Урок: русский язык
Дата:____________________________________
Тема: Звуки и буквы.
Цель: создать условия для повторения знаний о звуках и буквах
Задачи: закрепление знаний о звуках и буквах;
развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения определять количество
звуков и букв в словах;
воспитание аккуратности при письме.
Проблема: возможна ли прожить без знаний о звуках? Почему?
Тип урока: урок повторения
Ход урока:
I. Ewek
1. Оргмомент
2. Психологический настрой
3. Тема урока
4. Проблематизация
5. Целеполагание
II. Real
Повторение пройденного материала
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Как называется наука изучающая звуки и буквы русского языка?
- Как отличить звуки от букв?
- На какие две большие группы делятся все буквы?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных букв в русском алфавите? Звуков?
- Сколько согласных букв в русском алфавите?
- Какие согласные всегда мягкие? Твердые?
- Какие гласные указывают на мягкость согласного? На твердость?
- Какие буквы не имеют звука?
Зачеркни неправильные выражения
1. Вот все буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука: я, е, ё, ю, и
2. Если после буквы ш поставить ь, то она будет обозначать мягкий звук.
3. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Вот все буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука: я, е, ё, ю, и, ь
5. Ударным может быть любой звук.
6. Вот случаи, когда согласный звук будет звучать твердо:
- на конце слова;
- перед другим твердым согласным;
- перед ь;
- перед гласными а, о, ы, э, у;
- перед гласными е, ё, ю, я, и;
- если его обозначают буквы й, ч, щ;
- если его обозначают буквы ж, ш, ц.
7. Буква щ обозначает только мягкий согласный звук.
8. Звук [ з ] не имеет глухой пары
9. Звук [ ц ] не имеет звонкой пары.
10. Буква ч будет обозначать мягкий звук, если после неё поставить ь или гласную II ряда
- Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки
- Назовите буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки
- Назовите буквы, обозначающие только твердые согласные звуки
- Назовите буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки
- Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука
- Назовите буквы, обозначающие твердость предшествующего согласного звука
- Подбери анаграммы к словам (имена существительные). Напиши транскрипцию каждого
слова
1 вариант
Актёр [______________] - _______________________________________________________
Шутка[ _____________]- _______________________________________________________
2 вариант
Каприз[ _____________]- _______________________________________________________
Баня[ _____________]- _______________________________________________________
Началом вы зверька зовете, конец в лесу легко найдете.
А весь я – с детства вам знаком без молока и с молоком (кисель).
III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
Фронтальный опрос:
- Что такое звуки речи?
- Зачем придумали буквы в языке?
- Что было бы, если бы не было букв?
- Какая речь появилась первой: устная или письменная?
- Почему ты так думаешь?
V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:
1) кол – но: с
2) кол – но:
4) фонетический разбор:
живуч – 2сл., 5зв., 5б., 2гл., 3согл.
ж – [ ж ] – согл., зв., парн., тв
и – [ ы ] – гл., безуд
в – [ в ] – согл., зв., парн. Тв
у – [ у ] – гл., уд
ч – [ ч’] – согл., глух., непарн., мягк
VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
фонетический разбор
листья
III. Refl
Обобщение.
Итог. Оценивание.
Д\з стр
Рефлексия
Возврат к проблеме.