Актуализация опорных знаний и способов действий | Словесные – эвристическая беседа Наглядные – демонстрация верных ответов на слайде. | - А на замочке загадка. Послушайте: Как не знаешь – Думаешь, гадаешь. Как узнаешь, Гордиться собой начинаешь. - А знаете, почему у вас разные отгадки? Я вам открою тайну… У загадки есть секреты…. Хотите их узнать? -Так, как вы думаете, звучит тема нашего сегодняшнего урока, попробуйте узнать, отгадав ребус. -А, какую цель мы можем поставить с вами на сегодняшний урок? Выберите из предложенных на слайде. - Правильно, вы научитесь не только отгадывать, но и придумывать загадки. Организация оценивания «+», «-«. -Для достижения нашей цели нам нужен план урока. На слайде вы видите шаги нашего плана, но они перепутались, восстановите их правильную последовательность.(1 приглашает восстанавливать у доски, остальные проверяют) План урока: 1. Узнать, что такое «Загадка» 2. Научиться придумывать загадки. 3. Применить полученные знания и умения. Организация оценивания «+», «-«. | Слушают загадку Формулируют тему урока Формулируют цель Восстанавливают план | Ф Ф Ф,И | Контроль учителя Самоконтроль, Контроль учителя | | Р- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу | Практический метод Словесный-дискуссия | -Переходим к 1 пункту плана. Итак, за работу. Чтобы сундучок открылся надо выполнить «Речевую разминку» и узнать, что такое загадка.Сначала читаем слова по слогам, затем целиком с выделением ударного слога. ГА-ДАТЬ РАЗ-ГАД-КА ЗА-ГАД-КА ОТ-ГА-ДАТЬ ЗА-ГАД-ДЫ-ВАТЬ У-ГА-ДАТЬ | - Подумайте, какой общий смысл у этих слов? (все относятся к слову загадка) - А что такое загадка? - Когда мы что-то не знаем, то куда или к кому обращаемся за помощью? - Давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение со значением слова в литературном словарике, что такое загадка? -Кто желает прочитать, что такое загадка? Загадка – короткий рассказ, который описывает предмет, но не называет его. | - Обратите внимание! Загадка рассказывает о предмете, но не называет его. Итак, вернемся к нашему плану, какой пункт плана мы выполнили? -Отлично, идем дальше. | Слушают учителя Выполняют речевую разминку Отвечают на вопросы Читают определение со слайда Возвращаются к пунктам плана | Ф | Контроль учителя | - Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности. - Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении. | | Формирование эстетических чувств. |
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) | Практический метод | - Вот мы и узнали, что такое загадка, а значит, я могу открыть сундучок. (Достаю учебник «Азбука») - Надо поработать в учебнике на с. 114 - Прочитаем вместе со мной вопрос авторов учебника «Как отгадывать загадки?» -А вы знаете, как отгадывать загадки? - Этому мы и будем сейчас с вами учиться. - Прочитать первую загадку на странице 114 нужно, так как этого требует содержание -Итак, ребята смотрите вот я, например, так вижу чтение этой загадки. -Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. -На век надо сделать ударение -А знаете почему? Потому что очень долго -Давайте вместе прочитаем 3-4 -А следующую загадку, вы сами подумайте с какой интонацией ее нужно прочитать. Попробуйте, и может кто-то из вас сможет прочесть эту загадку вслух. -Маленький, удаленький сквозь землю прошёл, красну шапочку нашел. -А теперь поднимите руку все, кто согласны, как прочитал ваш одноклассник. -Молодец, я тоже согласна. -А третью загадку давайте прочитаем с восхищением. Все в месте, хором. 3-4 -Золотое коромысло через реку повисло. - Прочитаем загадку ещё раз, кто желает? (Один читает) -Что это? -А как догадались? - А если не было бы картинки, то что бы вам помогло отгадать загадку? - А чем похожи коромысло и радуга? - Эти загадки получились путём сравнения. Это первый секрет загадки: (на доске) Загадка – сравнение. На что похоже? | - Загляну в сундучок. Так это же предмет из самой известной загадки. (Достаю лампочку) - На что похожа лампочка? - Какую загадку знаете про лампочку? - А чем похожи лампочка и груша? - Что помогло придумать загадку? - Какая это загадка? - А теперь давайте прочитаем загадку на странице 115, рядом с изображением арбуза. Сначала шёпотом. - Кто желает прочитать загадку вслух? - Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, Бархатный. -Что это? Организация оценивания «+», «-«. - Как догадались? - Если бы не было рисунка, как вы догадались, что это арбуз? - Все слова вам понятны? (Если – да, то объясняем слова устно, если – нет, то в словаре читаем непонятные слова: алый, кафтан, бархатный) -В этой загадке перечисляются признаки арбуза, описывают какой он: цвет кожуры, мякоти, вкус. - Эта загадка составлена по признакам предмета, по его описанию, то есть, какой предмет по вкусу, по форме, по цвету. - Вот мы узнали второй секрет: (на слайде) Загадка – признак (описание). Какой? | - Ребята, а давайте придумаем свою загадку – признак, про… (достаю из сундука игрушечного зайца) - Придумаем загадку про зайца, давайте перечислим признаки зайца, опишем зверька. Уши какие?, а хвост? Зимой шубка какая? А летом? - Давайте прочитаем, какая же загадка получилась про зайца? СЛАЙД – загадка про зайчика. Уши длинные, Хвост короткий, Шубка зимой белая, А летом серая. - В загадке мы перечислили признаки зайца, но не называли его. -Молодцы! Зайцу очень понравилась загадка, и он предлагает вам отдохнуть. Организует проведение физминутку. Зайка серенький сидит. Мульт-песенка, танец-игра, Физкультминутка мультфильм для детей - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) Прочитайте загадку На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. - Какие слова помогли отгадать загадку? Это третий секрет, загадка получилась путём перечисления действий предмета. (на доске) Загадка – действие. Что делает? | - Составим сами загадку-действие. Работаем в парах: прочитайте слова по столбикам, соедините линией каждое слово из первого столбика со словами из второго столбика подходящими по смыслу). Проверьте на слайде: СЛАЙД С хозяином кольцом Дом дружит Живёт сторожит А хвост под крыльцом -Проверьте и оцените свою работу. - Прочитаем получившуюся загадку. - Кто это? - Что помогло догадаться, что это собака? - Ребята, а что делает замок? А собака? Так как мы можем назвать собаку? Но собака в отличие от замка какая? (живая). Значит собака какой замок? - Прочитайте шёпотом текст. слайд Жучка Вот собачка Жучка Хвостик закорючкой, Шёрстка пёстрая, Зубки острые. - Что это ребята стихотворение или загадка?? -Здесь требуется отгадка? - А может быть это загадка? - Что надо помнить при составлении загадки? -Ребята, а какой пункт плана мы выполнили? -Значит, нам остался последний пункт плана? -Как он звучит? -А, для того чтобы закрепить полученные знания -Давайте вернёмся к вопросу учебника и составим советы: СЛАЙД Как отгадывать загадки? Что мы делаем вначале, когда видим загадку? Правильно, загадку надо читать медленно. Это первый совет. Затем надо подумать, на что похож предмет – это второй совет, потом найти важные признаки или действия предмета. Это третий совет. - А вы знаете, что сундучок волшебный?! Все советы по отгадыванию загадок он разложил вам в «Азбуки». Проверьте. - А ещё есть правило, что ни одна загадка не должна остаться не разгаданной. - Давайте вернёмся к загадке, которую мы не смогли отгадать в начале урока. СЛАЙД – загадка из сундука. Как не знаешь – Думаешь, гадаешь, Как угадаешь – Гордиться собой начинаешь. - Будем следовать советам. - Читаем загадку медленно. В этой загадке говорится, на что похож предмет? Давайте искать важные признаки, действия предмета. - Какая это загадка? -Ребята, а знаете, что загадки можно еще определить по темам, например загадки на тему природы, на бытовые, это загадки в которых мы используем предметы, которые мы используем в повседневной жизни. -Я сейчас вам раздам карточки, в которых написаны загадки вам в группах необходимо их распределить на 3 темы, а затем выразительно прочитать: 1)Дружбы 2)Природы 3)Бытовая Например, им мы дышим, газы в нем. Как его мы назовем? (Воздух) -Как вы думаете, какой теме посвящена эта загадка? А следующая? Она крепкой быть должна, Всем друзьям, она нужна. (дружба) - Висит груша — Нельзя скушать. (Лампочка) -Вы поняли, каким образом вам нужно выполнять задание? -Тогда приступайте к выполнению -Какая группа первая хочет ответить, как они распределили свои загадки. -Какой пункт плана мы выполнили? -Вот мы и выполнили последний пункт плана. | Отвечают на вопросы Открывают учебник Читают загадки Отвечают на вопросы Придумывают загадку. Читают загадку Придумывают загадку Выполняют физминутку. Составляют загадку Вспоминают правила работы в парах Проверяют выполнение Читают текст Возвращаются к пунктам плана Возвращаются к вопросам учебника Возвращаются к загадке Распределяют загадки по темам Возвращаются к пунктам плана | Ф П Г | Контроль учителя Контроль учителя, Взаимоконтроль | - Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности. - Понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении. | П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. К- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. П- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров, умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. К- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | Формирование эстетических чувств. ; |