kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" " составлен по учебнику Климановой, Горецкого и др. Урок состпавлен по УМК Школа России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" "»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: А.С. Пушкин

« Зимнее утро»

УМК «Школа России»

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать

своеобразие пейзажной лирики поэта.

Задачи урока:

- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического

стихотворения): учить видеть средства художественной выразительности

(эпитет, сравнение, звукопись, приём контраста как средство создания

картины);

- развивать умения учащихся выразительно читать;

- воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе,

внимание к поэтическому слову.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с

помощью слов; познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с

картиной русского художника; научатся понимать содержание прочитанного;

высказывать своё отношение .

Метапредметные:

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, из

текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе

анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: планировать работу на уроке; определять цель деятельности

на уроке; волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил

вносить необходимые коррективы в действия; умение осуществлять

познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, находить общее

решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное

отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою

страну, красота человеческих отношений, проявлять интерес к чтению и

изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

аудиозапись стихотворения «Зимнее утро», карточки со словами для

работы в группах, сигнальные картинки (снежинки: белые, голубые, синие),

картинка о зиме, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение. 3

класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.













































Ход урока:

1.Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок Литературное чтение

- Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок! (Слайд 1)

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний:

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в далекое прошлое, в

то время, когда жил великий русский поэт … А какой, вы определите,

отгадав по иллюстрациям названия его произведений.

(Слайд 2)

3. Самоопределение темы и целей урока.

- Мы продолжаем изучать творчество А.С.Пушкина. (Слайд 3)

Послушайте загадку. О каком времени суток в ней говорится?

Когда роса и солнце,

И зелень, и багрянец -

Всё сразу соберется

На маленькой поляне? (Утро)

-А теперь представьте себе утро зимой, когда светит солнце? Скажите, что

вы увидели? (Ответы детей)

-Посмотрите, каким увидел зимнее утро художник Игорь Эммануилович

Грабарь (Слайд 4)

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Какая тема урока? (О

зимнем утре. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»)

- Это стихотворение А.С.Пушкин написал в далёком 1829 году в тверском

имении Вульфа, где поэт гостил у своего друга по пути в Петербург, когда

возвращался с Кавказа. Стихотворение написано было очень быстро, в 1 день

– 3 ноября. (Слайд 5)

- Ребята, давайте подумаем, чему будем учиться на уроке?» (Ответы детей)

- Мы сегодня на уроке попытаемся понять смысл стихотворения «Зимнее

утро» и настроение, которым оно проникнуто, научимся выразительно

читать это стихотворение.

- А что значит прочитать выразительно? (Значит передать чувства,

переживания героя)

4. Первичное восприятие. Слушание стихотворения (аудиозапись)

5. Первичная проверка понимания. Беседа.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным)

- Узнали ли вы что-то новое из стихотворения о времени года зима?

(Ответы детей)

- Значит в стихотворении главное не рассказать, а передать чувства,

переживания героя (автора). Такие стихотворения, основу которых

составляют переживания, чувства человека, называются лирическими.

(Слайд 6: 1 часть)

- Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной

лирике. Давайте вспомним, что такое пейзаж?

- Пейзаж – изображение природы. Значит Пушкин рассказывает о своих

чувствах через изображение природы. ( Слайд 6: 2 часть)

5. Словарно-лексическая работа. Групповая работа.

-В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте

попытаемся их объяснить: соотнесите слова из левого столбика со словами

из правого столбика (соедините стрелками). (Слайд 7)

Карточка для работы в группах (Приложение 1)

взоры блаженство (сон)

сомкнуты тёмный

нега сегодня

мрачный закрыты

вечор взгляд, «глаза»

мгла выступ у русской печи

нынче тьма, мрак

великолепный вчера вечером

бурый богиня утренней звезды

озарить превосходный

кобылка подчиниться

предаться ярко осветить

Аврора серо-коричневый

Янтарный прозрачно-жёлтый

Лежанка лошадь

- Проверим работу в группах. (Слайды 8, 9, 10, 11)

взоры - взгляд, «глаза»

сомкнуты - закрыты

нега – блаженство(сон)

мрачный - тёмный

вечор – вчера вечером

мгла - тьма, мрак

нынче – сегодня

великолепный - превосходный

бурый - серо-коричневый

озарить – ярко осветить

кобылка - лошадь

предаться – подчиниться

аврора - богиня утренней зари

янтарный – прозрачно-жёлтый

лежанка – длинный выступ у печки, для лежания

6. Физминутка.

- Давайте перенесёмся в зимнее утро и проведём физминутку "Зимняя прогулка"

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!



7.Чтение и анализ стихотворения по частям. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Как построено стихотворение, из скольки частей оно состоит?

(Стихотворение состоит из 5 частей.)

- Приготовьтесь прочитать вслух по частям.

Читаем вполголоса 1 часть.

- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей) (Слайд 12).

- Какое настроение выражено в 1 части? (Слайд 13)

-Какие слова и выражения подтверждают радостное настроение? (Чтение

детьми)

-Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный»,

«красавица», «звезда севера»)

-Как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с

любовью и нежностью)

Читаем вполголоса 2 часть.

- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей) ( Слайд 14).

-Каким настроением проникнута 2 часть? (Печальное, тревожное) (Слайд 15)

-Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты

печальная сидела»)

- Пушкин говорит «вьюга злилась», «мгла носилась»? Какой

художественный приём использует автор в этой части? (олицетворение)

- С чем сравнивает поэт луну?( Луна как бледное пятно.) Какой это приём?

(Сравнение)

- Какие использует эпитеты – образные выражения? (Мутное небо, бледное

пятно, мрачные тучи.)

-В шестой строчке 3 части на словах: «А нынче… погляди в окно…»

настроение резко меняется. С каким настроением читаем дальше?

(удивление)

Читаем вполголоса 3 часть.

- Какую картину вы хотели бы нарисовать? (Ответы детей) (Слайд 16).

-Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое) (Слайд 17)

-Какой приём использует автор, чтобы передать состояние природы?

Приведите примеры эпитетов. (Слайд 18)

- Сравните настроение и чувства героя во 2 и 3 частях.

- Вы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные

настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные. Это

приём контраста. (Слайд 19)

Читаем вполголоса 4 часть.

- О чём рассказывает 4 строфа? (Описывает комнату, откуда поэт наблюдает

утро)

- Чем нравится герою комната?

-Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте: (Слайд 20)

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Чтобы мы могли услышать происходящее в доме, автор использует приём

звукопись. Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

- Хочет ли он поделиться своими впечатлениями с красавицей?

- Какие слова помогают это понять? (Чтение вопросительного предложения).

- Почему герою не терпится покинуть комнату?

Читаем вполголоса 5 часть.

- В этой части речь идёт не о кобылке, а о нетерпеливом коне. В чём

разница, почему поэт так пишет? (разница в движении)

- «Предадимся бегу нетерпеливого коня» – значит предадимся бегу жизни,

её разнообразию. (Слайд 21)

- Какое настроение будем передавать при чтении этой строфы? (Радостное)

Обобщения по анализу стихотворения:

- Какое настроение преобладает во всём стихотворении? (В стихотворении

преобладают радостные чувства, восторг. Поэт счастлив.)

- О чём рассказывает это стихотворение? (О красоте зимнего утра; о том, как

приятно разделить переживания с близким человеком) (Слайд 22)

- «Зимнее утро» - это одно из самых оптимистичных стихотворений



Пушкина. Поэт восхищается проявлениями природы.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Работа в парах: выразительное чтение стихотворения детьми.

9.Итог урока. Рефлексия.

- С каким стихотворением познакомились сегодня?

- Удалось ли почувствовать зимнее утро, изображённое А.С. Пушкиным? С

помощью каких приёмов?

- Как меняется настроение и чувства лирического героя на протяжении

стихотворения? ( радость, грусть, радость, восторг)

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На уроке я узнал...

• На уроке я похвалил бы себя за...

• Сегодня я сумел...

Оцените свою работу на уроке. ( На доске зимняя картинка)

-Прикрепите на зимнюю картину:

Белую снежинку, если вы довольны своей работой на уроке.

Голубую снежинку - хорошо потрудился, но были допущены неточности.

Синюю снежинку - надо еще постараться.

10.Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее

утро» на страницах 88-89.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" "

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 05.11.2023

Номер свидетельства: 639396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока  литературного чтения, 3 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "146793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419260777"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока по литературному чтению тема А.С. Пушкин "Зимнее утро" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-a-s-pushkin-zimnieie-utro-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402803739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект урока по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "108002"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532973"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuvo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452277790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства