Урок- путешествие для учащихся 5-х классов
«Наши права»
Цель урока: дать учащимся представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.
Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
Оборудование урока:
- упрощенный вариант Декларации; Никитин А.Ф.,
- Суворова Н.Г. Школьникам о праве: Учеб. Пособие.-М.: Просвещение, 1992.-96 с.;
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся .-М.: Витапрес, 1995.-64с.;
- Конституция РФ.
- Мультимедийная презентация.
Цитата урока:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»
Ст.2 Конституции РФ
Ход урока.
Слайд 2: По резолюции Генеральной ассамблеи ООН (1948) 10 декабря отмечается как День прав человека.
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять его права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек.. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Слайд 3: После разгрома фашизма в 1945 году состоялся международный суд над военными преступниками. Это был Нюрнбергский процесс. Впервые в мире в судебном порядке осудили античеловеческую деятельность. Многие высшие руководители фашисткой Германии были казнены, посажены в тюрьмы.
Слайд 4: Но не было уверенности, что какая-то страна опять не начнет войну. Потребовался орган, который будет отражать интересы народов всех стран мира. Этим органом стала Организация Объединенных Наций. Её центр – штаб-квартира- расположена в Нью-Йорке (США)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.
Слайд 5: В1948 год в ООН входило 56 стран , 2007 общее число стран — членов ООН достигло 192.
Основными органами ООН являются: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд.
Официальными языками ООН являются английский и французский, при этом делопроизводство ведется на шести языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).
Слайд 6: В октябре 2006 генеральным секретарем ООН был избран министр иностранных дел Кореи Пан Ги Мун.
Важнейшими дедами ООН являются предупреждение войн и защита прав человека.
Слайд 7: Одним из важнейших шагов на этом пути стало принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Слайд 8:
- ПРАВО НА ЖИЗНЬ – основное право человека. Оно означает, что государства должны делать всё, чтобы человек родился и жил до естественной смерти. Это значит, что государства должны принимать законы защищающие жизнь человека.
Слайд 9:
- ПРАВО НА СВОБОДУ. Оно означает, что никто не имеет права лишать свободы по чьему-то желанию.
Слайд 10:
- ПРАВО НА ТРУД – еще одно важнейшее право человека. Государства, согласившиеся с Декларацией, должны принимать такие законы, чтобы их граждане имели справедливую зарплату за труд, нормальные условия для работы, одинаковую для всех возможность продвижения по службе, отдых, досуг и т.д.
Слайд 11: Сама Декларация законом для государства не является. Но те страны, которые приняли Декларацию, строят свое законодательство в соответствии с «духом» и «буквой» этого международного документа.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, в нём перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Поговорим лишь о некоторых из них: (ученики просматривают слайды со статьями из Декларации, идет обсуждение статей)
Слайд 12 - 40
Слайд 41: С целью повысить эффективность Декларации в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения
Основным гарантом наших прав и обязанностей на территории нашего государства является Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Слайды 43-46 Предлагается детям литературная викторина
«Права литературных герое»
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилья?
- Какие сказочные герои страдают от вмешательства в личную жизнь
- Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства?
- В кокой сказке героиня искала убежище и защиту от преследования?
- В какой сказке нарушаются права человека владеть своим имуществом?
- Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
- В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
- Какой литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда?
- У какой сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?
- Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями?