kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения А.С Пушкин "Зимнее утро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство учащихся со стихотворением А.С Пушкина «Зимнее утро». Проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.С Пушкин "Зимнее утро"»

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3Б

Тема: Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы.

Цель: знакомство учащихся со стихотворением А.С Пушкина «Зимнее утро». Проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.

Задачи: продолжать работать над правильным, осознанным, выразительным чтением вслух и молча с достаточной беглостью в соответствие с нормами литературного произношения; способствовать развитию устной речи детей; способствовать воспитанию гумвнных человеческих качеств.

Планируемые результаты:

 Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с миром художественной литературы;

Метапредметные: Р- принимать и сохранять учебную задачу; П- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К- формулировать собственное мнение.

Предметные: пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя.



Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Регина Иршатовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте пожалуйста как вы подготовились к уроку, всё ли у вас есть. Теперь вы можете занять свои места.

- Сели все красиво, правильно, спинки ровные и мы начинаем урок!

2. Подготовительная работа к восприятию нового материала

-Какое у вас любимое время года? Почему?

-Какие приметы зимы вы знаете?

-Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте угадать о каком времени года идёт речь

Рады, рады, все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к нам пришла

Кто?- Красавица-…(зима)

-Верно ребята, это зима. Из след. Загадки вы узнаете о времени суток.

Ночь растворилась,

В дымке рассвета,

Крик петуха,

Разноситься эхом,

Когда исполняет он песню эту?

Ответ:утром

-Каким вы представляете утро зимой?

-Посмотрите на картину Игоря Грабаря, каким он представляет себе зимнее утро. СЛАЙД

-Кому понравилась картина? Чем она понравилась?

-Как вы думаете о чём будем говорить сегодня на уроке? (о зимнем утре)


-Ребята, посмотрите на фото-портрет, как вы думаете о чем пишет этот автор?

-Как вы догадались? Какие его произведения вам известны? (« Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о золотом Петушке», « Сказка о медведихе», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

-Этого автора зовут А.С Пушкин с твoрчeствoм вeликoгo русскoгo пoэтa мы знaкoмы  с дeтствa, читaeм и любим eгo скaзки.

- Давайте сейчас мы с вами познакомимся с великим писателем поближе. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?

-Правильно, он ещё писал стихи.

-Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме. Как вы думаете почему именно об этих временах года он писал чаще всего? (любил эти времена года)

-Стихотворение с которым мы сегодня познакомимся так и называется «Зимнее утро»

-Я думаю вы уже догадались кто автор этого стихотворения( А.С ПУШКИН)

-Какие цели поставим изучая это стихотворение? (познакомится со стих, проанализировать его, выразительно прочитать)

- Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение « Зимнее утро».

-Откройте учебник на странице 6, сейчас я вам прочту это стихотворение. А вы потом мне скажите какие эмоции вы испытывали слушая это стихотворение.

III. Проверка первичного восприятия

-Понравилось стихотворение? Какое настроение у вас оно навеяло?



IV. Повторное чтение детьми с заданием найти непонятные слова

-Ребята, сейчас вы будете читать про себя. Возьмите в руки карандаш и обведите непонятные слова.

V. Словарная работа

Дремлешь - находишься в состоянии полусна

Сомкнуты - закрыты

Нега- наслаждение

Взоры- глаза

Северная Аврора- богиня утренней зари

Вечор - вчера вечером

Нынче - сегодня

Янтарным блеском- прозрачно-жёлтый цвет

Озарена - ярко освещена

Лежанка - выступ у печки, где можно лежать

Предадимся- отдадимся

Мгла - непрозрачный воздух

велеть  - приказать
запречь - запрягать


VI. Физкультминутка


VII. Анализ стихотворения

- Теперь давайте внимательно прочитаем стихотворение и поразмышляем над содержанием.

Прочитайте первую строфу стихотворения.

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

-Скажите, как вы понимаете «Открой сомкнуты негой взоры» То есть по другому это означает «открой глаза ото сна»

-А кто знает кто такая северная Арора? – это богиня утренней зари

О чём в ней говорится? (в первой части поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу)

-Как вы думаете, к кому обращается поэт? ( К своей возлюбленной)

-Как  он называет ее? (друг прелестный, красавица)

Поэт называет женщину «друг прелестный», «красавица», «звезда севера». С какими чувствами произносятся эти слова? (нежность, восхищение, восторг, преклонение)

- К чему призывает автор? (открыть глаза навстречу богини)

Прочитайте вторую строфу стихотворения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … посмотри в окно:

Вечор- как вы это понимаете? То есть вчера вечером

-Кто знает что такое МГЛА? –ЭТО ТУМАН

-Как вы понимаете «НЫНЧЕ» СЕГОДНЯ

- Какое чувство вызывало у вас эта часть? (печаль)

О чём в ней говорится? (во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально)

-Как вы думаете, почему влюбленная сидела в печали? ( На небе мгла, вьюга злится - такое состояние вызывает у человека печаль)

-Какой литературный прием использует  автор в этой строфе кто знает? ( Ребята он использует Олицетворение – это когда о неживом говорят как о живом например: вьюга злится, мгла носилась, сравнение: луна, как ….)

Прочитайте третью строфу стихотворения.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

О чём в ней говорится?

В третьей части перед нами предстаёт картина природы, она очень красива.

Блестя на солнце, снег лежит;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

-С чем сравнивает поэт снег? (С великолепными коврами)

-Прочему лес прозрачный? ( Лес без листьев).

Прочитайте четвёртую строфу стихотворения.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

А.С. Пушкин сказал, что комната «янтарным блеском озарена». Как вы понимаете эти слова? ТО ЕСТЬ ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ЧТО ОСВЕЩЕНА ЛУЧАМИ СОЛНЦА

-А кто знает что такое « ЛЕЖАНКА» ВЫСТУП У ПЕЧКИ ГДЕ МОЖО ЛЕЖАТЬ

О чём в ней говорится? (в этой части перед нами картина комнаты; она озарена светом затопленной печи; значит, там тепло и уютно)

Почему А. Пушкин назвал треск печи весёлым? Как вы думаете, когда можно сказать, что треск печи грустный?

Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? (эпитеты – весёлым треском, затопленная печь)

Прочитайте пятую строфу стихотворения.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Неторопливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

О чём в ней говорится? (в последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне)

Определите настроение в этой части. (радостное, весело мчаться на «нетерпеливом» коне по снежным блестящим коврам «под голубыми небесами»; и всё-таки чувствуется грусть – «поля пустые», леса уже не густые; и всё равно на душе светло, потому что зимой есть своя красота, а лето ещё вернётся)

Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение? (нет, сначала громко, выразительно, бодро; потом с чувством грусти, печали; затем спокойно, но звонким голосом, а вот последние шесть строчек снова громко, призывно)

-Ребята, сейчас несколько человек будут выходить к доске и выразительно читать стихотворение, кто готов?


VIII. Обобщающая беседа. Рефлексия

-Итак сегодня мы с вами познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и проанализировали его

-Сейчас я вам расскажу как и где оно появилось

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день: 3 ноября 1829 года.

Он уже был освобожден от ссылки и мог спокойно перемещаться по стране.

В тот день он находился в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии.

Имение находилось в очень живописном месте рядом с рекой Тьма. Именно красота этих мест вдохновила поэта на написание этого прекрасно произведения.

В стихотворении присутствует «красавица», к которой Пушкин обращается «милый друг». Кого именно имел в виду поэт — точно неизвестно, так как в то время он был завидным женихом, и в его окружении было множество девушек.


- Ребята, как вы думаете, сумел поэт передать красоту родной природы?

-На этом наш урок окончен, до свидания!

Задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения А.С Пушкин "Зимнее утро"

Автор: Шаехова Регина Иршатовна

Дата: 16.03.2023

Номер свидетельства: 627624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«А.С. Пушкин. «Зимнее утро» "
    ["seo_title"] => string(27) "a-s-pushkin-zimnieie-utro-2"
    ["file_id"] => string(6) "152345"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420824853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_v_3_klasse_po_teme_a_s_pushkin_zimnee_u"
    ["file_id"] => string(6) "639396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699213792"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока по литературному чтению тема А.С. Пушкин "Зимнее утро" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-a-s-pushkin-zimnieie-utro-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402803739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства