Класс:    8 класс                                           Предмет: Русская литература                                 Дата: 11.10.2014г.,12.10.2014г.
Наименование  занятия
С.А. Есенин. «С добрым утром». Метафора.
Общая  цель 
 
Научить школьников навыкам культуры речи.
Результаты обучения  для учащихся 
 
Научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию. Проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.
Основные  идеи,  отработанные  на занятии 
Развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству через критическое мышление, работу в группах, диалог.
Источники, оснащение  и оборудование: 
Картина с изображением утра,Эдвард Григ «Утро».
 Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
       результат
  примечание
Организацион
ный момент
Создание атмосферы  сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в процессе работы.
Учащиеся слушают музыку. Отвечают на вопро: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие ассоциации она вызывает?
Ребята настроены на урок. Умеют рассуждать.
 
Определение 
темы, цели и 
задач урока
«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии. Учитель озвучивает тему урока.
Учащиеся предлагают методы работы.
 
 
Актуализация знаний учащихся
Рассматриваем картину с изображением утра. Опишите картину с использованием  олицетворений и эпитетов.
Учащиеся повторяют пройденный материал.
Умеют составлять связанный текст по картине.
 
Изучение нового материала
 
– Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).
– Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира.. Выражает чувства, переживания лирического героя).
– Как автор может выражать свое отношение к происходящему? (В том числе и при помощи употребления художественно-изобразительных средств).
– Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?
– По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.
Учащиеся записывают: «Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.»
Работают по учебнику, умеют самостоятельно анализировать новый материал.
 
Закрепление
 
Работа в группах: Читаем стихотворение «С добрым утром», делаем анализ стихотворения, находим метафоры в тексте.
Анализируют стихотворение, находят метафоры, подготавливают выразительное чтение стихотворения.
Работают в группе, ведут диалог.
 
Домашнее задание
Выучить стихотворение.
Записывают домашнее задание, задают вопросы.
Умеют предлагать задания.
 
Подведем итоги урока
Придумайте сами примеры метафор. Можно сочинить несколько строк с использованием метафор.
Сочиняют стихотворение.
Умеют применять метафоры.
 
Задремали звезды золотые, 
Задрожало зеркало затона. 
Брезжит свет на заводи речные 
И румянит сетку небосклона.
 
Улыбнулись сонные березки, 
Растрепали шелковые косы, 
Шелестят зеленые сережки, 
И горят серебряные росы.
 
У плетня заросшая крапива 
Обрядилась ярким перламутром 
И, качаясь, шепчет шаловливо: 
«С добрым утром!»
 
Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.
 
Словами «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей. 
 
Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:
 
«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».
 
«задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.
 
«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.
 
Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает своёйством "природа-человек".
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «лит-ра.Есенин.метафора.С добрым утром»
                            
            
                                                                    |  Класс: 8 класс Предмет: Русская литература Дата: 11.10.2014г.,12.10.2014г. | 
  | Наименование занятия | С.А. Есенин. «С добрым утром». Метафора. | 
  | Общая цель   
 | Научить школьников навыкам культуры речи. | 
  | Результаты обучения для учащихся   
 | Научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию. Проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их. | 
  | Основные идеи, отработанные на занятии   |  Развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству через критическое мышление, работу в группах, диалог. | 
  | Источники, оснащение и оборудование:   | Картина с изображением утра,Эдвард Григ «Утро».   | 
  |  Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |  результат |  примечание | 
  | Организацион ный момент | Создание атмосферы сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в процессе работы. | Учащиеся слушают музыку. Отвечают на вопро: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие ассоциации она вызывает? | Ребята настроены на урок. Умеют рассуждать. | 
 | 
  | Определение   темы, цели и   задач урока | «Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии. Учитель озвучивает тему урока. | Учащиеся предлагают методы работы. | 
 | 
 | 
  | Актуализация знаний учащихся | Рассматриваем картину с изображением утра. Опишите картину с использованием олицетворений и эпитетов. | Учащиеся повторяют пройденный материал. | Умеют составлять связанный текст по картине. | 
 | 
  |  Изучение нового материала 
 | – Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика). – Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира.. Выражает чувства, переживания лирического героя). – Как автор может выражать свое отношение к происходящему? (В том числе и при помощи употребления художественно-изобразительных средств). – Какие художественно-изобразительные средства вы знаете? – По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора. | Учащиеся записывают: «Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.» | Работают по учебнику, умеют самостоятельно анализировать новый материал. | 
 | 
  |  Закрепление 
 | Работа в группах: Читаем стихотворение «С добрым утром», делаем анализ стихотворения, находим метафоры в тексте. | Анализируют стихотворение, находят метафоры, подготавливают выразительное чтение стихотворения. | Работают в группе, ведут диалог. | 
 | 
  | Домашнее задание | Выучить стихотворение. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Умеют предлагать задания. | 
 | 
  | Подведем итоги урока | Придумайте сами примеры метафор. Можно сочинить несколько строк с использованием метафор. | Сочиняют стихотворение. | Умеют применять метафоры. | 
 | 
 
 Задремали звезды золотые,  
 Задрожало зеркало затона.  
 Брезжит свет на заводи речные  
 И румянит сетку небосклона.
 
 
 Улыбнулись сонные березки,  
 Растрепали шелковые косы,  
 Шелестят зеленые сережки,  
 И горят серебряные росы.
 
 
 У плетня заросшая крапива  
 Обрядилась ярким перламутром  
 И, качаясь, шепчет шаловливо:  
 «С добрым утром!»
 
 
 Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.
 
 
 Словами «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей.  
 
 
 Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:
 
 
 «звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».
 
 
 «задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.
 
 
 «зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.
 
 
 Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает своёйством "природа-человек".