kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся  со стихотворением «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».»

Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"». 3-й класс

Цель: познакомить учащихся со стихотворением «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;

  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;

  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, ее выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.



  • Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

  • Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

– развивать навыки беглого, выразительного  чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– развивать  словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную  доказательную речь;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.

– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический    комментарий

Формируемые УУД

1. Организационный момент

 – Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.

– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят?
– Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

Учащиеся выбирают карточку и показывают.

Психологический настрой

К – умение слушать и понимать других;

Л – формирование мотивации к обучению

2. Речевая разминка

– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.
– Прочитайте стихотворение  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
Слайд  3:   

На деревья, на кусты 
С неба падают цветы. 
Белые, пушистые, 
Только не душистые. (Снежинки)

Высказывания детей.

 

 

Упражнения для постановки правильного речевого дыхания.

Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения.

Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.

 

 

 

 

 

Работа с карточками

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

3. Актуализация знаний. Введение в тему

 

 

Постановка проблемы

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 4)
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
–  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?
– На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока.
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

 

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

(Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги).

Высказывания детей.

Предположения учащихся.

 

Работа по карточкам

Мотивация к предстоящей деятельности

Портрет

 

 

 

Работа в парах (по карточкам)

П – поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания;

Р – прогнозирование, формирование умения высказывать предположение;

К – умение строить речевое высказывание;


4. Первичное  восприятие произведения

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
(слайды 5-20)
– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?
– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

Высказывания учащихся.

(Звучит аудиозапись, видеоряд.)

К- умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме.

6. Физкультминутка

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!

Дети выполняют движения.

 Способствует сохранению здоровья

 

7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

Чтение учащимися про себя.

Самостоятельное чтение.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

8. Словарная работа

– Какие слова требуют разъяснения? (слайд 21–32).
Возможные варианты:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – чтение в толковом словаре
предадимся – чтение в толковом словаре
Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.

Дети делятся на группы
и получают инструкционный лист.
После выполнения – презентация выполненной работы Работают с толковым словарём.

Работа в группах
(со словарями)

 

Словарная работа


Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

9. Анализ лирического стихотворения

– Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 33).
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
СТРОФА (греч. strophe – поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге?

 Работа над текстом стихотворения. Анализируют стихотворение.

Отвечают на вопросы, высказывая свои предположения.



П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации;

Л – умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

К- Умение строить речевое высказывание, взаимоконтроль и взаимопомощь, сохранение доброжелательного отношения друг к другу

– Сколько строф в стихотворении?

Ответы детей. (5)

– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

 

– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
– Как герой обращается к своей собеседнице?

(«Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?

(Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

(Настроения радостного ожидания, бодрости.)

– Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?
– Каким настроением окрашена вторая строфа?

(Печальное, тревожное)

– Докажите словами из текста.

(«Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

– Как называется этот приём, используемый автором?

(Олицетворение, сравнение.)

– Герой наблюдает за природой из окна.Прочитаем следующую строфу.
– Какое настроение у героя?

(Радостное, весёлое.)

– Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы.
– Приведите примеры.

 

– Что можете сказать о настроении героя?

(Мечтательное, восторженное.)

– Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

 

– Как понимаете «янтарный блеск»?

(Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

– Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
– Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?
– Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
– Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

Ответы детей.

– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

 

– Какой вывод можно сделать:

  • это стихотворение о красоте зимнего утра;

  • это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

 

11.Выразительное чтение стихотворения

– Как это помогает передать его настроение?
Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу.
(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение).

Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу
Выразительное чтение стихотворения
(чтение в парах).

Дети читают стихотворение друг другу выразительно.
Работа в парах
Развитие навыков выразительного чтения.
Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

11. Игра «Художники»

– Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 34).
– Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

Презентация работ: палитры вывешиваются на доске.

Работа в парах

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

13. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение  стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина

 

 

 

12. Итог урока

– С каким автором мы сегодня познакомились?
– Какое произведение читали?
– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.

 

Оценивание учащихся.

(Учащиес

выбирают карточку и показывают).


 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».

Автор: меньшикова светлана николаевна

Дата: 14.10.2019

Номер свидетельства: 522619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«А.С. Пушкин. «Зимнее утро» "
    ["seo_title"] => string(27) "a-s-pushkin-zimnieie-utro-2"
    ["file_id"] => string(6) "152345"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420824853"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока по литературному чтению тема А.С. Пушкин "Зимнее утро" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-a-s-pushkin-zimnieie-utro-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402803739"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_v_3_klasse_po_teme_a_s_pushkin_zimnee_u"
    ["file_id"] => string(6) "639396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699213792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства