Цель: развивать ценностное отношение к себе, к людям, окружающему миру.
Задачи: расширять представление о таких ценностях , как добро, любовь, доброта; развивать навыки позитивного общения, воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека
Просмотр содержимого документа
«урок самопознания "Путь любви и добра" »
САМОПОЗНАНИЕ
Тема: Путь любви и добра
Цель: развивать ценностное отношение к себе, к людям, окружающему миру.
Задачи: расширять представление о таких ценностях , как добро, любовь, доброта; развивать навыки позитивного общения, воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека
Оборудование: мультимедийная презентация, словарь С. Ожегова, пословицы и поговорки, музыкальное сопровождение
Ход урока:
Круг радости.
Учитель становится в центре круга, подняв над собой обруч с лентами.
- Возьмите каждый по одной ленточке. Что у нас получилось?
Наш круг очень похож на юрту. А над вами купол юрты, он называется шанырак. Шанырак – это символ казахского дома. Каждый человек, большой и маленький, любит свой дом, потому что в нем живет его семья. Иметь семью – это большое счастье. Наш класс – это тоже большая семья. … Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
- Посмотрите на цвет ленточки в ваших руках и сядьте за парту, где стоит карточка с вашим цветом. (ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ)
Игра «Море доброты»
Приглашаю Вас в необычное путешествие» - Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из этих букв: т, о, д, р, б, а, о (на доске таблички с буквами). • Как называется наше море? (Доброта). Вы, наверное, догадались о чем пойдет речь на нашем уроке? (О доброте)
- Что такое доброта?
Доброта- отзывчивость, стремление делать добро, душевное расположение к людям. (Ожегов)
Это не что иное, как умножать счастье- и своё, и ближних. Накормил ли ты голодного, помог ли больному или просто вымыл посуду после ужина, когда все в доме устали, и ты в том числе, - всё это твои маленькие добрые дела и вместе с тем маленькие шаги к навыку доброго поведения. Делание добра- это «рассеивание по миру радости», это делание счастливыми и себя, и своих ближних- тех, кому ты это добро делаешь.
-У вас на партах бумажные кораблики. На них написаны разные слова. Выберите те кораблики, на которых ваша команда поплывет по морю Доброты. Ученики выбирают кораблики и объясняют свой выбор, например: «Я выбрала кораблик «Помощь», потому что добрый человек всегда поможет другому». «Я выбрал «Вежливость», потому что добрый человек никогда не говорит грубых, злых слов, и он всегда вежлив с людьми»., «Радость», потому что дарить радость людям, это добрый поступок. «Любовь» , это главное чувство, у кого в сердце есть любовь, он не сделает зла.
- Как идти в жизни по пути любви и добра?
- Всегда ли человек следует этому пути? Почему?
- Каким вы представляете себе доброго человека?
Сердце доброго человека отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремится помогать другим не только словом, но и делом.
3. Чтение(стр. 23-24)
- Почему сердце человека Творец создал в виде цветка?
Цветок – воплощение красоты, а сердце человека – источник душевного тепла и доброты. Настоящая красота есть проявление доброты.
-Расскажите о добрых людях, которых вы знаете
Наедине с собой
Представьте себе, что у вас в руках находится «Чудесный цветок добра». Протяните две руки вперёд так, как будто бы вы держите его в руках. Ваши руки ощущают удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть этот цветок, какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется её послушать…
Мысленно поместите всё добро этого «Цветка» в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет ей радость. Возьмите друг друга за руки. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости.… Поделитесь друг с другом добрыми чувствами. Закройте глаза, послушайте музыку добра.
- Наши кораблики налетели на рифы, чтобы преодолеть препятствие нужно
Разбор ситуации
1 группа
Одноклассник не может решить задачу во время контрольной и обращается к вам за помощью, потому что знает, что вы хорошо усвоили тему
2 группа Друзья позвали вас в кино, но именно в это время бабушка просит помочь ей в приготовлении ужина.
3 группа Вам навстречу идет соседка, которая несет из магазина тяжелые сумки. Вы торопитесь в школу.
4 группа Когда старушка – соседка попросила Колю сходить в магазин за хлебом, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Остров 1 «Где спряталось добро»
Задание – вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Примеры: добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добрый день и др.)
Остров 2 «Пословицы о добре»
Ведущий. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери пословицы».
1) Жизнь дана на_________дела.
2) Мир не без_________людей.
3)_________ слово человеку, что дождь в засуху.
4) Про ___________дело говори смело.
Остров 3 «Добрые сказки»
Ведущий. Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие – либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей – разбойник, и представители добрых сил. Назовите их. (Примеры: Василиса Премудрая, Золушка, Елена Прекрасная, Царевна лягушка, Алдар Косе, Айбоолит, Дюймовочка, Русалочка, Леопольд, Красная Шапочка.)
Остров «Добрые слова»
Ведущий. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
(Показ слайда с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: «грубый», «злой», «грустный», «горе», «вражда», «обман»,
«жадный». Задание детям – подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.)
Игра
Если речь идет о добром деле хлопнуть в ладоши и сказать «хорошо».
Покормить птиц зимой
Утаить от родителей плохую отметку
Сломать ветку на дереве
Помочь пожилому человеку донести сумку
Изрисовать стену жилого дома
Помочь библиотекарю подклеить книги
Принять участие в субботнике
Уступить место в автобусе
Творческая деятельность. (На доске ватман, на котором нарисован круг). У вас на партах лежат цветные круги(желтые, зеленые, синие).Наши кораблики подплывают к острову, на котором все самое доброе: самые добрые люди, самые добрые растения, самые добрые животные и птицы. Я предлагаю выбрать тот цвет, который вы считаете подходящим для острова, , напишите, пожалуйста, какие добрые поступки вы можете совершить, чтобы сделать жизнь окружающих вас людей сделать приятнее и счастливее.. ( Цветные круги прикрепляются к ватману). Класс, посмотрите какой яркий и красивый остров у нас получилась. Все выбрали разные цвета. Доброта тоже может проявляться по-разному. Она может проявляться в помощи родным и друзьям, заботе о животных, сохранении природы.
Круг «От сердца к сердцу»
Наше путешествие по Дороге Добра подходит к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
- В сердце человека.
И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта,
любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
ПЕСНЯ «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Самоанализ урока самопознания в 3 «Б» классе
Тема: «Путь любви и добра»
Число: 20 октября 2010 г.
Тип, структура: комбинированный урок
Технология проведения : технология «Работа с понятиями нравственного развития».
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
-использование методических приемов «Круг радости», «От сердца к сердцу»
-чтение, беседа
-размышление над ситуацией
-«Минутка тишины»
-творческая работа
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
Цель: развивать ценностное отношение к себе, к людям, окружающему миру.
Задачи: расширять представление о таких ценностях , как добро, любовь, доброта; развивать навыки позитивного общения, воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека
Оборудование: мультимедийная презентация, словарь С. Ожегова, пословицы и поговорки, музыкальное сопровождение
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
1. Традиционный «Круг радости» помог организовать учащихся на работу и разделить учащихся на группы .Вовлечение учащихся в обсуждении ситуации, выбор наиболее рациональных путей решения
2. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог- мотив для изучения учебного материала. Учащимся было предложено высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам каждому из участников взаимодействия.
3. Игровая ситуация позволила закрепить усвоение понятий
4. Чтение в учебнике сказки «Роза сердца» позволило учащимся задуматься над своим поведением, проанализировать свое отношение к окружающим и завершающей работой на этом этапе стало составление своих правил и работа над пословицами.
5 «Минутка тишины»
6. Творческая работа. Учащиеся учились выражать свои мысли, составлять пожелания для своих одноклассников
7 Завершающим этапом стало исполнение песни «Дорогою добра»
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:
методы средства
- проблемные - наглядно- иллюстративный материал
- игровые,словесные работы
Рационально и чётко было распределено время на все этапы урока; логичны, вытекающие одна из другой, "связки" между этапами урока.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.