Литературное чтение.
Тема: Урок – обобщение по теме «Писатели – детям».
Задачи: повторить и обобщить пройденный материал;
развивать память, учить связно излагать свои мысли, доказывать
свою точку зрения, развивать логическое и образное мышление;
воспитывать уважение к напарнику, интерес и любовь к чтению, к
урокам чтения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по творчеству К. И.
Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, карточки с заданиями, памятка,
предметы для проведения игры « Откуда я?» .
Ход урока.
I .Организация класса.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
II.Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке вы должны показать, как хорошо знакомы с
творчеством детских писателей, что вы узнали о них самих, как близко
подружились с героями их произведений, показать свои умения в
чтении, в пересказе, в чтении наизусть.
- Работать будем в творческих группах:
1 – я группа будет освещать творчество К. И. Чуковского;
2 – я группа – С. В. Михалкова;
3 – я группа творчество А. Л. Барто.Перед началом работы я бы хотела вас ознакомить с памяткой:
« Правила работы в группе».
При работе в группе необходимо уметь:
- общаться, не мешая другим (говорить вполголоса);
- слушать, не перебивая друг друга;
- слышать собеседника;
- отстаивать собственную точку зрения;
- задавать вопросы друг другу, отвечать на них;
- выражать свои чувства и мысли;
- быть терпимым друг к другу;
- благодарить друг друга за работу;
III. Работа над темой.
1. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, почему произведения этих писателей объединены в
один раздел? Что сближает этих авторов?
Выберите ответ:
- пишут интересно, весело;
- ругают детей;
- радуются хорошим поступкам;
- показывают плохих детей (подшучивают над ними);
- помогают избавиться от недостатков;
- учат добру;
В юмористическом произведении писатели обычно изображают людей,
их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Они
выражают своё добродушное, немного насмешливое отношение к ним,
помогают читателям избавиться от недостатков.2. Работа 1 – ой творческой группы.
А.) рассказ уч-ся о творчестве К. И. Чуковского.
Книги Корнея Ивановича Чуковского весёлые, умные, а главное –
добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если
нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких
опасностей.
Б.) рассматривание выставки книг К. И. Чуковского.
В.) чтение наизусть стихотворений К. И. Чуковского.
- Путаница.
- Радость.
- Федорино горе.
3. Работа 2 – ой творческой группы.
А.) рассказ уч-ся о творчестве С. В. Михалкова.
Б.) рассматривание выставки книг С. В. Михалкова.
В.) чтение наизусть стихотворений С. В. Михалкова.
- Мой секрет.
- Сила воли.
- Мой щенок.
Стихи Михалкова великолепно звучат, развивают речь, формируют
чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Не только вы, но и ваши
родители, бабушки и дедушки не представляют своё детство без его
стихов. Детские стихи Михалкова настоящие. Это значит, что всем – и
взрослым, и детям – они способны доставить много радости и
удовольствия.
4. Работа 3 –ей творческой группы.
А.) рассказ уч-ся о творчестве А. Л. Барто.
Б.) рассматривание выставки книг А. Л. Барто.
В.) чтение наизусть стихотворений А. Л. Барто.- Верёвочка.
- Мы не заметили жука.
- В школу.
- Вовка – добрая душа.
Сколько бы вы ни искали, не найти вам среди своих ровесников такого
мальчика или такой девочки, которые не сумели бы с ходу прочитать
наизусть несколько стихотворений Барто. Нет таких во всей нашей
стране! Она так хорошо говорит от имени мальчиков и девочек, что
читатели узнают себя. А узнавать себя интересно! Читатель, узнавая себя
в стихах Барто, и радуется, и негодует, а чаще смеётся над своими
слабостями.
5. Задания для творческих групп.
А.) Корней Иванович Чуковский писал не только стихи, сказки, но и
загадки.
Задание 1-ой группе: прочитать выразительно загадки, разгадать их,
загадать другим творческим группам.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого.
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
Б.) Задание для 2-ой группы: отгадать кроссворд.
1
2
3
4
5
Вопросы:
1. Какой рой летел за щенком?
2. Как называется сосуд, который перевернул щенок?
3. Как лежал щенок после укусов пчёл?
4. Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называлась?
5. Что делал щенок, чтобы разбудить семью?
В.) Задание для 3-ей группы:
Какое настроение вызывают у вас стихи А. Барто? Кому они посвящены? Из
каких стихов видно, что поэт любит детей?
- Найдите в стихотворениях А. Л. Барто строчки, которые могут это
подтвердить, прочитайте их выразительно.IV. Итог урока.
Игра « Откуда я?»
1. Апельсин – К. И. Чуковский «Радость»
2. Посуда – К. И. Чуковский «Федорино горе»
3. Скакалка – А. Л. Барто «Верёвочка»
4. Бинт – С.В. Михалков «Мой щенок»
5. Бабочка – К. И. Чуковский « Путаница»
6. Жук – А. Л. Барто « Мы не заметили жука»
7. Котёнок – С.В. Михалков «Котята»
В заключение нашего урока, я бы хотела вам сказать, что сегодня мы
прочитали только малую часть произведений наших любимых писателей.
Что же объединило эти произведения? А объединила их любовь к детям,
умение писать весело и интересно.
В. В. Бианки писал, что « Наше слово – зерно, брошенное в душу». И это
очень верно!
Произведения мастеров слова – это зёрна, брошенные в души читателей.
Появляются в них и крепнут ростки, которые учат нас быть смелыми,
добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает. И в
этом я вижу наибольшую ценность уроков литературного чтения.
В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами.
Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.
Х Т В О
Н Ж З О
З Х Ч ИЛ
О
Ж
В
О
Т
Л
И
Ч
Н
О
!