Урок литературного чтения А.С Пушкин "Зимнее утро"
Урок литературного чтения А.С Пушкин "Зимнее утро"
Цель: знакомство учащихся со стихотворением А.С Пушкина «Зимнее утро». Проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.С Пушкин "Зимнее утро"»
Конспект урока литературного чтения
Класс: 3Б
Тема: Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы.
Цель: знакомство учащихся со стихотворением А.С Пушкина «Зимнее утро». Проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.
Задачи: продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствие с нормами литературного произношения; способствовать развитию устной речи детей; способствовать воспитанию гумвнных человеческих качеств.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с миром художественной литературы;
Метапредметные: Р- принимать и сохранять учебную задачу; П- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К- формулировать собственное мнение.
Предметные: пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, меня зовут Регина Иршатовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте пожалуйста как вы подготовились к уроку, всё ли у вас есть. Теперь вы можете занять свои места.
- Сели все красиво, правильно, спинки ровные и мы начинаем урок!
2. Подготовительная работа к восприятию нового материала
-Какое у вас любимое время года? Почему?
-Какие приметы зимы вы знаете?
-Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте угадать о каком времени года идёт речь
Рады, рады, все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к нам пришла
Кто?- Красавица-…(зима)
-Верно ребята, это зима. Из след. Загадки вы узнаете о времени суток.
Ночь растворилась,
В дымке рассвета,
Крик петуха,
Разноситься эхом,
Когда исполняет он песню эту?
Ответ:утром
-Каким вы представляете утро зимой?
-Посмотрите на картину Игоря Грабаря, каким он представляет себе зимнее утро. СЛАЙД
-Кому понравилась картина? Чем она понравилась?
-Как вы думаете о чём будем говорить сегодня на уроке? (о зимнем утре)
-Ребята, посмотрите на фото-портрет, как вы думаете о чем пишет этот автор?
-Как вы догадались? Какие его произведения вам известны? (« Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о золотом Петушке», « Сказка о медведихе», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
-Этого автора зовут А.С Пушкин с твoрчeствoм вeликoгo русскoгo пoэтa мы знaкoмы с дeтствa, читaeм и любим eгo скaзки.
- Давайте сейчас мы с вами познакомимся с великим писателем поближе. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?
-Правильно, он ещё писал стихи.
-Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме. Как вы думаете почему именно об этих временах года он писал чаще всего? (любил эти времена года)
-Стихотворение с которым мы сегодня познакомимся так и называется «Зимнее утро»
-Я думаю вы уже догадались кто автор этого стихотворения( А.С ПУШКИН)
-Какие цели поставим изучая это стихотворение? (познакомится со стих, проанализировать его, выразительно прочитать)
- Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение « Зимнее утро».
-Откройте учебник на странице 6, сейчас я вам прочту это стихотворение. А вы потом мне скажите какие эмоции вы испытывали слушая это стихотворение.
III. Проверка первичного восприятия
-Понравилось стихотворение? Какое настроение у вас оно навеяло?
IV. Повторное чтение детьми с заданием найти непонятные слова
-Ребята, сейчас вы будете читать про себя. Возьмите в руки карандаш и обведите непонятные слова.
V. Словарная работа
Дремлешь - находишься в состоянии полусна
Сомкнуты - закрыты
Нега- наслаждение
Взоры- глаза
Северная Аврора- богиня утренней зари
Вечор - вчера вечером
Нынче - сегодня
Янтарным блеском- прозрачно-жёлтый цвет
Озарена - ярко освещена
Лежанка - выступ у печки, где можно лежать
Предадимся- отдадимся
Мгла - непрозрачный воздух
велеть - приказать запречь - запрягать
VI. Физкультминутка
VII. Анализ стихотворения
- Теперь давайте внимательно прочитаем стихотворение и поразмышляем над содержанием.
Прочитайте первую строфу стихотворения.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
-Скажите, как вы понимаете «Открой сомкнуты негой взоры» То есть по другому это означает «открой глаза ото сна»
-А кто знает кто такая северная Арора? – это богиня утренней зари
О чём в ней говорится? (в первой части поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу)
-Как вы думаете, к кому обращается поэт? ( К своей возлюбленной)
-Как он называет ее? (друг прелестный, красавица)
Поэт называет женщину «друг прелестный», «красавица», «звезда севера». С какими чувствами произносятся эти слова? (нежность, восхищение, восторг, преклонение)
- К чему призывает автор? (открыть глаза навстречу богини)
Прочитайте вторую строфу стихотворения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … посмотри в окно:
Вечор- как вы это понимаете? То есть вчера вечером
-Кто знает что такое МГЛА? –ЭТО ТУМАН
-Как вы понимаете «НЫНЧЕ» СЕГОДНЯ
- Какое чувство вызывало у вас эта часть? (печаль)
О чём в ней говорится? (во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально)
-Как вы думаете, почему влюбленная сидела в печали? ( На небе мгла, вьюга злится - такое состояние вызывает у человека печаль)
-Какой литературный прием использует автор в этой строфе кто знает? ( Ребята он использует Олицетворение – это когда о неживом говорят как о живом например: вьюга злится, мгла носилась, сравнение: луна, как ….)
Прочитайте третью строфу стихотворения.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
О чём в ней говорится?
В третьей части перед нами предстаёт картина природы, она очень красива.
Блестя на солнце, снег лежит;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-С чем сравнивает поэт снег? (С великолепными коврами)
-Прочему лес прозрачный? ( Лес без листьев).
Прочитайте четвёртую строфу стихотворения.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
А.С. Пушкин сказал, что комната «янтарным блеском озарена». Как вы понимаете эти слова? ТО ЕСТЬ ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ЧТО ОСВЕЩЕНА ЛУЧАМИ СОЛНЦА
-А кто знает что такое « ЛЕЖАНКА» ВЫСТУП У ПЕЧКИ ГДЕ МОЖО ЛЕЖАТЬ
О чём в ней говорится? (в этой части перед нами картина комнаты; она озарена светом затопленной печи; значит, там тепло и уютно)
Почему А. Пушкин назвал треск печи весёлым? Как вы думаете, когда можно сказать, что треск печи грустный?
Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? (эпитеты – весёлым треском, затопленная печь)
Прочитайте пятую строфу стихотворения.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Неторопливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
О чём в ней говорится? (в последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне)
Определите настроение в этой части. (радостное, весело мчаться на «нетерпеливом» коне по снежным блестящим коврам «под голубыми небесами»; и всё-таки чувствуется грусть – «поля пустые», леса уже не густые; и всё равно на душе светло, потому что зимой есть своя красота, а лето ещё вернётся)
Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение? (нет, сначала громко, выразительно, бодро; потом с чувством грусти, печали; затем спокойно, но звонким голосом, а вот последние шесть строчек снова громко, призывно)
-Ребята, сейчас несколько человек будут выходить к доске и выразительно читать стихотворение, кто готов?
VIII. Обобщающая беседа. Рефлексия
-Итак сегодня мы с вами познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и проанализировали его
-Сейчас я вам расскажу как и где оно появилось
Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день: 3 ноября 1829 года.
Он уже был освобожден от ссылки и мог спокойно перемещаться по стране.
В тот день он находился в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии.
Имение находилось в очень живописном месте рядом с рекой Тьма. Именно красота этих мест вдохновила поэта на написание этого прекрасно произведения.
В стихотворении присутствует «красавица», к которой Пушкин обращается «милый друг». Кого именно имел в виду поэт — точно неизвестно, так как в то время он был завидным женихом, и в его окружении было множество девушек.
- Ребята, как вы думаете, сумел поэт передать красоту родной природы?