Министерство общего и профессионального образования РФ Свердловской области МОУО г. Лесной Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №64
Тема проекта: Влияние кругосветного морского путешествия на музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова
Учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64»
Автор работы: Осинцев А.А.
Научный руководитель: Лобова Е.В, учитель музыки первой квалификационной категории
2014
Содержание
Введение. 3
Глава I. Кругосветное морское путешествие Н.А. Римского-Корсакова на клипере «Алмаз». 5
I. 1. Жизнь и творчество Н.А. Римского–Корсакова в период с 1844 по 1862 гг. 5
I. 2. Карта-путеводитель кругосветного морского путешествия на клипере «Алмаз». 7
Глава II. Влияние кругосветного морского путешествия на музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова. 18
II. 1. Симфоническая сюита "Шехеразада". 18
II. 2. Симфоническая картина "Садко". 22
II. 3. Опера «Сказка о царе Салтане». 23
Заключение. 32
Список литературы.. 33
Приложение 1. 34
Приложение 2. 35
Приложение 3. 36
Приложение 4. 39
Приложение 5. 45
Введение
Кто не знает Н. А. Римского-Корсакова как автора многих опер, симфонических произведений, романсов? Но то, что композитор закончил морской кадетский корпус и совершил почти трехлетнее плавание на военном парусном корабле, об этом знают не многие. Это и понятно, выдающиеся заслуги Римского-Корсакова перед отечественной культурой отодвинули на второй план другие стороны его деятельности. Сам композитор, в написанной на склоне лет «Летописи моей музыкальной жизни» оставил незначительные сведения о своей службе на флоте. Меня заинтересовал период жизни Римского-Корсакова, связанный с учебой в Морском кадетском корпусе и его плавании на клипере «Алмаз», возник вопрос: повлияло ли это путешествие на творчество композитора?
Тема проекта: «Влияние кругосветного морского путешествия на музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова».
Цель данной работы: выявление влияния кругосветного морского путешествия на музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- Изучить биографию композитора.
- Познакомиться с географией кругосветного морского плавания клипера «Алмаз».
- Составить карту – путеводитель этого плавания в форме презентации.
- Овладеть приемами анализа музыкальных произведений композитора.
- Составить и провести игру «На дальних меридианах под парусами».
Методы: наблюдение, анализ, описание.
Предмет исследования: музыкальные произведения Н.А. Римского-Корсакова, в которых прослеживаются зарисовки моря.
Объект исследования: процесс влияния морского путешествия на музыкальные произведения.
Гипотеза: мы предполагаем, что кругосветное морское путешествие Н.А. Римского-Корсакова повлияло на создание музыкальных произведений: «Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане» и на выбор средств музыкальной выразительности, рисующих морские пейзажи.
Заключение
В следующем году исполнится 150 лет завершения плавания Николая Андреевича Римского-Корсакова на клипере «Алмаз». Море покорило его на всю жизнь. И если Римский-Корсаков стал, бесспорно, лучшим в музыкальном мире «маринистом», то в этом сыграли, конечно, свою роль и впечатления, полученные композитором во время его путешествия на клипере и ставшие источником творческой фантазии на долгие годы.
Таким образом, тема работы «Влияние кругосветного морского путешествия на музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова» раскрыта частично, так как в дальнейшем работа над темой будет продолжена. Будет сделан дополнительно подробный анализ музыкальных произведений и сделано обобщение по данной теме проекта. Цель данной работы: выявление влияния кругосветного морского путешествия на музыкальное творчество Римского-Корсакова достигнута и решены следующие задачи:
- Изучена биография Н.А. Римского-Корсакова.
- Ознакомлены с географией кругосветного плавания клипера «Алмаз».
- Составлена карта – путеводитель этого плавания в форме презентации.
- Овладели приемами анализа музыкальных произведений композитора.
- Составлена и проведена игра «На дальних меридианах под парусами».
Данный материал можно использовать при подготовке и проведении уроков музыки и мировой художественной культуры.