ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Тема: «Формирование навыков чтения».
Цели урока:
1.Способствовать формированию навыков чтения, работы с текстом, развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха.
2.Продолжить работу по классификации букв, звуков.
3. Прививать интерес к предмету, используя занимательные задания.
Оборудование: мультимидийный проектор, «волчок», 6 конвертов с заданиями от сказочных героев, песочные часы, учебник «Русская азбука», короны для овощей, диск со слайдами и музыкальной паузой, «5» из красного картона.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие.
Знакомство с присутствующими гостями на уроке.
Настрой на работу.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Речевая разминка. (1 слайд)
Задание: Прочитайте первое предложение, чётко выговаривая все звуки.
--Что вы прочитали? (пословицу)
---Почему так говорят? (будешь много читать – многому научишься, много будешь знать.)
--На что указывает точка? (предложение читаем спокойно, понизив голос к концу).
Прочитайте про себя второе предложение. Что изменилось?
Прочитайте предложение вслух, показав, что в предложение содержится вопрос.
Прочитайте третье предложение. Как его надо прочитать?
4.Ознакомление с дальнейшим ходом работы.
Сегодня урок необычный. Мы будем выполнять задания, которые приготовили нам герои м\ф и сказок. Давайте познакомимся с ними. (Слайд)
Назовите их: «Осёл» из м\ф « Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница», « Крокодил Гена», « Незнайка», « Карлсон», «Буратино».
Сейчас мы по очереди будем крутить «волчок» и на чьё письмо укажет стрелочка, то задание и будем выполнять сначала.
Слайд 3.
Задание от «Буратино».
Ребята, «Буратино» хочет, чтобы мы рассказали всё, что знаем о буквах.
С какой буквой познакомились вчера на уроке?
Что о ней узнали?
Назовите гласные буквы, с которыми согласные читаются твёрдо (мягко)?
Назовите гласные буквы, в которых слышится два звука и в каких это случаях бывает.
Назовите все звонкие согласные, глухие согласные.
Назовите согласные, которые бывают всегда твёрдыми, мягкими.
Какая буква звуков не обозначает?
Назовите парные звонкие и глухие согласные.
Крутим волчок дальше.
Слайд 4. Задание от «Незнайки».
Задание: прочитать на скорость эти слоги. Кто больше? Проверяем по песочным часам.
Музыкальная пауза.
Слайд 5. Задание от «Осла» из м\ф «Бременские музыканты».
«Осёл» предлагает нам познакомиться с произведением Ю. Тувима «Овощи».
Ребята! А какие овощи вы знаете?
А кто помогал на даче убирать овощи своим родителям?
А в городе эти овощи приходится покупать на базаре. Послушайте, о каких овощах пойдёт речь в произведении Ю. Тувима « Овощи».
Чтение произведения учителем.
Проверка восприятия.
О каких овощах шла речь?
О чём спорили овощи?
Чем закончился спор?
Кто из них оказался важнее?
Вывод: Каждый овощ полезен и нужен. Овощи, которые можно есть сырыми, необходимо мыть.
Крутим «волчок» дальше.
Слайд 6. Задание от « Крокодила Гены».
Ребята, «Крокодил Гена» хочет послушать, как вы будете читать этот текст. В тексте встретятся слова, которые написаны на экране. Прочитайте их.
Работа с текстом по учебнику:
Читаем первую часть текста про себя.
Каких знаков препинания встретилось больше в этой части?
С какой интонацией надо читать текст, в котором много запятых?
(С интонацией перечисления).
Читаем первую часть.
Какое значение автор вкладывает в слово «ох»?
---Подобную работу проводим над 2, 3,4 частью.
Чтение по ролям.
Первые две строчки каждой части читает учитель, остальные – ученики, подбирая при чтении правильную интонацию.
Второй вариант. Дети с коронами овощей выходят к доске и после слов учителя каждый «овощ» называет себя, подбирая правильную интонацию.
Слайд 7. Задание от « лягушки – путешественницы».
«Лягушка – путешественница» хочет, чтобы вы познакомились с отгадкой на загадку – шутку «Зверь на букву «Ю».
Текст читает учитель.
(Название, фото, слова – отгадки появляются на экране в виде анимации по щелчку по ходу чтения.)
Этот текст будете тренироваться читать дома.
Слайд 8. Задание от « Карлсона».
Щука роща щека щегол кленок
Клещи чаща щенок лещи рощи
Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу. Благодарю всех за хорошую работу.
Отличившиеся на уроке получают «5» (из красного картона).