Задачи: познакомить с новым звуком [ч ] и новой буквой ч; упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой, учить распознавать новый звук в словах; продолжить формировать навык сознательного чтения;
Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся, формировать убеждение о необходимости беречь каждую минуту;
Воспитывать любовь к чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе Согласный звук [ч ], Буквы Ч,ч. »
Тема: Согласный звук [ч ], Буквы Ч,ч.Задачи: познакомить с новым звуком [ч ] и новой буквой ч; упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой, учить распознавать новый звук в словах; продолжить формировать навык сознательного чтения;
Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся, формировать убеждение о необходимости беречь каждую минуту;
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование. Учебник (автор ), иллюстрации часов, макет часов, карточки с ребусами, схемы для звукового анализа слов, карточки с текстом В. Орлова.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка темы урока.
Учитель. Послушайте внимательно загадки и подумайте, о чем в них говорится.
■ Без ног и крыльев оно,
Быстро летит не догонишь его.
■ Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.
■ Что возвратить нельзя?
( о времени )
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Будем учиться правильно читать слова с этой буквой, но помните: всему свое время.
Повторение пройденного.
Учитель. Составьте схему слова время.
На доске:
-Сколько в этом слове слогов?
-Как определили?
(В слове время два гласных звука [э] и [а], поэтому в этом слове два слога.
-Назовите первый слог. Какой это слог?
(слог вре-. Он ударный)
-дайте характеристику согласным звукам в этом слоге. Найдите в них общее и отличное.
Выслушиваются ответы детей.
Назовите второй слог.
(слог –мя)
-Сколько всего звуков и букв в этом слове?
(5 звуков и букв)
Слово время произошло от старого русского слова вертемя. Произнесите вслух несколько раз это слово. Что вы услышали? Действительно, можно услышать и время, и вертеть. В природе многие события повторяются, словно бы вертятся. Какие, например?
(День и ночь, времена года)
4.Знакомство с новым материалом.
Отгадайте загадку:
У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются…
(Часы)
Составьте схему этого слова.
Выделите новый звук.
(Звук[ч].)
-Дадим ему характеристику.
(Звук [ч] –согласный, глухой, мягкий.)
-Звук[ч] – всегда мягкий, твердым не бывает. Назовите слова со звуком [ч] в начале, в середине и в конце.
Интонационно звук выделяется.
-Посмотрите на букву, которой мы обозначаем звук [ч]. Что она напоминает по форме?
Выслушиваются ответы детей.
-А можно букву ч найти на циферблате часов?
Дети находят на макете часов или на иллюстрациях цифру четыре.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
-Найдите эту букву в прописях. Для чего нужны две буквы?
(С большой буквы начинаются предложения, имена, фамилии, названия городов…)
-Пропишите по строчке заглавной и строчной буквы.
Дети выполняют задание.
Делу – время, потехе – час. Как вы понимаете значение этой пословицы?
(Основное время –делам, а забавам, веселье – только немного.)
-Пришло время немного отдохнуть.
5. Физкультминутка.
Тик – так, тик – так –
Все часы идут вот так:
Тик – так.
(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик–так.
(Дети раскачиваются в такт маятника.)
Налево –раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» дети наклоняют голову к правому плечу, потом – к левому, как часики.)
Тик – так, тик – так .
6. Закрепление нового материала.
-Откройте учебник на страницы . Что вы видите на рисунке?
(часы)
-Перед вами много разных видов часов. Можете ли вы назвать их?
(Это механические часы, часы с маятником.
-Какие еще вы знаете часы?
(Электронные, ручные, будильники.)
-О часах мы поговорим позже, а сейчас прочитайте слоги на странице.
(Ча, чо, че, чу, чи.)
-С какими гласными нет слогов?
(С гласными ы и я.)
-Как вы думаете, почему?
(В русском языке нет слов, в которых встречается сочетание чы.)
-Правильно. Также нет в словах сочетания чя. Звук[ч] всегда мягкий, и поэтому не нужна специальная буква я для его смягчения. В русском языке пишется сочетание ча.
-Теперь договорите предложенные слоги до слова.
(Ча…ща, чу…лок, че… ловек, чи…жи.)
- Я предлагаю вам составить слова из готовых слогов)
Сначала дети читают слоги, а затем из них составляют слова.
ЧА СЫ ЧА СО ЧЕК
ЧА СОК ЧА СО ВНЯ
ЧА СИК ЧА СО ВОЙ
ЧА СИ КИ ЧА СОВ ЩИК
По ходу составления слов и их написания проводится лексическая работа.
Часовня – небольшое церковное здание с иконами, в отличии от церкви, без алтаря.
Часовой – тот, кто стоит на часах (стояние на карауле).
Часовщик – мастер, занимающийся изготовлением и починкой часов.
Что в словах общее?
(Часть «час».)
-Чем они отличаются?
(Второй частью слова).
- Из слов, которые мы составили, выделите «лишнее» слово и объясните, почему оно «лишнее».
(Это слово «часовня». Оно не имеет отношение ко времени.)
-Из этих слов составьте предложения.
Выслушиваются ответы детей).
-А теперь потренируемся правильно произносить звуки. Послушайте скороговорку и повторите ее:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Выслушиваются 6 –7 учеников.
-Посмотрите на запись на доске. Вам даны начала слов и их конец. Найдите общую середину и назовите получившиеся слова.
На доске:
У ТОК
С ТЬЕ
У ? ТНИК
ЗАП ТИ
(Общая середина – час. Получились слова участок,, счастье ,участник, запчасти.)
-Прочитайте текст в учебнике.
-Часы - прибор для отсчета времени. Они бывают самые разные. Первые часы были солнечными.(показ иллюстрации). Но ведь солнце светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами и даже часами из свечки. (Показ иллюстрации.)
Но время, которое определяли по этим часам, было неточным. Сейчас в каждом доме, конечно есть, часы. И скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать в школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. А на кухне можно встретить и песочные часы. (Показ иллюстраций).
Учитель раздает карточки с дополнительным текстом.
-Прочитайте текст.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
(В. Орлов)
- Как вы понимаете выражения «часы стоят», «часы спешат», «часы идут», «часы отстают»?
Учитель выслушивает ответы детей и подводит итог.
-О часах мы говорим «стоят», когда они бездействуют, «спешат», когда они показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма; «идут»- действуют, «отстают» - показывают неверное время из-за замедленного хода механизма.
7. Итог урока.
-Да, часы иногда могут стоять на месте, опаздывать, а время никогда. Оно идет только вперед.
Незаметно пролетело время, отведенное на урок. Что нового узнали? Чему научились?