Классный час в 5 классе
«Права и обязанности детей»
Цель : показать ученикам, что каждый человек является ценным, независимо от пола, языка, религии, цвета кожи; учить устанавливать отношения на доброжелательной, толерантной основе;
развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
воспитывать чувство достоинства, умения уважать других; дать возможность понять, что мы все разные, неповторимые, почувствовать себя как личность среди других.
Оборудование : "Волшебная шкатулка" (шкатулка с зеркалом внутри), компьютер.
Ход классного часа
І. Учитель.
Тема нашего классного часа - "Права и обязанности детей" . Мы попробуем посмотреть на самих себя, какие мы есть, что у нас есть общего и чем мы отличаемся, что следует сделать, чтобы всем было хорошо среди сверстников, среди взрослых в классе, в школе, на улице.
-Следовательно, что же общего между вами всеми, кто находится в этом помещении?
(Ученики: мы все учимся в одном классе; живем неподалеку от школы; нас учат одни и те же учителя; все живем в семьях; нас лечат детские врачи; мы все живем в селах; страна, в которой мы живем - это Россия.)
Учитель. А чем вы отличаетесь?
(Деть: есть ребята, есть девушки; у нас разная внешность; мы по-разному учимся; нам нравятся разные уроки; любим разные игры; имеем разное состояние здоровья; разные по характеру; каждый имеет свое любимое блюдо; не все имеют родителей, у кое-кого нет папы).
Учитель.
Есть ли что-то общее между вами и детьми из других стран? Что вас объединяет?
(Дети: мы все - дети, где бы мы не жили; все дети хотят жить в семье; всем детям необходимо учиться, чтобы потом нормально жить и работать; все дети хотят, чтобы их любили и уделяли внимание; все дети страдают от того, когда с ними дурно обращаются взрослые или вынуждают тяжело работать; когда дети болеют, они ожидают, что их будут присматривать и лечить; все дети хотят иметь друзей; живут на планете Земля.)
Законы государства должны защищать человека, его права. Дети имеют особенное право на заботу и помощь со стороны государства. Но, к сожалению, жизнь, здоровье, учеба, счастье детей всего мира недостаточно защищены.
Ученик. Сегодня 250 млн. детей живут за счет тяжелого труда, нищенства, ограблений. 30 млн детей в мире не могут учиться. Каждый год от болезней умирают 5 млн детей. Распространяется торговля детьми, использования детей, от которых отказались родители, для пересадки органов. Многие дети живут с хроническими болезнями. Появился новый тип детей - "дети улицы" (особенно в крупных городах). Это дети, которые оставили родительские дома и живут и питаются, как вздумается. Основная масса из них имеет образование - 3-4 класса. Большинство из них - малолетние преступники, наркоманы, торговцы наркотиками.
Ученик. Поэтому в 1989 году представители правительств передовых стран мира подписали Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция - латинское слово - соглашение; Международный договор между государствами по определенным вопросам. В данном случае - по вопросам прав ребенка. В этой Конвенции страны договорились охранять права всех детей мира. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее). Сейчас мы попутешествуем по страницам Конвенции.
ІІ. В Конвенции записанные права ребенка .
(Читают права ребёнка с компьютера).
ІІІ. Учитель.
Сейчас каждый из вас заглянет в эту "волшебную шкатулку" и увидит важнейшего на земле человека. И если бы каждый ребенок мира заглянул к ней, он тоже увидел бы этого важнейшего человека.
(Дети по очереди заглядывают к шкатулке, улыбаются, потому что разгадали тайну шкатулки : каждый увидел свое отражение).
Учитель.
Так каждый человек – неповторимый на этой земле, он является большой ценностью только потому, что он есть человек, что он имеет совесть, что ему дареная жизнь, которую должен прожить достойно и плодотворно. Да, у нас есть много общего, немало отличительного, но нас всех объединяет то, что мы все - люди, большие и малые, что мы имеем одну на всех Планету , и нам следует жить так, чтобы хранить мир и спокойствие.
ІV.Дети, а чему нам следует учиться сейчас, чтобы были мир и спокойствие?
V. Штурмовая атака
(Дети: Мы должны научиться дружить; не обижать друг друга; надо уметь прощать и никогда не мстить; не говорить обидчивых слов; а когда уже сказал, то извиниться; надо вести себя не так, как тебе заблагорассудится, а подумать о других, может, кому-то очень не нравится твое поведение; не быть злопамятным; в трудную минуту поддержать человека хотя бы словом; быть дружелюбным, потому что с злым никто дружить не будет).
Учитель.
От учителей часто можно услышать сетование на ваше поведение на уроке или во время перерыва. Но и вы иногда жалуетесь на учителей. Возникает вопрос: что же делать? Можем ли мы придумать такие правила поведения, какие бы устраивали всех? Попробуем это сделать. Следовательно, перед нами задание: написать правила поведения для всех, кто работает или учится в этой школе.
VІ. (Предлагаем ученикам на отдельном листе бумаги написать из 5-6 пунктов правил поведений).
Сравнить с другими правилами учеников.
Ученики: быть вежливым в разговоре; избегать грубых слов; придерживаться этики на уроке (не перебивать ученика, когда он отвечает, не перебивать учителя, когда он говорит); категорически запретить употреблять грубые слова; на перерыве бегать можно в безопасных местах (на улице, спортзале); запретить физическое насилие (старших учеников относительно младших, к ровесникам). Я выделил правило 3 и 4…
После обсуждения и уточнения учитель записывает на плакате: Придерживаться этики на уроке: не перебивать ученика, когда он еще не закончил свой ответ, не перебивать учителя, когда он говорит…
Аналогично проводим обсуждение с каждым учеником. Дети предлагают внести такие правила: придерживаться правил безопасности, во избежание травм; быть внимательными друг к другу; следует с уважением относиться друг к другу, уважать мнение других; добросовестно относиться к урокам; никого не должно оставаться вне урока через опоздание; запрет на грубые, унижающие человеческое достоинство слова; никто не имеет права трогать личные вещи (портфель, сумку, учебник, записную книжку, лист или частную записку); быть внимательным к своему здоровью, избегать всего, что может навредить здоровью (переохлаждение, курение папирос, еда спешно, несвоевременное лечение); соблюдение правил личной гигиены (мойка рук перед посещением столовой и после нее); уважать чистоту в помещении школы; бережно относиться к имуществу школы (не портить мебель, приборы); выявив доверие к директору школы, когда возникает конфликт, обратиться к нему за справедливым решением вопроса; каждому должна быть дорога честь школы, потому следует стремиться не запятнать ее.
- VІІ. Игра "Кто первый" (работа в группах).
- Раздаю карточки, на которых перечислены права и обязанности, и предлагаю ученикам распределить, где права, а где обязанности?
- Придерживаться правил дорожного движения; право на жизнь и здравоохранение;
- на учебу; беречь природу, достопримечательности культуры; старательно учиться; право на игры, развлечения, отдых; на пользование библиотеками; придерживаться моральных норм поведения; посещение достопримечательностей культуры; выполнять посильную домашнюю работу по просьбе родителей;
- на свободу объединений и мирных собраний; придерживаться распорядка дня и расчетливо использовать время.
- VІІІ. Кто нарушил права и обязанности ?
- 1. Учитель зашел в класс, а на полу следы грязи из улицы, оставленные нерадивим учеником.
- Чьи права нарушены?
- Нарушено право на труд в нормальных условиях.
- 2.За учебу в школе из учеников не берут плату.
- Какое право здесь записано?
- Право на бесплатное обучение.
- Инсценировка "В кабинете директора".
- Директор в кабинете занят работой, заходит учитель с учеником.
- Учитель. Позвольте, Иван Иванович? ( Тянет ученика за
- рукав .)
- Директор. Заходите, что случилось?
- Учительница. Опять этот Сидоренко выбил оконное стекло на первом этаже. (Ученик стоит испуганный).
- Директор. Марья Ивановна, как это случилось?
- Учительница. Играли в снежки, другого места им не нашлось.
- Директор. Родителям сообщить, пусть возместят.
- Вопрос к ученикам.
- Кто нарушил обязанности?
- Чьи нарушены права?
- Инсценировка "Дома".
- Папа читает газету, к нему, едва передвигая ноги
- подходит сын с дневником.
- Папа ( читая). Эх, опять "Локомотив" вничью сыграл с Испанией.
- Сын. Папа, подпиши дневник!
- Папа. Что там опять?
- Сын. Замечание и " " по русскому языку.
- Папа. Ах ты, лентяй, я же тебя предупреждал! ( Достает ремень) .
- Сын. папа, я больше не буду! Я исправлюсь! ( Убегает от отца).
- Папа. Я тебе дам сейчас замечание. (Догоняет сына.)
- Чьи права нарушены?
- Что не выполнил сын?
- Учитель. А какие пожелания вы изложите детям?
- (Ученики: Жить в семье с папой и мамой; посещать хорошую школу; чтобы любили взрослые; никогда не испытывать голода; пусть папа с мамой получают столько денег, чтобы их хватало не только на еду, но и на игрушки; мира, согласия, спокойствия; никогда не знать, что такое война; иметь везде хороших друзей).