Это третий секрет, загадка получилась путём перечисления действий предмета. (на доске)


Загадка – действие.

Что делает?

- Составим сами загадку-действие.

 Работаем в парах: прочитайте слова по столбикам, соедините линией каждое слово из первого столбика со словами из второго столбика подходящими по смыслу). Проверьте на слайде:

СЛАЙД

С хозяином кольцом

Дом дружит

Живёт сторожит

А хвост под крыльцом

-Проверьте и оцените свою работу.

- Прочитаем получившуюся загадку.

- Кто это?

- Что помогло догадаться, что это собака?

- Ребята, а что делает замок? А собака? Так как мы можем назвать собаку? Но собака в отличие от замка какая? (живая). Значит собака какой замок?

- Прочитайте шёпотом текст. слайд

Жучка

Вот собачка Жучка

Хвостик закорючкой,

Шёрстка пёстрая,

Зубки острые.

- Что это ребята стихотворение или загадка??

-Здесь требуется отгадка?
- А может быть это загадка?

- Что надо помнить при составлении загадки?

-Ребята, а какой пункт плана мы выполнили?

-Значит, нам остался последний пункт плана?

-Как он звучит?

-А, для того чтобы закрепить полученные знания

-Давайте вернёмся к вопросу учебника и составим советы: СЛАЙД

Как отгадывать загадки? Что мы делаем вначале, когда видим загадку? Правильно, загадку надо читать медленно. Это первый совет. Затем надо подумать, на что похож предмет – это второй совет, потом найти важные признаки или действия предмета. Это третий совет.

- А вы знаете, что сундучок волшебный?! Все советы по отгадыванию загадок он разложил вам в «Азбуки». Проверьте.

- А ещё есть правило, что ни одна загадка не должна остаться не разгаданной.

- Давайте вернёмся к загадке, которую мы не смогли отгадать в начале урока.

СЛАЙД – загадка из сундука.

Как не знаешь –

Думаешь, гадаешь,

Как угадаешь –

Гордиться собой начинаешь.

Будем следовать советам.

- Читаем загадку медленно. В этой загадке говорится, на что похож предмет? Давайте искать важные признаки, действия предмета.

- Какая это загадка?

-Ребята, а знаете, что загадки можно еще определить по темам, например загадки на тему природы, на бытовые, это загадки в которых мы используем предметы, которые мы используем в повседневной жизни.

-Я сейчас вам раздам карточки, в которых написаны загадки вам в группах необходимо их распределить на 3 темы, а затем выразительно прочитать:

1)Дружбы

2)Природы

3)Бытовая

Например, им мы дышим, газы в нем. Как его мы назовем? (Воздух)
-Как вы думаете, какой теме посвящена эта загадка?

А следующая?

Она крепкой быть должна,
Всем друзьям, она нужна. (дружба)

- Висит груша —

Нельзя скушать. (Лампочка)

-Вы поняли, каким образом вам нужно выполнять задание?

-Тогда приступайте к выполнению

-Какая группа первая хочет ответить, как они распределили свои загадки.

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Вот мы и выполнили последний пункт плана.


Отвечают на вопросы



Открывают учебник











Читают загадки






































Отвечают на вопросы















Придумывают загадку.












Читают загадку























Придумывают загадку





















Выполняют физминутку.



















Составляют загадку

Вспоминают правила работы в парах







Проверяют выполнение





Читают текст





Возвращаются к пунктам плана





Возвращаются к вопросам учебника











Возвращаются к загадке























Распределяют загадки по темам













Возвращаются к пунктам плана
































Ф






















































































































П





































































Г

































Контроль учителя




















































































































Контроль учителя, Взаимоконтроль













































- Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности.

- Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении.


П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.









П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.






















































































































К- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.









































К- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения


Формирование эстетических чувств.



































;

Информация о домашнем задании

Словесный- беседа

 Секреты узнали, загадку разгадали, а в сундучке ещё что-то есть. Посмотрим что это? Конверт для загадок. Но как вы видите он пустой. Я предлагаю вам дома найти в книгах интересные загадки, или придумать их самим, написать их на листок бумаги и нарисовать к ним отгадки, ведь вы теперь знаете секреты загадки, а потом со своим учителем вы поместите их в конверт, и у вас будет собственный конверт загадок.


Записывают домашнее задание

И

Контроль учителя




Рефлексия учебной деятельности

Словесный- эвристическая беседа

- Дополните фразы:

-На уроке я узнал…

-В ходе работы удалось научиться…

-Порадовался тому, что…

- Ребята оцените свою работу на уроке.

- Вот и опустел сундучок! (Переворачиваю его набок, дети замечают, на дне что-то лежит).

- Ребята, так это конверт, а на нём написано: 1 А класс. А в конверте лежит медаль - на ней написано: Знатоки загадок. - Поздравляю! Эта медаль будет храниться в нашем классном уголке.

- Урок закончен. Спасибо вам за работу

Ответы учащихся

Ф

Контроль учителя


К- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения " Секреты загадки"

Автор: Чернышёва Ольга Васильевна

Дата: 03.06.2022

Номер свидетельства: 608826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку литературного чтения " Секреты загадки""
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_k_uroku_literaturnogo_chteniia_sekrety_zagadki"
    ["file_id"] => string(6) "608827"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1654266009"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по литературному чтению на тему " С. В. Михалков "Мой  щенок" ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-s-v-mikhalkov-moi-shchienok"
    ["file_id"] => string(6) "308423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458578388"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок обобщения "Писатели-детям" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-obobshchieniia-pisatieli-dietiam"
    ["file_id"] => string(6) "111296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407331038"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему "Г.Х. Андерсен "Чайник" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "224449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438807444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства