kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок " Большая буква в именах сказочных героев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для развития умения  писать большую букву в фамилиях, именах,отчествах людей и именах сказочных героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок " Большая буква в именах сказочных героев"»

МБОУ : Дубенцовская СОШ








Предмет : русский язык

Тема: « Большая буква в именах сказочных героев»»

Класс: 2











Разработал

учитель начальных классов

I категории

Редичкина Галина Васильевна.






2013-2014 учебный год



Данный урок проведён по образовательной системе "Школа 2100" четырёхлетней начальной школы по учебнику Р. Н. Бунеева,

Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной "Русский язык для 2 класса".



Тема : «Большая буква в именах сказочных героев»

Цели деятельности учителя: Способствовать пробуждению у детей желания искать и находить исторические корни слов; создать условия для развития умения писать большую букву в фамилиях , именах , отчествах людей и именах сказочных героев, повторения порядка букв в русском алфавите.

Планируемые результаты:

Предметные : воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; пишут без ошибок большую букву в именах , отчествах , фамилиях людей, в именах сказочных героев; ставят ударение. Различают ударный и безударный слоги.

Личностные: эмоционально « переживают» текст, выражают свои эмоции.

Метапредметные (УДД)

Регулятивные : учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: понимают другие позиции ( взгляды, интересы).







Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности ( организационный момент СЛАЙД № 1

Прозвенел уже звонок

Начинается урок,

Встаньте ровно и красиво,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Проговорить правила поведения на уроке.

На уроке я сижу,( 1 ученик)

Не стучу и не кричу,( 2 ученик)

Руку тихо поднимаю,( 3 ученик)

Если спросят – отвечаю.( 4 ученик)

Девизом нашего урока будут слова…

-Я желаю вам много «маленьких удач на уроке».

С малой удачи начинается большой успех ( За правильно выполненное задание- смайлик)

2. Минутка чистописания.

Откройте свои тетради.

1)Буква Г; ге( обмен тетрадями-обведите буквы которые написаны правильно) СЛАЙД № 2



2)запишем сегодняшнее число, классная работа.

( словарные слова: работа, класс-классная) СЛАЙД № 2

Сообщение темы урока (подводящий диалог)

3.Словарная работа на карточках в парах

( работа с веером букв , учитель загадывает загадки)

Слайд № 4 ( проверка)







М-сква- ( Москвин) ( столица нашей Родины)

в-робей- (Воробьев)( весело чирикает)

в-рона (Воронин)( каркает во вес горло)

м- дведь ( Медведев)( Зимой спит в берлоге от мороза прячет нос)

к- рова - ( Коровин)( кто в сарае живет, жвачку жует, молоко дает)

за-ц - ( Зайцев)( зимой беленький по снежочку прыг- прыг)



- Что можно сказать об этих словах? ( Это словарные слова)

- Что нужно сделать? ( вставить пропущенные буквы, подчеркнуть «опасные места» )

- А зачем? ( Чтобы мы вспомнили правописание словарных слов)

- Как вы думаете , какое еще задание я хотела вам дать? Вспомните , какую тему мы изучаем?

- Я хотела попросить вас образовать от этих слов фамилии. Как будете писать фамилии? записать в алфавитном порядке.

(один ученик на доске пишет образец: Москвин(6), Воробьев(2), Воронин (3), Медведев(5) ,Коровин (4), Зайцев(1)), записать в алфавитном порядке. Слайд №5 ( проверка)

Постановка учебной задачи.

На доске записаны два предложения ( с картинками):

На диване спит пушистый кот.

Мне нравится сказка про Кота в сапогах.

_ Почему в одном предложении слово кот написано с маленькой буквы, а в другом с большой?

Вывод: Во втором предложении слово кот написано с большой буквы, потому что это имя сказочного героя.

Почему на минутке чистописания писали букву» Г.»?( герои)

-В сказках живут сказочные герои. У многих из них есть имена. Эти имена придумали писатели, их не встретишь у людей, но, всё же, это имена. С какой буквы мы будем их писать?

Сегодня учимся писать имена сказочных героев. Это и есть тема нашего урока. СЛАЙД № 6

- Запись в тетради: Сказочные герои: (Выделить корень в первом слове и орфограмму во втором).



- Итак, на уроке мы потренируемся в написании имен сказочных героев.

Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения)

Упражнение в правописании имен сказочных героев.

Отгадывание загадок ( работа под руководством учителя)

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

( Дети выходят к доске по очереди)



1)Всех на свете он добрей,

лечит он больных зверей,

Он известен , знаменит. Это доктор….( АЙБОЛИТ)

СЛАЙД № 7







2)У отца был мальчик странный, необычный – деревянный,

Но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный,

Всюду нос сует он длинный

Кто же это…( БУРАТИНО)

СЛАЙД № 8

3)Это плюшевый проказник - медвежонок

Он и весел, и не злобен этот милый чудачок.

С ним приятель - Пятачок.

У него прогулка - праздник,

И на мёд особый нюх.



СЛАЙД № 9

4) Она красива и мила,

А имя её от слова «зола». (Золушка).

СЛАЙД № 10



5) Толстяк живёт на крыше.Летает он всех выше. (Карлсон)

СЛАЙД № 11

6)Он дружок зверям и детям, он - живое существо.

Но таких на белом свете больше нет ни одного.

Потому что он - ни птица, ни тигрёнок, ни лисица,

Ни котёнок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

Но заснята для кино и известна всем давно

Эта милая мордашка, а зовётся (Чебурашка)

СЛАЙД № 12



-Как вы написали имена сказочных героев? Почему?

Вывод: Имена сказочных героев – тоже имена собственные.

Они пишутся с большой буквы

-Подчеркните большую букву в именах героев.

У детей в тетради получается запись: Сказочные герои: Айболит, Буратино, Винни-Пух, Золушка, Карлсон, , Чебурашка.

( А как мы их записали? В алфавитном порядке.)

-Часто имена сказочных героев могут рассказать о самих героях. Как это?

Ученик:

-Незнайка – ничего не знает, Знайка – всё знает, Дюймовочка – ростом с дюйм…)

Учитель:

-А бывают у сказочных героев отчества? Приведите примеры.

Ученик:

- Бывают. Например: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч.

СЛАЙД № 13

Учитель:

-С какой буквы будем писать эти слова?

Ученик:

- С большой буквы.

Учитель:

-Встречаются у героев из сказок и фамилии: Топтыгин.

Вывод: имена, фамилии, отчества сказочных героев пишутся с большой буквы.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа на доске( пол руководством учителя)

- У некоторых сказочных героев имена состоят из двух слов. И оба пишутся с большой буквы.

Например, Красная Шапочка– Кто автор сказки? (Шарль Перро) КНИГА)

Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу…» (Кощей Бессмертный).

– Кто автор этой сказки? (Народ)

- Подчеркните в именах собственных большую букву.

– Что вы можете сказать о написании имен этих сказочных персонажей?

(Некоторые имена состоят из двух слов и пишутся с заглавной буквы).



Из слов каждой строчки составь предложения.

Напиши. ( по одному предложению на парту)

  • рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка, гномам.

  • о, ласточке, Дюймовочка, заботилась, зиму, всю.

  • кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино.

  • живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на.

Работа в парах.

- Зачем мы изучаем тему? Для чего мы должны знать сказочных героев?

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу эталону)

Упр.153( стр.106) , учебник

( Развитие предметных умений. Работают с информацией: находят , осмысливают и используют ее)

Упражнение выполняется самостоятельно.

Айболит, Артемон, Буратино, Дюймовочка ……

( проверка с веерами)

























Физминутка музыкальная





Дети, вы все очень любите сказки и много их читали.

Посмотрим, как же хорошо вы знаете сказки.

- Самостоятельная работа по карточкам. (Индивидуальная работа учащихся по формированию умений).

-Ученики читают свои задания, если есть вопросы, задают их учителю. Выполняют задание самостоятельно.

Дети, вы все очень любите сказки и много их читали.

Посмотрим, как же хорошо вы знаете сказки.



Проведём конкурс «Путаница».

Дайте правильное название сказок и литературных героев.

Царевна – индюшка.

По – собачьему велению.

Сивка – будка.

Иван – царевич и зелёный волк.

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.

Мальчик с кулачок.

У страха уши велики.

Лапша из топора.

Василиса Преглупая.

Елена Некрасивая.

Крошечка – Горошечка.

Баба Бяка.

Царевна – жаба.

(Подводим итоги, кто больше назвал правильных ответов).










Итог урока.Рефлексия. Слайд № 15


-Почему во многих сказках слово кот написано с маленькой буквы, а в сказке «Кот в сапогах» слово Кот

написано с большой буквы?

(Это его имя).

  • Правильно.

  • Что узнали нового сегодня на уроке?

(Имена сказочных героев пишутся с большой буквы)

  • Почему?

(Имена сказочных героев -это тоже имена собственные)

Выставление отметок.

Домашнее задание.

Карточка №5

Соедини линией сказочных героев с авторами произведений 

Незнайка                                    Ш.Перро

Доктор Айболит                        А.Н.Толстой

Мальвина                                    Н.Носов

Золушка                                      К.Чуковский

Малыш и Карлсон                     А.Линдгрен

Слайд № 16 Спасибо за урок.
















Приложение

Словарная работа

1)Поставь ударение, подчеркни « опасное место»,

2) В скобках запиши фамилии, образованные от этих словарных слов.

М-сква- ( М )

в-робей- (_В_________ )

в-рона (В )

м- дведь ( М )

к- рова - ( К )

за- ц - ( З )



Самостоятельная работа

Карточка № 1.

Вспомни, когда пишется большая буква.

Выбери нужную букву, раскрой скобки, спиши.

Подчеркни большую букву одной чертой.



Доктор (А,а)йболит, (С,с)обака (А,а)вва, (О,о)безьяна (Ч,ч)ичи - герои книг (К,к)орнея (И,и)вановича (Ч,ч)уковского.

О (Б,б)уратино, (М,м)альвине и (П,п)ьеро мы узнали из сказки (А,а)лексея

(Н,н)иколаевича (Т,т)олстого.





Карточка № 2.

Вспомни, когда пишется большая буква.

Раскрой скобки, напиши имена героев из сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик".

Подчеркни большую букву одной чертой.

Деревянный мальчик - (Б,б)уратино.

Девочка с голубыми волосами - (М,м)альвина.

Черепаха - (Т,т)ортила.

Лиса - (А,а)лиса.

Кот - (Б,б)азилио.

Владелец кукольного театра - (К,к)арабас - (Б,б)арабас.

Карточка № 3.

Вспомни, когда пишется большая буква.

Ответь на вопросы. Раскрой скобки, запиши предложения.

Подчеркни большую букву одной чертой.

От кого убежали сапоги и утюги? (С,с)негурочку

Кто едет на бал? (С,с)естрица (А,а)лёнушка

Кто ищет (Б,б)ратца (И,и)ванушку? от (Ф,ф)едоры

Кого слепили из снега старик со старухой? (З,з)олушка

Презентация

Музыкальная физминутка (презентация)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок " Большая буква в именах сказочных героев"

Автор: Редичкина Галина Васильевна

Дата: 05.12.2017

Номер свидетельства: 442282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) ""Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев" "
    ["seo_title"] => string(112) "sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-skazochnykh-ghieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "164614"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422677904"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок знаний в 1 классе " Первый раз в первый класс!" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-znanii-v-1-klassie-piervyi-raz-v-piervyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143804"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418581764"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Сложение  и вычитание в пределах 100."
    ["seo_title"] => string(45) "slozhieniie-i-vychitaniie-v-priedielakh-100-2"
    ["file_id"] => string(6) "262780"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449409942"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок по русскому языку "Грамотей и лучший каллиграф" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-gramotiei-i-luchshii-kallighraf"
    ["file_id"] => string(6) "101497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока «Заглавная буква ». (Закрепление) "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433690556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства