Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» |
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний |
Дата урока |
Образовательные ресурсы: презентация к уроку, карточки с надписями, рисунки с деревьями, листочки. |
План урока: организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление, итоги урока и рефлексия, домашнее задание |
Цели урока: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас |
Формы и методы обучения: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный. |
Основные термины и понятия: корень, однокоренные слова |
Планируемые образовательные результаты: Личностные: у учащихся сформируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; установка на здоровый образ жизни; Регулятивные: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи, делать выводы, сравнивать; Коммуникативные: учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнёра. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент | Ты в класс вошёл, Ты сел За стол. Я очень рад, Что ты пришёл! Но если будешь, Как волчок, Вертеться до обеда И станешь ручкой Тыкать в стол, А кулаком — В соседа, Потом болтать, Как попугай, То скажут все, Что ты лентяй, Лентяй И непоседа. Какими мы сегодня будем? Как будем работать? | Слушают и отвечают на вопросы учителя (внимательными) (активно, слаженно, вместе решать учебную задачу) | Фронтальная | Регулятивные: актуализация внимания; Коммуникативные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
Актуализация знаний | Послушайте загадку Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – Всем мышам она гроза. Сегодня на урок к нам прилетела тётушка сова, чтобы оценить ваши знания. С собой принесла задания. А где она живёт? Прикрепляю на доску три дерева. Посмотрите, а что у деревьев не так? К концу нашего занятия мы с вами должны одеть деревья. Для этого сова каждому из вас приготовила набор из листочков. Они лежат на краю стола. Три дерева не просто так, для каждого ряда по дереву, то есть каждый ряд оденет своё дерево. В конце урока мы увидим у какого ряда лучшее дерево. Поэтому на уроке какими нужно быть, чтобы не подвести свой ряд? ( К сове прикреплены листочки. Беру у совы листочки.) Итак, начнём. Сова предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко», но сначала мы откроем тетрадки. Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я от вас друзья не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я примусь. Записываем число, классная работа. И так играем в игру «Доскажи словечко» Мальчик вежливый и развитый, Говорит при встрече … На доску прикрепляю слово И во Франции и в Дании, На прощанье говорят … На доску прикрепляю слово Назовите синоним к слову. На доску прикрепляю слово Растает ледяная глыба От слова тёплого … На доску прикрепляю слово В день, пожалуй, раз до ста Говорю … На доску прикрепляю слово Красная, чёрная, белая Естся только спелая. Кислая бывает иногда, А зовётся … . На доску прикрепляю слово Посмотрите внимательно на доску. Какие это слова? Откуда они? Выполняем письмо по памяти. Кто написал, правильно, положите на край стола зелёный листок. Кто написал, с одной ошибкой, положите жёлтый листок. У кого две ошибки положите коричневый листок. Совушка следит за нами. Скажите, пожалуйста, может быть какое – то слово лишнее. Почему? Какими мы в жизни должны быть? | Отвечают, записывают Сова В лесу Активными, внимательными и т.д Открывают тетради записывают число ,классная работа здравствуйте до свидания прощай спасибо пожалуйста ягода из словаря, словарные «Письмо по памяти» Самооценка Ягода, потому что остальные слова вежливые Воспитанными | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; установка на здоровый образ жизни; Регулятивные: учащиеся научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. |
Изучение нового материала | Запишем с новой строчки лишнее слово. Задаю, вопросы на слайде, появляются слова. Как мы называем варенье из ягод? На поляне много… .Как мы говорим? Что общего у этих слов? Тётушка сова принесла нам вот такую историю. Послушайте, она нам поможет сформулировать тему сегодняшнего занятия. На лавочке у фонтана сидели три старушки. Мимо проходили четыре человека Одна говорит: - Как они похожи друг на друга. Вторая восклицает: - И действительно, хоть и разница в возрасте! Третья промолвила: - Я знаю этих людей, это родственники. У них одни корни. Поэтому и сходство сильное. Если люди из одной семьи- родственники, то про них говорят, что? Значит, как мы будем называть общую часть у данных слов? Запишем тему урока (слайд) | Ответы детей Ягодное Ягод Слушают Что у них одни корни корнем | Фронтальная | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Познавательные: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи, делать выводы, сравнивать; Регулятивные: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Первичное осмысление и закрепление | Следующее задание от совушки. Откроем стр. учебника 61. Прочитаем правило. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Прочитайте, что написано в корне дерева? Посмотрите на карточки справа. Ваша задача прикрепить к дереву только однокоренные слова. Совушка следит за нами. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Ответы детей Дети читают слова, записанные на карточках Ответы детей | Индивидуально-групповая ( работа в парах) | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Познавательные: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи, делать выводы, сравнивать; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: научатся контролировать действия партнёра. |
Физкультминутка | А это задание приготовила нам сова, чтобы мы отдохнули. (Чтение стихотворения сопровождается движениями.) Листочки Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. | Выполняют движения | Фронтальная | Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
Первичное осмысление и закрепление | Садимся за свои рабочие места. Следующий листок от совы. На странице 61 выполняем упражнение 85. Самостоятельно. После выполнения меняемся тетрадями и проверяем. Поставьте отметку в баллах, если нет ошибок 5 баллов, одна ошибка 4 балла. Если 5 б. – положите на край стола зелёный листочек, если 4 б.- жёлтый. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Совушка следит за нами. Выполняем упражнение 87 на странице 62. Кто желает пойти к доске и выполнить самостоятельно. Остальные выполняют в тетрадях. Проверяем. Кто выполнил, правильно, кладёт зелёный листик, кто с ошибкой жёлтый. Совушка следит за нами. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Самостоятельная работа в тетрадях Взаимопроверка Оценка знаний Ответы детей Работа у доски и в тетрадях Оценка знаний | Индивидуально - групповая | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Познавательные: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи, делать выводы, сравнивать; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: научатся контролировать действия партнёра. |
Рефлексия Итоги урока. | Послушайте, текст, выпишите только однокоренные слова. Ель растёт на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. На слайде появляются слова, которые должны были выписать. Дети проверяют. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Кто выписал, эти слова ,положите на край стола зелёный листочек. Кто ошибся или не дописал, не кладите ничего. Итак, настало время одеть наши деревья. Посмотрите внимательно на деревья и скажите все ли они одинаковые. Ребятам, у которых больше зеленых листочков мы с совой можем сказать, что они хорошо потрудились на уроке. А ребятам, у которых больше жёлтых листочков нужно ещё поработать над темой урока. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова? Кому еще нужно время чтобы разобраться в этой теме? | Слушают и выписывают слова Ответы детей Оценка знаний Ответы детей | Индивидуально- групповая | Познавательные: научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи, делать выводы, сравнивать; Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Домашнее задание | Посмотрите внимательно на доску и запишите домашнее задание в дневник. Выполнить упражнение 88 на с. 62. | | | Регулятивные: актуализация внимания. |