kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование на тему: " Корень слова. Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка составлен в форме урока - исследования. На уроке формируется понятие корня слова, умение подбирать однокоренные слова и выделять ы них корень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование на тему: " Корень слова. Родственные слова"»



Раздел: Моя школа.

Лексическая тема: Наша школьная жизнь.

Тема: Корень слова. Родственные слова.



Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

1)​ развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

2)​ научить находить корень в однокоренных словах;

3)​ развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

4)​ воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

5)​ воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

2. Мотивация. Речевая разминка.

- Чтение пословицы из учебника ( стр. 9) : Повторять да учить – ум точить.

Работа с пословицей по плану:

  1. Чтение пословицы.

  2. Объяснить значение непонятных слов.

  3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

Итак, начнём урок.

3. Чистописание.

Буква Яя

- Какие звуки она обозначают?

- Дайте характеристику этим звукам.

-Какие элементы мы используем при написании этих букв?

Знакомство с новым словарным словом. Учитель загадывает загадку:

Сижу меж травы

Красная сладкая.

Нагнись и сорви. (Ягода)



- Прочитайте слово орфографически грамотно.

- Какая гласная находится в сильной позиции? (я) Какая в слабой? (о) Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь.

- Составьте предложение с этим словом.



4. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь?

- Какими качествами должен обладать исследователь? (любознательность, усердие, терпение, наблюдательность, ответственность)

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению . Исследование – поиск новых знаний, изучение чего-либо».

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений - тетрадь.

- Откройте тетради и запишите дату исследования.


Словарная работа. Постановка учебной задачи.

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.

1.Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим. 
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в...(класс)


2.Предметы, предназначенные для хранения продуктов, для еды и питья (Посуда)


3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока) 


4.В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (Учитель)


5.Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ... .(Карандаш)


6.Последний осенний месяц (Ноябрь)


Слова: класс, посуда, сорока, учитель, карандаш, ноябрь.

-Какое слово получилось по вертикали? (Корень)

Мы определили тему нашего исследования. Сформулируйте её.

- Что такое корень? У каких предметов есть корни?


Сколько значений у слова корень?

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним значением слова «корень». Корень бывает и у слов. Корень – это часть слова.

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

Сказка садовника (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

Много лет назад появилось на свете слово «ход». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. (слайд )

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. Корень как сердце в слове.

Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Что общего у этих слов (общая часть – ход-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.



Учащиеся знакомятся с текстом упражнения о споре Ануара и Яны: у кого или у чего бывают родственники. Высказывают своё мнение.

- Так кто же из них прав?

- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от корня ход, выделите корень.

- Попробуем подобрать однокоренные слова к словарному слову «ягода»

- Прочитайте вывод в учебнике. ( Показать обозначение корня)



5. Закрепление изученного материала. Упражнение на внимание.

— Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.



Докажите, что эти слова являются однокоренными .

- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.



6. Физкультминутка

Корень берёзы сидит глубоко,

Ветки растут высоко-высоко.

Корня берёзки нам не видать,

Веток берёзовых не достать!



- Что особенного заметили в тексте физминутки?



Самостоятельная работа. Работа с учебником.

- стр.10 .Упр 3

- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)



Устная работа «Исследуй слова»

- Найди лишнее слово. Объясни.

Вода, водяной, водить, водолаз

Лиса, лист, лисёнок

Лось, лоскут, лосёнок

- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.



Работа в парах. Упр. 5. Учащиеся знакомятся с текстом стихотворения Е. Измайлова; рассматривают картинку к стихотворению; читают родственные слова, называют в них корень.

Игра «Волшебный лес». Предлагается составить и записать родственные слова с предложенными корнями. (Детям раздаются карточки с контуром дерева)

Я предлагаю каждой группе вырастить слова из корней, я вам даю корень, вы на карточках - деревьях записываете однокоренные слова. (лес, гриб, дом, ум, рыб, вод)

1 группа - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

3 группа - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

4 группа - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

Выступление групп



7.Работа со словообразовательным словарем.

Учащиеся знакомятся со словообразовательным словарем, читают информацию в учебнике о словарях (стр.11).



8. Итог урока.

-Итак ребята, что мы с вами исследовали на уроке?

- Чему научились?

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

IX. Домашнее задание: выучить правило

X. Рефлексия.

- Дорисуйте смайлик и покажите, как для вас прошел урок.







































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок - исследование на тему: " Корень слова. Родственные слова"

Автор: Евлахова Елена Владимировна

Дата: 08.08.2018

Номер свидетельства: 475664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423413032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Тема урока: «Разделительные Ъ и Ь знаки». "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-razdielitiel-nyie-i-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "137582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417372044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Дидактический проект урока -исследования по русскому языку по теме "Корень " "
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskii-proiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "137437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417352555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства