Тема урока: С.А. Есенин. «С добрым утром!»
Учитель начальных классов Тульцева Елена Ивановна
Тип урока: комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с новым лирическим произведением С.А. Есенина, закрепить навык выполнения анализа лирического стихотворения, с привлечением мультимедийных средств.
Задачи:
- познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;
- активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения;
- раскрыть авторское отношение к природе;
- способствовать развитию воображения, связной монологической речи;
- формировать художественный литературный вкус;
- развивать навыки формулирования выводов, умения анализировать;
- развивать навык работы в паре, выполнения самопроверки и взаимооценки при выполнении учебного задания;
- способствовать развитию познавательного интереса
Оборудование: репродукции картин художников с изображением березы, портрет С.А. Есенина, карточки для работы в паре, музыкальное сопровождение Э. Григ «Утро», мультимедийное сопровождение
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас у себя на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
– Послушайте загадку, попробуйте догадаться о каком дереве идет речь? (Ксюша И.)
Загадка.
Будто свежий шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А кода пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
СЛАЙД № 2
– Совершенно верно, в загадке говорится о черемухе, и дома вы разучивали о ней стихотворение русского поэта С.Есенина. Давайте послушаем и оценим это стихотворение в исполнении наших ребят. Поможет нам в этом алгоритм оценивания.
СЛАЙД № 3
3. Подготовка к восприятию.
– На следующем уроке мы продолжим прослушивание стихотворения, а сейчас давайте сядем удобнее и обратимся к замечательной видео – композиции на музыку норвежского композитора Э.Грига.
СЛАЙД № 4
– Какие чувства вас охватили после просмотра презентации?
– О каком времени суток рассказала нам музыка и видео сопровождение? Рассмотрите репродукции картин художников, расположенных на доске. Где, мы оказались? (Ответы детей)
– Совершенно верно, в утреннем лесу. Лес – это ещё одно из совершеннейших творений природы.
СЛАЙД № 5
– Послушайте и отгадайте ещё одну загадку, о каком дереве идёт речь? (Юля)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
СЛАЙД № 6
– Совершенно верно, именно берёза является одной из героинь ещё одного стихотворения С.А. Есенина, название которого вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита.
СЛАЙД № 7
– Так как же называется стихотворение? (С добрым утром!)
– Давайте попробуем предположить, чем мы будем заниматься на уроке?
- познакомимся с текстом лирического произведения;
- узнаем значение непонятных слов;
- будем определять в поэтическом тексте олицетворения, эпитеты, сравнения;
- выразительно читать лирический текст;
- выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
СЛАЙД № 8
4. Работа по теме урока.
а) Подготовка к восприятию.
– Послушайте, как изобразил картину утра С. А.Есенин. Подумайте, какой он увидел природу? Какие чувства его охватили? Читает Расул Давлетов.
СЛАЙД № 9
б) Анализ стихотворения.
– Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.
– Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?
– Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.
в) Лексическая работа (работа со словарём)
Затон — вдавшийся в берег речной залив; заводь. (Слайд 10)
Брезжить — слабо светиться, светать. (Слайд 11)
Заводь — небольшой залив в реке с замедленным движением (Слайд 12)
Румянить — покрываться розово-красным цветом. (Слайд 13)
Небосклон — часть неба над горизонтом. (Слайд 14)
Плетень — изгородь из плетённых прутьев и ветвей (Слайд 15)
Перламутр — твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. Слово немецкое: Perle-жемчужина, Mutter-мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет — серебристо-розовый (Слайд 16)
ФИЗМИНУТКА «Выросли деревья в поле» (Слайд 17)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
– Вместе со стихотворением «С добрым утром» мы мысленно перемещаемся в уголок, где вместе с природой просыпается все живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, все вытягивается под лучами солнца.
– Какая из представленных репродукций может проиллюстрировать С. Есенина? (Елена Самарская «Березовая роща»)
– Что помогает автору создать такие замечательные образы?
– Как называются такие средства художественной выразительности? (Эпитеты – образное определение предмета).
– Какие средства художественной выразительности вы знаете? (Слайд 18)
г). Давайте в парах выполним разбор стихотворения (Возьмем карандаши):
· расставим паузы
· обозначим все известные нам средства художественной выразительности.
Разберём первое четверостишие.
«Задремали звёзды золотые…»
-- Звёзды могут задремать? Как называется этот литературный приём—олицетворение.
Разберём второе четверостишие.
Каждая строка—олицетворение или развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова.
– В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью.
Третье четверостишие.
– Есенинская поэзия образная, здесь даже крапива обрядилась ярким перламутром и шепчет «С добрым утром!»
д) . Давайте проверим, как вы выполнили разбор: (Слайды 19, 20 )
С.А. Есенин
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,/
Задрожало зеркало затона, /
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. //
Улыбнулись сонные березки, /
Растрепали шелковые косы. //
Шелестят зеленые сережки, /
И горят серебряные росы. //
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром/
И, качаясь, шепчет шаловливо: /
"С добрым утром!" //
– Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет ни строчки.
Какие художественные средства использовал С. Есенин: (слайд 21)
· эпитеты
· олицетворения
· метафоры
Давайте проверим ваши работы…
е). Поставьте себе оценку за выполненную работу
ж). Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно, используя полученные знания? (2-3 человека)
5. Рефлексия. Итог урока. (Слайд 22)
– Давайте вспомним, что мы планировали и что сделали на уроке…
– А теперь посмотрите на следующий слайд и продолжите одно из предложений …
6. Домашнее задание: Вот такое замечательное стихотворение мы сегодня узнали, его нужно выучить наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию, подтвердить её словами из текста (с. 144.) (Слайд 23)
СПАСИБО ЗА УРОК!
Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в селе Константиново (ныне Есенино) на берегу Оки. Среди ребятишек был заводилой и драчуном.
Бабушка нежно любила внука, рассказывала ему сказки, но сказки с плохими концами. Серёжа не любил их и переделывал на свой лад. Дед пел внуку песни старые. тягучие, заунывные, а по субботам и воскресеньям пересказывал ему содержание Библии. Читать Есенин научился в 5 лет, а к 9 годам начал писать стихи, подражая частушкам.
Когда Есенину исполнилось 17 лет, он уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского, но не закончил, а вернулся в деревню. “Учился много, но ничего не кончил”, – писал о себе поэт.
1918 г. началась скитальческая жизнь Есенина. И, наконец, в 1923 г. вернулся в Россию. 2 года спустя поэт трагически погиб в Ленинграде.
На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.