Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | – Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок. – Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят? – Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения. | Учащиеся выбирают карточку и показывают. | Психологический настрой | К – умение слушать и понимать других; Л – формирование мотивации к обучению |
2. Речевая разминка | – На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. – О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? – Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза. – Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее. – А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения. – Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.) – Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки. Слайд 3: На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снежинки) | Высказывания детей. Упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения. | Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора. Работа с карточками | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
3. Актуализация знаний. Введение в тему Постановка проблемы | Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 4) – Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? – Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя. – Что вы можете сказать об этих явлениях природы? – Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? – На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. – Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (А. С. Пушкин «Зимнее утро») | (Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги). Высказывания детей. Предположения учащихся. Работа по карточкам | Мотивация к предстоящей деятельности Портрет Работа в парах (по карточкам) | П – поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания; Р – прогнозирование, формирование умения высказывать предположение; К – умение строить речевое высказывание; |
4. Первичное восприятие произведения | – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (слайды 5-20) – Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? – Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. | Высказывания учащихся. | (Звучит аудиозапись, видеоряд.) | К- умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме. |
6. Физкультминутка | Не боимся мы пороши – Ловим снег, Хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам! | Дети выполняют движения. | Способствует сохранению здоровья | |
7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми | – При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения. | Чтение учащимися про себя. | Самостоятельное чтение. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
8. Словарная работа | – Какие слова требуют разъяснения? (слайд 21–32). Возможные варианты: нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек нынче – сейчас бурый – оттенок коричневого вечор – чтение в толковом словаре предадимся – чтение в толковом словаре Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере. Северная звезда – так называют планету Венеру. | Дети делятся на группы и получают инструкционный лист. После выполнения – презентация выполненной работы Работают с толковым словарём. | Работа в группах (со словарями) Словарная работа | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
9. Анализ лирического стихотворения | – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 33). – Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа? СТРОФА (греч. strophe – поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. – Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге? | Работа над текстом стихотворения. Анализируют стихотворение. Отвечают на вопросы, высказывая свои предположения. | | П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; Л – умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; К- Умение строить речевое высказывание, взаимоконтроль и взаимопомощь, сохранение доброжелательного отношения друг к другу |
– Сколько строф в стихотворении? | Ответы детей. (5) |
– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине? | |
– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. – Как герой обращается к своей собеседнице? | («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») |
– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? | (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.) |
– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.) | (Настроения радостного ожидания, бодрости.) |
– Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? – Каким настроением окрашена вторая строфа? | (Печальное, тревожное) |
– Докажите словами из текста. | («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела») |
– Как называется этот приём, используемый автором? | (Олицетворение, сравнение.) |
– Герой наблюдает за природой из окна.Прочитаем следующую строфу. – Какое настроение у героя? | (Радостное, весёлое.) |
– Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. – Приведите примеры. | |
– Что можете сказать о настроении героя? | (Мечтательное, восторженное.) |
– Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные. | |
– Как понимаете «янтарный блеск»? | (Тёплый, уютный, жёлтый свет.) |
– Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте: Весёлым треском Трещит затопленная печь… | Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф. |
– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч) – Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? – Волнует ли героя то, что чувствует героиня? – Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней? | Ответы детей. |
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.) | |
– Какой вывод можно сделать: это стихотворение о красоте зимнего утра; это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком? | |
11.Выразительное чтение стихотворения | – Как это помогает передать его настроение? Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу. (Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение). | Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу Выразительное чтение стихотворения (чтение в парах). | Дети читают стихотворение друг другу выразительно. Работа в парах Развитие навыков выразительного чтения. Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
11. Игра «Художники» | – Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 34). – Почему выбрали именно эти цвета? Ответы: 1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет) 2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета) 3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета) 4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый) 5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота) | Презентация работ: палитры вывешиваются на доске. | Работа в парах | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
13. Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина | | | |
12. Итог урока | – С каким автором мы сегодня познакомились? – Какое произведение читали? – Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха? – Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока. Оценивание учащихся. | (Учащиес выбирают карточку и показывают). | | |