Урок-игра по математике: "Морское путешествие".
(Закрепление таблиц умножения и деления)
Цели.
1. Закрепить знания таблиц умножения и деления; совершенствовать умение решать задачи;
2. Развивать логическое мышление, умение применять знания на практике
3. Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!
II. Постановка темы и целей урока.
Учитель. Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления, умение решать задачи, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях. А отправимся мы в путешествие на этом корабле. Слайд№1
- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. - Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная). Слайд№2
III. Минутка чистописания.
Учитель.
Отгадайте загадку:
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
Дети. Пятёрка. Слайд №3
Дети повторяют правила посадки при письме:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу (показывают)
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
IV. Устный счёт.
- Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания:
1. Найди сумму чисел 78 и 12.
2. Уменьши 63 на 37.
5. Делимое 30, делитель 6. Найди частное.
6. Увеличь 4 в 9 раз.
7. Уменьши 16 в 2 раза.
Ответы: 90, 26, 5, 36, 8 Слайд №4
- Верно, якорь подняли, пора в путь:
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. Слайд№5
У. Что такое айсберг?
Д. Это отколовшиеся от ледника массивы.
Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
У. Чтобы избежать столкновения, необходимо:
1. Рассмотреть ряд чисел на вершине айсберга и найти “лишнее” число.
12, 15, 16, 20, 24
Д. 15 – нечётное число.
У. Уменьшить каждое число в 4 раза. Слайд №6
Д. 3, 4, 5, 6
- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет …
- А мы замечаем за бортом прекрасных дельфинов. Слайд № 7
- Это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.
У. Дельфин приготовил вам задачки в стихах:
Внимание!
Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
Д. 9:3=3
У.
Со двора 16 веток
Принесла коза для деток.
Положила на пол их,
Как делить на четверых?
Д. 16:4=4
У.
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук.
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде,
Помогите их беде!
Д. 20:5=4
У. Дальше нам с дельфинами не по пути. Давайте попрощаемся с ними и продолжим наше путешествие.
- Плещет тёплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится,
В море океане не хочет заблудиться!
- Перед нами остров. Слайд № 8
А живут здесь два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов …
Вот так месть!
Теперь у брата
Сколько новеньких углов!
А что бы ответить на этот вопрос нарисуйте в тетрадках квадрат и отрежте
Д. Восемь. Слайд №9
У. Во сколько раз увеличилось количество углов?
Д. В 2 раза.
У. Вместе с братьями на острове живут весёлые мартышки, которые предлагают нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы – весёлые мартышки,
Мы – мартышки-шалунишки!
Прыгаем и бегаем,
Бананы достаём.
Но на уроках тихо
Всегда себя ведём!
Дыхательная гимнастика.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат моря. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Медленный вдох и выдох.
V. Закрепление пройденного материала.
Решение задач.
У.- Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча… А с кем вы узнаете отгадав загадку.
Что за чудо – вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?
Д. Черепаха. Слайд № 10
У. А что вы знаете о морской черепахе
Д. У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников
У. Черепаха предлагает нам решить задачу: “На корабле было 50 литров пресной воды. Её расходовали 7 дней по 5 л каждый день. Сколько литров пресной воды осталось? На доске запись:
Было – 50 л
Израсходовали – 7 дн.по 5 л
Осталось - ? л
Дети предлагают решение задачи.
50-5. 7=15(л)
Ответ: 15 литров воды осталось Слайд №11
В одной упаковке 6 пачек порошка. Сколько пачек порошка в 8 таких же упаковках?
6*8=48 (п)
Ответ: 48 пачек Слайд №12
У. Черепашка довольна вашими математическими способностями. И она рассказала об этом своему другу. А что бы узнать кто этот друг вам надо до сказать словечко::
Увидев ваших знаний огонёк,
К нам приплыл морской …
Д. Конёк. Слайд № 13
У. Он приготовил для вас уравнения. Я думаю, что мы и с этим заданием справимся. Слайд № 14
На этом наше морское путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.
1. А чтобы в пути нам не было скучно я предлагаю вам порешать примеры на этом корабле. Слайд№ 15
Молодцы! Ну что – то корабль у нас какой – то не красивый. А давайте мы его раскрасим. Найдите пример в котором у нас получилось:
8 – красный
7 – зеленый
36 – желтый
8 – оранжевый
40 – голубой
0 – фиолетовый
2. Задача:
Мише 4 года. Его сестра, Ира, старше него на 3 года. А папа старше Иры в 5 раз. Сколько лет папе?
М. – 4 г
Ир. - ? на 3 г с
П. - ? в 5 р. б
1) 4+3=7 (л)
2) 7*5=35 (л)
Ответ: папе 35 лет Слайд № 16
3.
Увеличь на 4
5 6 8 9 1
Увеличь в 4 раза
7 8 9 10 5
Слайд № 17
VI. Итог урока.
У. Ну вот мы и приплыли к границам нашей страны. Слайд № 18
Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?
- Я желаю вам сноровки, силы, - Отваг, терпения в труде!
- МАТЕМАТИКА всем нам поможет
- Оставаться на высоте! Слайд №19