Тема урока: снежные загадки
Планируемый результат.
Знать правила проведения наблюдения и опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании и видах снежинок.
Формирование УУД.
Формировать положительную мотивацию учебной деятельности
учебные и познавательные мотивы
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)формировать умение на основе анализа делать выводы
уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.
формировать умение определять цели,
умение слушать и понимать других
уметь работать в паре и в коллективе:
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме:
уметь отстаивать свою точку зрения,
уметь адекватно себя оценивать,
экологическое воспитание
Оборудование: Учебники «Окружающий мир, хрестоматия, таблица с изображением снежинок, набор для проведения практической работы, бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход урока
- Организационный момент
- Самоопределение к деятельности.
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину, распороли –
И оттуда пух летит…
Пух летит – в глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
В. Мусатов
– О чем это стихотворение?
- Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?
(О зиме, снеге)
– Тема нашего урока – «Снежные загадки».
- Актуализация знаний.
- Ребята, сейчас какое время года? (Зима)
- Какие изменения происходят зимой в природе?
- С утра подул сильный ветер и в класс прилетели снежинки. Снежинки оказались непростые, в них вопросы. Очень интересно! Давайте прочитаем.
1.Как рождаются снежинки?
2.Почему снег под ногами скрипит?
(Снежинки с вопросамиоткрыть на доске)
- Ребята, цель нашего урока найти ответы на эти вопросы.
- Открытие новых знаний
.– Что же такое снег? (Ответы детей.)
– И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.
Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в кристаллики, снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется.
Вопрос: почему снег скрипит под ногами?
(подготовленный ученик с текстом из хрестоматии)
- Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 34–35).
– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.
– Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?
– Что делают Маша и собака Жучка?
– Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?
– Чему так радуется собака Жучка?
– Что собирается делать Маша?
– Почему так весело Мише?
– Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? А когда идете по первому чистому снегу? А когда снежинки падают на лицо?
– Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
– Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?
– Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?
– Ученым удалось выявить несколько основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя:
Запонки, столбик, ёж, игла, звезда
(За?понки — застёжки, вдеваемые в петли манжет (рукавов) мужской рубашки. Многие запонки являются ювелирными изделиями.)
– Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)
Форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе (–14°…–17 °С).
- Включение знаний в систему.
– Какую роль выполняет снег?
– Как вы думаете, кто ждет снега зимой? (Дети ждут снега, чтобы лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках.)
– Снега ждут и растения. Снег укрывает землю, и на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.
Снега ждут животные. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке.
- Как вы думаете, ребята, а можно ли есть снег? Почему?
8. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
На столе учителя стоит стаканчик со снегом.
После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, чистый ли снег.
Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.
– Что остается на марле? (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски.)
– Почему нельзя есть снег?
В ы в о д: белый снег не чист.
9. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что такое снег?
– Где образуется снег?
- В воздухе есть водяные пары. Высоко в облаках образуются крохотные льдинки. Они еще очень малы. Они падают и увеличиваются, становятся удивительно красивыми; снежинки опускаются, собираются в хлопья и падают на землю.
10. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
- Что особенно запомнилось, понравилось?
- А сейчас давайте с вами пофантазируем. Нарисуйте каждый свою снежинку.
Выставка “придуманных” снежинок.
- Красивые снежинки придумали, просто замечательно.