Класс: 8 класс Предмет: Русская литература Дата: 11.10.2014г.,12.10.2014г.
Наименование занятия
С.А. Есенин. «С добрым утром». Метафора.
Общая цель
Научить школьников навыкам культуры речи.
Результаты обучения для учащихся
Научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию. Проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.
Основные идеи, отработанные на занятии
Развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству через критическое мышление, работу в группах, диалог.
Источники, оснащение и оборудование:
Картина с изображением утра,Эдвард Григ «Утро».
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
результат
примечание
Организацион
ный момент
Создание атмосферы сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в процессе работы.
Учащиеся слушают музыку. Отвечают на вопро: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие ассоциации она вызывает?
Ребята настроены на урок. Умеют рассуждать.
Определение
темы, цели и
задач урока
«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии. Учитель озвучивает тему урока.
Учащиеся предлагают методы работы.
Актуализация знаний учащихся
Рассматриваем картину с изображением утра. Опишите картину с использованием олицетворений и эпитетов.
Учащиеся повторяют пройденный материал.
Умеют составлять связанный текст по картине.
Изучение нового материала
– Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).
– Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира.. Выражает чувства, переживания лирического героя).
– Как автор может выражать свое отношение к происходящему? (В том числе и при помощи употребления художественно-изобразительных средств).
– Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?
– По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.
Учащиеся записывают: «Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.»
Работают по учебнику, умеют самостоятельно анализировать новый материал.
Закрепление
Работа в группах: Читаем стихотворение «С добрым утром», делаем анализ стихотворения, находим метафоры в тексте.
Анализируют стихотворение, находят метафоры, подготавливают выразительное чтение стихотворения.
Работают в группе, ведут диалог.
Домашнее задание
Выучить стихотворение.
Записывают домашнее задание, задают вопросы.
Умеют предлагать задания.
Подведем итоги урока
Придумайте сами примеры метафор. Можно сочинить несколько строк с использованием метафор.
Сочиняют стихотворение.
Умеют применять метафоры.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.
Словами «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей.
Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:
«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».
«задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.
«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.
Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает своёйством "природа-человек".