Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”. Учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Л.Н. Толстой "Прыжок"»
Конспект открытого занятия по ВД «Грамотный читатель» 3 класс.
Тема: Л.Н. Толстой "Прыжок".
Цели:
Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”;
Учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения;
Развивать речь.
Воспитывать внимательное отношение к чувствам и переживаниям других людей.
Формировать УУД:
Личностные УУД:формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Планируемый результат:
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ход деятельности:
Организационный момент.
- Давайте обратимся к высказыванию М. Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).
«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».
- Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.
ІІІ. Речевая разминка.
- Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? (Ответы детей).
Фотограф.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей»!
Мышь пищит: « Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится ёж,-
Если снимок не пришлешь».
Валентин Дмитриевич Берестов
- Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).
- Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей).
- А в каких произведениях мы видели как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»).
ІV. Самоопределение к деятельности.
На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.
- Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)
Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.
- Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула».
Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
-Какую роль на корабле выполняет капитан? (Ответы учащихся)
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством какого писателя? (Льва Николаевича Толстого).
- А сообщение о нём нам подготовила АНЯ . (один ученик рассказывает биографию).
Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом. Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.
Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!
- Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название.
ІІ. Изограф. На доске изограф ПРЫЖОК
JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)
- Откройте в учебнике стр.
- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).
- Какие цели поставим на занятии? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).
- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)
- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
- Что означает слово “прыжок”?
- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)
V. Словарная работа. (на слайд)
- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов.
Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Палуба-пол на корабле
Каюта-комната на корабле
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см
Два аршина - около полутора метров. (Показать на рулетке)
Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.
Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение
Физминутка
Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем.
VI. Первичное знакомство с текстом.
- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.
(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).
- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).
-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)
- Каков жанр произведения? (Рассказ)
-Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)
-Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).
- Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).
- Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)
VII. Работа над содержанием текста.
- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)
- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)
- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)
- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)
- Как вы думаете, для чего авторпрежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвалего имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).
- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы)
(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком.Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)
-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия,когда ступил на перекладину?
-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).
-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")
- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.
- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)
- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)
- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)
- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)
VIII. Итог урока.
- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?(Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)
- Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?
Дифференцированная работа
1 группа Какая пословица подходит к рассказу?
Будь храбр по уму и сердцу.
Гордится отец, что сын — храбрец.
Кому потеха, а мне не до смеха.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
2 группа составление картинного плана
3 группа – моделирование обложки
IX. Рефлексия.
-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:
Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.
Хорошо работал – жёлтый парус.
Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)
X. Домашнее задание.
- От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)
Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок" от имени мальчика.