kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме «Обобщающее занятие по теме «Электронные таблицы». Урок-игра «Морское путешествие»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема занятия:

Обобщающее занятие по теме «Электронные таблицы». Урок-игра «Морское путешествие»

Дисциплина:

Информатика

Раздел программы:

Базовые пакеты прикладных программ. Электронные таблицы

Группа:

Группы 2 курса

Тип занятия:

урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятия:

урок-игра

Форма организации учебного занятия:

групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Обобщающее занятие по теме «Электронные таблицы». Урок-игра «Морское путешествие»» »

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»


МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«Обобщающее занятие по теме «Электронные таблицы».
Урок-игра «Морское путешествие»»





Разработал: А.П.Омельченко,
преподаватель информатики и ИКТ









Владивосток

2011

Тема занятия:

Обобщающее занятие по теме «Электронные таблицы». Урок-игра «Морское путешествие»

Дисциплина:

Информатика

Раздел программы:

Базовые пакеты прикладных программ. Электронные таблицы

Группа:

Группы 2 курса

Тип занятия:

урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятия:

урок-игра

Форма организации учебного занятия:

групповая

Методическая цель:

демонстрация использования игровой технологии

Цели образования:

Обучающая:

обобщить и закрепить знания по теме «Электронные таблицы», знакомство с морскими терминами

Воспитательная:

сформировать умение работать в группах, навыков коллективной работы, развитие познавательного интереса.

Развивающая:

развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания.

Материально-техническое обеспечение:

мультимедийный компьютер с проектом и экраном, презентация, цветные карточки для оценки правильных ответов, карточки с заданиями, таблица для выставления результатов, цветные фломастеры

Методы обучения:

проблемно-поисковые

Межпредметные связи:

введение в специальность

Стандарт образования:

обучающийся должен знать:

  • основные этапы решения задач с помощью ЭВМ,

  • методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации

Ход занятия:

  1. Предварительная подготовка.

  2. Организационный момент

  3. Закрепление и обобщение знаний по теме (игра)

  4. Подведение итогов игры

1.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Класс разбивается на 4 команды. Команды выбирают капитанов.


2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Преподаватель сообщает учащимся тему и цели урока, знакомит с формой проведения занятия.

А.П. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы с вами члены компании по перевозке грузов. Каждая команда- это команда корабля. Во главе каждой команды стоят храбрые и отважные капитаны, отлично знающие свое дело. Сегодня они поведут свои команды в большое и серьезное плавание.

А сейчас перейдем к делу и приступим к игре.


3. ИГРА

1 КОНКУРС

Каждая команда- экипаж корабля. Но какого корабля? Прежде чем отправиться в путешествие, нужно выяснить название вашего корабля. Помните, как говорил капитан Врунгель? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»

Обычай давать названия морским судам существовал еще с эпохи Древней Греции. Уже тогда названия давали с определенным смыслом. Примерами названий греческих судов можно назвать: «Арго», что значит быстрый, устрашающее название «Ормен», что значит Дракон, «Голиаф» в честь библейских героев.

Исходя из многовекового опыта, при присвоении наименований судам необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Никогда не присваивать имена здравствующих деятелей и имена политизированного и идеологизированного характера.

  • Имена людей присваивать после 3-5 лет смерти, пока не сложится в обществе оценка их деятельности.

  • Давать имена судам с учетом их размеров и назначения: наиболее крупным и престижным судам – наиболее значительные названия. Для этого целесообразно разделить имена на 10 рангов:

    • Высший. Материки, республики, крупные исторические области (Россия, Сибирь, Урал).

    • Областные и республиканские города (Москва, Одесса).

    • Крупные реки, озера, горы (Байкал).

    • Люди с мировым именем: государственные деятели, полководцы, командармы, академики, министры).

    • Герои войны и труда.

    • Заслуженные руководители морского транспорта, судостроители, исследователи морей.

    • Заслуженные деятели культуры и науки.

    • Зарубежные государственные деятели, ученые, писатели.

    • Географические названия небольших объектов.

    • Прочие названия.

Кому какое досталось название, вы узнаете после выполнения задания.

Сейчас команды получат карточки с кроссвордами.

Каждый из участников команды разгадывает слово. Затем передает карточку другому участнику. Правильно отгадав их, вы сможете прочесть выделенное слово. Это и будет название вашего корабля.

Команда, справившаяся с заданием первой, получает 5 баллов, второй- 4 балла, остальные- по 3 балла.


Команде №1

Задание №1






1

К

Н

И

Г

А







2

С

Т

Р

О

К

А





3

Я

Ч

Е

Й

К

А











4

Л

И

С

Т











5

Д

И

А

П

А

З

О

Н





6

Ф

У

Н

К

Ц

И

Я




  1. Как называется документ, созданный в MS Excel?

  2. Совокупность ячеек по горизонтали.

  3. Пересечение строки и столбца.

  4. Так называется рабочее поле в MS Excel.

  5. Прямоугольная область таблицы, содержащая несколько ячеек.

  6. Заранее определенные формулы, которые выполняют некоторые вычисления.





Команде №2

Задание №1


1

Ф

О

Р

М

У

Л

А







2

Д

И

А

П

А

З

О

Н



3

Я

Ч

Е

Й

К

А









4

С

Т

Р

О

К

А





5

Л

И

С

Т










6

Д

А

Т

А








  1. Начинается со знака =

  2. Прямоугольная область таблицы, содержащая несколько ячеек.

  3. Пересечение строки и столбца.

  4. Совокупность ячеек по горизонтали.

  5. Так называется рабочее поле в MS Excel.

  6. Какой числовой формат установлен в ячейке B1?


Команде №3

Задание №1





1

Л

И

С

Т











2

К

Н

И

Г

А







3

Ф

О

Р

М

У

Л

А





4

С

Т

Р

О

К

А



5

Д

Е

Н

Е

Ж

Н

Ы

Й








6

Я

Ч

Е

Й

К

А




  1. Так называется рабочее поле в MS Excel.

  2. Как называется документ, созданный в MS Excel?

  3. Начинается со знака =

  4. Совокупность ячеек по горизонтали.

  5. Какой числовой формат установлен в ячейке B1?

  6. Пересечение строки и столбца.



Команде №4

Задание №1

1

К

О

П

И

Р

О

В

А

Н

И

Е






2

С

Т

О

Л

Б

Е

Ц






3

Л

И

С

Т






4

Ф

О

Р

М

А

Т









5

С

Т

Р

О

К

А










6

К

Н

И

Г

А


  1. Операция, выполняемая с помощью курсора- черного крестика?

  2. Совокупность ячеек по вертикали.

  3. Так называется рабочее поле в MS Excel.

  4. Команды изменения внешнего вида ячеек находятся в Меню …?

  5. Совокупность ячеек по горизонтали.

  6. Как называется документ, созданный в MS Excel?


Итоги конкурса заносятся в таблицу, преподаватель дает командам таблички с названиями их кораблей, которые ставятся на столы.


2 КОНКУРС

Мы с вами выяснили, как называются ваши корабли. Но готовы ли вы к плаванию? Сейчас мы с вами проверим готовность капитанов.

Я предлагаю провести опрос среди капитанов.

1. Что из предложенного не является объектом электронной таблицы?

А. Строка

Б. Столбец

В. Ячейка

Г. Поле

2. Как называется ячейка в электронной таблице, с которой производят действия?

А. Активная

Б. Деятельная

В. Энергичная

Г. Решительная

3. Укажите, где при определении интервала ячеек допущена ошибка?

А. С12:Е66

Б. В5:D7

В. Е2:Е4

Г. Н12:А1

4. В Excel записана формула =ATAN (А1). Какая математическая функция вычисляется по данной формуле?

А. котангенс

Б. арктангенс

В. арккотангенс

Г. тангенс

5. В Excel записана формула =СУММ (А1; С3). Данные из какого количества ячеек суммируются по этой формуле?

А. 9

Б. 2

В. 3

Г. 6

6. В Excel в ячейке А1 находится число 3. Каков результат вычислений по формуле =4* А1^2

А. 6

Б. 24

В. 36

Г. 144

7. Команды редактирования в электронной таблице выполняют функции:

А. перемещения, вставки, удаления, копирования, замены

Б. сохранения файлов, загрузки файлов

В. Выравнивания данных в ячейке, назначение шрифтов, толщины линий

8. В Excel в ячейке А1 находится число 36. Каков результат вычислений по формуле =3+ А1/9

А. 4,5

Б. 6

В. 7

Г. 7,1


Ответы: ГАГББВАВ


3 КОНКУРС

Давайте выясним, куда же ваш корабль держит путь.

Вы должны выбрать несколько вариантов ответов, и из полученных букв составить слово-страну.

Команде №1

Задание №3

Пункт меню «Вставка» главного меню МS-Ехсеl включает операции:

а) файл;

и) строка;

к) диаграмма;

о) макрос;

п) столбец;

р) символ.

Ответ: Кипр



Команде №2

Задание №3

Арифметические формулы:

а) используют операторы арифметических действий;

б) содержат операторы сравнения;

д) содержат результат вычисления — число;

ч) содержат порядок выполнения действий, принятый в математике;

я) определяют истинность, логичность выражения.

Ответ: Чад


Команде №3

Задание №3

Операции форматирования электронной таблицы:

а) копирование клетки в клетку;

е) изменение ширины столбцов и высоты строк;

п) выравнивание данных по центру, левой и правой границе клетки;

р) рисование линий;

т) очистка блоков;

у) указание шрифтов.

Ответ: Перу


Команде №4

Задание №3

Пункты меню «Формат», «Ячейка» позволяют:

а) задать форматы чисел;

д) перейти на новый лист книги документа;

р) изменить шрифт;

ю) задать тип выравнивания;

я) изменить масштаб электронной таблицы

Ответ: ЮАР

После проведения конкурса подводятся итоги, результаты записываются в таблицу.


4 КОНКУРС

Следующее задание позволит узнать наименование груза, которое везет ваше судно. Для этого вы должны определить правильную последовательность, и из полученных букв получится слово:

Команде №1

Задание №4

Чтобы добавить новый лист в рабочую книгу, необходимо...

Выбери верную последовательность действий. Действия не должны повторяться.

П) Выбрать из контекстного меню Добавить

Щ) Щелкнуть правой кнопкой на листе, перед которым надо вставить новый

А) Нажать Ок

Е) Выбрать Лист

Ответ: Щепа


Команде №2

Задание №4

Для того чтобы ввести формулу нужно...

Выбери верную последовательность действий. Действия не должны повторяться.

Д) Ввести формулу

У) Ввести =

Р) Выделить ячейку, в которую необходимо ввести формулу

А) Нажать Enter

Ответ: Руда

Команде №3

Задание №4

Укажите последовательность этапов работы с электронной таблицей:

и) вывод результатных данных на экран;

в) формирование структуры таблицы;

о) исследование сформированной таблицы;

н) графическое представление данных.

Ответ: вино


Команде №4

Задание №4

Установите соответствие в назначении кнопок панелей в приложении Excel:

1. 2. 3. 4.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Т) 

предварительный просмотр

  

B) 

распечатать документ

О) 

сохранить документ

  

А) 

создать новый документ

Ответ: авто


Интересно, вы можете по наименованию груза определить тип судна?

Всего различают 6 видов судов. Просмотрите информацию о каждом судне и определите свой.

Далее: презентация «Типы судов»


5 КОНКУРС

Каковы единицы измерения вашего груза?

Следующее задание позволит узнать груз, какой массы мы с вами повезем. Команды получают карточки с заданиями.

Ваша задача написать формулу вычисления задачи на языке Excel:

№ команды

Задания

Формула

1

Масса груза равна 70,5 т. Какова масса всего груза?


2

Масса груза равна 81,2 т. Какова масса всего груза?


3

Масса груза равна 38,4 л. Какова масса всего груза?


4

Масса груза равна 81,6 шт. Какова масса всего груза?



Ответы: 117,5 203 86,4 272

Подвести итоги, результаты записать в таблицу.

Затем подойти к компьютеру и написать формулу в ячейку.


6 КОНКУРС

Выполнив это задание, мы узнаем скорость движения вашего корабля. Команды получают задания на карточках.


Задание №6

Найдите значение вычислений по формулам:

Ответы:

В1

В2

В3

В4

В5

3

30

10

12

55


Оценки заносятся в таблицу после подведения итогов.


7 КОНКУРС

Давайте немного отдохнем и устроим ФИЗКУЛЬТПАУЗУ. Капитаны проводят физкультминутку со своими экипажами. Эта физкультминутка необычная, с использованием флажковой азбуки.

Ваша задача- загадать слово из 5-7 букв.

Это слово достанется капитану другой команды, который должен показать своему экипажу. Задача экипажа -повторить действия синхронно и разгадать слово.


8 КОНКУРС

По пути нам встретилось судно. Определить принадлежность судна какой-либо стране можно по флагу. И мы это сделаем, выполнив задание.

Ваша задача – закрасить ячейки таблицы согласно заданию определенным цветом.

Команде №1

Задание №8

Цвет

ячейки

синий

A1:A2

D1:D2

A4:B5

D4:E5

B1:B2

E1:E2

F1:M1

F3:M3

F5:M5

A7:M7

A9:M9

Ответ: Греция


Команде №2

Задание №8

Цвет

ячейки

красный

A6:Q6

H1:J13

D2:D4

C3:E3

D10:D12

C11:E11

N2:N4

N10:N12

A7:Q8

M3:O3

M11:O11

Ответ: Грузия

Команде №3

Задание №8

Цвет

ячейки

черный

A1:D1

F1:S4

A4:H6

M5:S6

J6:K13

G9:N10

красный

A2:D2

A13:H14

M13:S14

A15:S18

Желтый

A3:D3

Ответ: Германия



Команде №4

Задание №8

Цвет

ячейки

Синий

J1:L21


A10:U12


N1:N8


O8:U8


A14:H14


H15:H21


N14:N21


O14:U14

Голубой

A1:H2


A3:H4

Желтый

A5:H8

Ответ: Украина


9 КОНКУРС

Во время нашего путешествия корабль встал на якорь. И этим воспользовался моряк-дайвер. Он опускался на дно моря, чтобы изучить и сфотографировать морскую природу.

А команды выполнят задания и проведут анализ работы дайвера.

Ответьте на вопросы:

Вопросы

Оветы

  1. Определите по рисунку, на какую глубину погрузился дайвер.


  1. Определите по рисунку, сколько времени (в минутах) длилось движение от поверхности моря дл дна.


  1. Определите по рисунку, сколько минут дайвер провел на дне моря.


  1. Определите по рисунку, сколько раз дайвер проводил на одной и той же глубине более 5 минут.


  1. Определите по рисунку, сколько минут длилась последняя остановка.



Ответы: 60 6 24 4 14

10 КОНКУРС

Мы с вами добрались до пункта назначения. Хорошая подготовка экипажа позволила сделать это быстро, в срок, корабли доплыли без поломок.

Этот конкурс позволит узнать, как быстро идет разгрузка вашего корабля. Время разгрузки вы узнаете, выполнив действия.

Команды получают карточки с заданиями.

Найдите результат вычислений по формуле:

Задания

Ответ

9

18

3

6


4. Подведение итогов игры

За 5 минут до окончания занятия подсчитываются баллы, подводится итог игры.

Преподаватель оценивает работу учащихся: за 1 место – оценка «5», за 2 место – «4», остальные – «3».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Омельченко Алина Павловна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства