kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Грамотей и лучший каллиграф"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сказка по сказке  « Царевна – Лягушка»

« Грамотей и лучший каллиграф»

в 5-м классе по теме:

"Имя существительное-повторение изученного. Собственные и нарицательные имена существительные. "Использование флипчартов.

Цели:

  • повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;
  • развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
  • воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оформление урока:

  • иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;
  • на доске записаны имена собственные:
    • Иван-царевич,
    • Баба-Яга,
    • Василиса Премудрая,
    • Кощей Бессмертный;
  • ребусы - имена существительные.

Ход урока

1.Организационный момент . Проверка домашнего задания.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.

К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?

Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

А что вы знаете об имени существительном? Составление кластера.(На листочках записаны морфологические признаки разных частей речи, выбрать признаки имени существительного- составить кластер)

3. Путешествие по сказочному лесу

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.

  • Слезами горю не поможешь.
  • Риск – благородное дело.
  • Волков бояться – в лес не ходить.

2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

  1. Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
  2. Найди ошибки.

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

  • Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
  • За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными.

1.Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.

2. Вставить пропущенные буквы. Цель работы: проверка орфографической зоркости.

Поз_няя  ос_нь. Грачи ул_тели.
Лес обнажился. П_ля опустели.
Только не сжата п_лоска одна.
Грус_ную думу наводит она.

Вставить буквы, объяснить написание.

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?

1. Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.

Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.

Задание №2.

Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.

Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Задание.

І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.

 

Семья, закат, фонарь, заяц, стриж.

ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:

Ш..в

ш..рох

ш..мпол

 

 

крыж..вник

капюш..н

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.

Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

Физминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.

Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:

В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.

Задание.  

Учитель в  сундуке  прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то  заканчивают сказку….

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль).

8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст новая тема.

  Оформление тетрадей.

Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”

Объяснение нового материала.

  Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Стихи, Пушкин, Астана, река,  Ишим ,  Казахстан, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

  Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

Памятка

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Закрепление изученного материала.

1. Лингвистическая разминка:

Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:

1 ряд: названия улиц  села « Возвышенка -СК;
2 ряд: нарицательные существительные, которые находятся в нашем классе;
3 ряд: географические названия (города, реки).Казахстана.

Проверка работ учащихся учителем (устно).

 

 

2. Выполнение упражнений:

  • Решение проблемной задачи:

На доске записаны слова:

Писатель – писатели

 Л.Н.Толстой

Рассказ – рассказы

 «Ванька»

Город –

 Костанай

Имя –

 Марина

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
  1. Государство. (    )
  2. Село  (    )
  3. Область. (     )
  4. Район. (      )
  5. Улица. (       )
  6. Школа.(      )

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

 

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

 

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

 

Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался именем собственным. И помогли ему узнать - вы. 

Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?

Сообщение домашнего задания: Параграф, подготовить сообщение по теме: “Тайна моего имени”.

 

Выставление оценок с комментарием за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Грамотей и лучший каллиграф" »

Урок-сказка по сказке « Царевна – Лягушка»

« Грамотей и лучший каллиграф»

в 5-м классе по теме:

"Имя существительное-повторение изученного. Собственные и нарицательные имена существительные. "Использование флипчартов.

Цели:

  • повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;

  • развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;

  • воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оформление урока:

  • иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;

  • на доске записаны имена собственные:

    • Иван-царевич,

    • Баба-Яга,

    • Василиса Премудрая,

    • Кощей Бессмертный;

  • ребусы - имена существительные.

Ход урока

1.Организационный момент . Проверка домашнего задания.









2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.

К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?

Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

А что вы знаете об имени существительном? Составление кластера.(На листочках записаны морфологические признаки разных частей речи, выбрать признаки имени существительного- составить кластер)



3. Путешествие по сказочному лесу

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.

  • Слезами горю не поможешь.

  • Риск – благородное дело.

  • Волков бояться – в лес не ходить.



2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

    1. Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

    2. Найди ошибки.

      Карточка.

      Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
      У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.




  • Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

  • За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными.

1.Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.

2. Вставить пропущенные буквы. Цель работы: проверка орфографической зоркости.

Поз_няя ос_нь. Грачи ул_тели.
Лес обнажился. П_ля опустели.
Только не сжата п_лоска одна.
Грус_ную думу наводит она.

Вставить буквы, объяснить написание.

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?







1. Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.

Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.

Задание №2.

Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.

Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Задание.

І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.

Семья, закат, фонарь, заяц, стриж.





ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:











Ш..в

ш..рох

ш..мпол





крыж..вник

капюш..н

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.

Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

Физминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.

Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:

В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.





Задание.

Учитель в сундуке прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то заканчивают сказку….

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль).

8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст новая тема.

Оформление тетрадей.

Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”

Объяснение нового материала.

Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Стихи, Пушкин, Астана, река, Ишим , Казахстан, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.



Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

Памятка

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Закрепление изученного материала.



1. Лингвистическая разминка:

Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:

1 ряд: названия улиц села « Возвышенка -СК;
2 ряд: нарицательные существительные, которые находятся в нашем классе;
3 ряд: географические названия (города, реки).Казахстана.

Проверка работ учащихся учителем (устно).





2. Выполнение упражнений:

  • Решение проблемной задачи:

На доске записаны слова:

Писатель – писатели

Л.Н.Толстой

Рассказ – рассказы

«Ванька»

Город –

Костанай

Имя –

 Марина

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:

  1. Государство. ( )

  2. Село ( )

  3. Область. ( )

  4. Район. ( )

  5. Улица. ( )

  6. Школа.( )

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А



Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался именем собственным. И помогли ему узнать - вы.

Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?

Сообщение домашнего задания: Параграф, подготовить сообщение по теме: “Тайна моего имени”.

Выставление оценок с комментарием за урок.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Грамотей и лучший каллиграф"

Автор: Пилипенко Марина Степановна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101497


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства