Урок-сказка по сказке « Царевна – Лягушка»
« Грамотей и лучший каллиграф»
в 5-м классе по теме:
"Имя существительное-повторение изученного. Собственные и нарицательные имена существительные. "Использование флипчартов.
Цели:
- повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;
- развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
- воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оформление урока:
- иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;
- на доске записаны имена собственные:
- Иван-царевич,
- Баба-Яга,
- Василиса Премудрая,
- Кощей Бессмертный;
- ребусы - имена существительные.
Ход урока
1.Организационный момент . Проверка домашнего задания.
2. Вступительное слово учителя
Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.
К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?
Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.
А что вы знаете об имени существительном? Составление кластера.(На листочках записаны морфологические признаки разных частей речи, выбрать признаки имени существительного- составить кластер)
3. Путешествие по сказочному лесу
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.
- Слезами горю не поможешь.
- Риск – благородное дело.
- Волков бояться – в лес не ходить.
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
- Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
- Найди ошибки.
Карточка.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
- Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
- За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.
Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными.
1.Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.
2. Вставить пропущенные буквы. Цель работы: проверка орфографической зоркости.
Поз_няя ос_нь. Грачи ул_тели.
Лес обнажился. П_ля опустели.
Только не сжата п_лоска одна.
Грус_ную думу наводит она.
Вставить буквы, объяснить написание.
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?
1. Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.
Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.
Задание №2.
Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.
Задание.
І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.
Семья, закат, фонарь, заяц, стриж.
ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:
Ш..в
ш..рох
ш..мпол
крыж..вник
капюш..н
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.
Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
Физминутка.
– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.
Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.
– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).
7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Задание.
Учитель в сундуке прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то заканчивают сказку….
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)
3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)
4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль).
8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст новая тема.
Оформление тетрадей.
Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”
Объяснение нового материала.
Актуализация знаний. На доске записаны слова:
Стихи, Пушкин, Астана, река, Ишим , Казахстан, город, страна.
– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?
– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).
– По какому принципу вы распределяли данные слова?
Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:
Памятка
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Закрепление изученного материала.
1. Лингвистическая разминка:
Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:
1 ряд: названия улиц села « Возвышенка -СК;
2 ряд: нарицательные существительные, которые находятся в нашем классе;
3 ряд: географические названия (города, реки).Казахстана.
Проверка работ учащихся учителем (устно).
2. Выполнение упражнений:
- Решение проблемной задачи:
На доске записаны слова:
Писатель – писатели
Л.Н.Толстой
Рассказ – рассказы
«Ванька»
Город –
Костанай
Имя –
Марина
Вопросы и задания:
– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)
– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
(К нарицательным существительным)
– Измените по числам остальные слова.
– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
– К какой группе существительных относятся эти слова?
– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).
- Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
- Государство. ( )
- Село ( )
- Область. ( )
- Район. ( )
- Улица. ( )
- Школа.( )
Промежуточный контроль:
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. Б 3.б 4. А
Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался именем собственным. И помогли ему узнать - вы.
Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что для вас было легко, что трудно?
– Что показалось на уроке самым интересным?
Сообщение домашнего задания: Параграф, подготовить сообщение по теме: “Тайна моего имени”.
Выставление оценок с комментарием за урок.