Урок - исследование на тему: " Корень слова. Родственные слова"
Урок - исследование на тему: " Корень слова. Родственные слова"
Данный урок русского языка составлен в форме урока - исследования. На уроке формируется понятие корня слова, умение подбирать однокоренные слова и выделять ы них корень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4) воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
5) воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Оргмомент.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.
Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
2. Мотивация. Речевая разминка.
- Чтение пословицы из учебника ( стр. 9) : Повторять да учить – ум точить.
Работа с пословицей по плану:
Чтение пословицы.
Объяснить значение непонятных слов.
Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
Итак, начнём урок.
3. Чистописание.
Буква Яя
- Какие звуки она обозначают?
- Дайте характеристику этим звукам.
-Какие элементы мы используем при написании этих букв?
Знакомство с новым словарным словом. Учитель загадывает загадку:
Сижу меж травы
Красная сладкая.
Нагнись и сорви. (Ягода)
- Прочитайте слово орфографически грамотно.
- Какая гласная находится в сильной позиции? (я) Какая в слабой? (о) Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь.
- Составьте предложение с этим словом.
4. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование - Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь?
«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению . Исследование – поиск новых знаний, изучение чего-либо».
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений - тетрадь.
- Откройте тетради и запишите дату исследования.
Словарная работа.Постановка учебной задачи.
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.
1.Здесь за партами сидим, Пишем, слушаем, молчим. Каждый день и каждый час Мы учиться ходим в...(класс)
2.Предметы, предназначенные для хранения продуктов, для еды и питья (Посуда)
3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока)
4.В школе учит он детей. Строг, но все прощает. Помогает стать умней, Все он объясняет. (Учитель)
Мы определили тему нашего исследования. Сформулируйте её.
- Что такое корень? У каких предметов есть корни?
Сколько значений у слова корень?
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
- сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним значением слова «корень». Корень бывает и у слов. Корень – это часть слова.
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
Сказка садовника (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)
Много лет назад появилось на свете слово «ход». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. (слайд )
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Что общего у этих слов (общая часть – ход-) Как называется эта часть? (корнем).Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
Учащиеся знакомятся с текстом упражнения о споре Ануара и Яны: у кого или у чего бывают родственники. Высказывают своё мнение.
- Так кто же из них прав?
- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от корня ход, выделите корень.
- Попробуем подобрать однокоренные слова к словарному слову «ягода»
- Прочитайте вывод в учебнике. ( Показать обозначение корня)
5. Закрепление изученного материала. Упражнение на внимание.
— Разделите на группы. Запишите, выделите корень.
Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.
Докажите, что эти слова являются однокоренными .
- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
6. Физкультминутка
Корень берёзы сидит глубоко,
Ветки растут высоко-высоко.
Корня берёзки нам не видать,
Веток берёзовых не достать!
- Что особенного заметили в тексте физминутки?
Самостоятельная работа. Работа с учебником.
- стр.10 .Упр 3
- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)
Устная работа «Исследуй слова»
- Найди лишнее слово. Объясни.
Вода, водяной, водить, водолаз
Лиса, лист, лисёнок
Лось, лоскут, лосёнок
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение.
Работа в парах. Упр. 5. Учащиеся знакомятся с текстом стихотворения Е. Измайлова; рассматривают картинку к стихотворению; читают родственные слова, называют в них корень.
Игра «Волшебный лес». Предлагается составить и записать родственные слова с предложенными корнями. (Детям раздаются карточки с контуром дерева)
Я предлагаю каждой группе вырастить слова из корней, я вам даю корень, вы на карточках - деревьях записываете однокоренные слова. (лес, гриб, дом, ум, рыб, вод)