Просмотр содержимого документа
«Урок для 1-4 классов "Права человека"»
Урок «Права человека»
1-4 классы
Всеобщей декларации прав человека
Принята 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей
Основные положения:
Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение
Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность
Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом
Особое место в истории прав человека занимает защита прав детей
В 1959 году принята Декларацию прав ребенка
20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка
Цель - защита детей и забота о них
Права человека в России
Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году
Одна из важнейших целей Конституция – это закрепление прав и свобод человека
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»
Права и свободы человека и гражданина По Конституции Российской Федерации
Социальные права:
материнство и детство, семья находятся под защитой государства
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту
каждый имеет право на жилище и другие
Личные права:
Все равны перед законом и судом
каждый имеет право на жизнь
достоинство личности охраняется государством
Политические и гражданские права:
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается
жилище неприкосновенно
каждый вправе определять национальную принадлежность
Cогласно Конституции РФ защищаются любыми способами, не запрещенными законом.
Что же такое права человека?
Права человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.
Категории прав и свобод гражданина
Культурные права:
Обеспечивают развитие личности
Личные права:
Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека
Политические права:
связаны непосредственно с государством
Какие права нарушены?
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Право на свободный труд, отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни.
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.
Тайна переписки, неприкосновенность частной жизни.
Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой оговорили царицу
Посягательство на честь и репутацию
Ситуация №1.
Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном
В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка
Ситуация №2.
Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся . А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей.
Ситуация 3.
Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель – Сидоров!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!! .
Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства, что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.
Ситуация 4.
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Ситуация 5
Учитель. Миша, убери пожалуйста за собой посуду.
Миша: Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.
Учащиеся обязаны уважительно относится к работникам столовой. Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
Ситуация 6.
Учитель: Гриша, слезь с подоконника!
Гриша: Почему я должен слезть с подоконника, хочу и буду сидеть .
Запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках