1. Организационный момент (1-2 мин.) 2 Актуализация знаний (4-5 минут) 3.Физкульминутка. 4 . Работа по новой теме. (4-5 минут) 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин.) 6. Физминутка .(2м) 7. Первичное закрепление (4-5 мин) 8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5мин.) 9.Рефлексия деятель- ности. (7-8 мин) 10. Итог урока (2-3 минуты) | Настрой на работу Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвёртая смеётся, набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда только – я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихами, И, право, никогда не сочиняю… Введение в новую тему. Поскольку за три года литературного образования ученики приобрели достаточные знания, умения и навыки в анализе художественного текста, последние уроки необходимо сделать обобщающими и предоставить детям больше возможности для самостоятельной работы, для разных ее видов: художественный разбор текста, рисование, работа по картинам художника, сопоставление литературного текста с изобразительными произведениями, написаний сочинений. Гимнастика для глаз. Слово учителя. - Мы открываем последние странички нашего учебника по литературному чтению. Почему их поместили в конце учебника? (Высказывания ребят). Чтение статьи в учебнике (с. 127) с последующей беседой. Учитель. - Почему каждое четверостишие стихотворения Георгия Афанасьевича начинается со слова «хорошо»? Дети. – Потому что это стихотворение о лете, а летом все хорошо: красиво, весело, тепло. Нет человека, который бы не чувствовал, как хорошо летом. Люди рады приходу лета, и оттого у них хорошо на душе. Учитель. А что же хорошего у лета отметил поэт Г.А. Ладонщиков? Дети. – Хорошо, что «солнце высоко»… Что в пруду вода теплая… «как парное молоко» Хорошо, что поспевают и наливается рожь, «голубую пьет росу» И что поют птицы, своим пением встречают нас «и в поле, и в лесу». Работа над стихотворением С.А. Есенина «С добрым утром!» Знакомство с текстом стихотворения. Учитель. - Сегодня мы говорили о том, что все люди рады лету. Это время года любимое и у поэтов. Впрочем вы это сами увидите, читая стихи. Сейчас прочитайте стихотворение С.А. Есенина и найдите в тексте слова, подтверждающие отношение поэта к картинам природы. (Ученики читают стихотворение самостоятельно. В работе используют вопрос к тексту в учебнике) Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – можно тихо сесть. Анализ стихотворения. Учитель. - Значение каких непонятных слов вы находили в словаре? (Учащиеся объясняют значение слов) «затон» – речевой залив, вдавшийся в берег; «заводи» – небольшие заливы с медленным течением; «перламутр» – вещество с радужной, переливающейся окраской. Учитель. - Какие образы и картины вы отметили в первой части стихотворения. Какими средствами удалось автору их нарисовать? Дети. – В первой части я увидела речную гладь, – автор сравнивает ее с зеркалом. Над рекой звезды, они бледнеют («меркнут») и кажутся золотыми. Учитель. - А что вы представили себе, прочитав авторское выражение «сетку небосклона»? Дети. – Я представил небо в мелких облаках, отчего кажется, что под «сеткой небосклона» автор подразумевает ветви деревьев, которые раскинулись над головой человека и переплелись на фоне неба, – поэтому напоминают ажурную кружевную сетку. Учитель. - Представьте теперь картину третьего четверостишия. Дети. – Здесь – образы березок. Они похожи на девушек, которые только что проснулись. Прямого сравнения нет, но выражения «растрепали шелковые косы», «шелестят зеленые сережки» помогли представить березки в образах красивых молодых девушек. А в третьем четверостишии образ крапивы тоже напоминает девушку в ярком красивом наряде: «обрядились ярким перламутром» Учитель. - А березы и крапива в образах девушек у Есенина одинаковые по характеру? Дети. – Березки – нежные красавицы. Они спокойные, томные, сонные, а крапива – жгучая красавица. Березки скромные и ласковые, а крапива – шаловливая, старается привлечь к себе внимание, приветствует: «С добрым утром!» Учитель. - Найдите в тексте способ, которым автор как бы оживляет образы природы. Дети. – Автор почти каждую строку начинает с глагола, т.е. с действия: Поэт употребляет глаголы, которые сочетаются только с одушевленными предметами: «задремали» «растрепали» «румянит» «обрядилась» «улыбнулись» «шепчет» Это и есть один из способов олицетворения образов природы. А еще автор употребляет прямую человеческую речь, которой уподобляется шелест крапивы. В этом стихотворении все говорит об изображении картин природы, как живых существ. Учитель. - Да, шелест берез и крапивы, природные звуки передаются в словах повторением шипящих и свистящих речевых звуков, которые есть почти в каждом слове: «растрепали» «серебряные» «шелковые косы» «сережки» «шелестят» «заросшая» «зеленые» «качаясь» «шаловливо» и т. д. Учитель. - Какое настроение было у вас, когда вы читали стихотворение? Почему? (Дети обмениваются впечатлениями) Выразительное чтение стихотворения. Организация рефлексии. - Что узнали на уроке? - Над чем ещё нужно поработать? Домашнее задание. с.127-128, стихотворение выучить наизусть. | Личностные: самоопределение. Настрой на успех. Личностные; интерес к учебному материалу; Регулятивные: принимать учебную задачу; Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания. Регулятивные: принимать учебную задачу; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения; Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. |