Тема: « Мама – первое слово….в каждой семье»
Цель: воспитание у учащихся доброты и уважения к окружающим, любви к маме как к самому главному человеку в жизни ребёнка.
Задачи: -дать понятие слова « доброта», мотивировать детей на добрые поступки;
- развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
- воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Ход урока
1. Учитель.
- Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Читает ученик: Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
- Символом нашего урока будет солнце. Каждый лучик олицетворяет качество, которое должно быть у человека.
( уч-ся на лучиках пишут качества, которые присущи доброму человеку
и приклеивают лучики к солнышку).
- Ребята, скажите, пожалуйста, а кого вы считаете самым добрым и близким для вас человеком?
2. Учитель рассказывает « Божественную сказку».
3. Объявляется тема урока.
4. Круг радости
Учитель: « Мама – самое красивое и звучное слово.
Произносить его надо всегда с улыбкой, радостью и в прекрасном настроении. Давайте создадим такое настроение, чтобы каждое произнесённое нами слово «мама» было наполнено счастьем и нежностью.
Игра « Передай другому радость»
Учащиеся встают в круг. По «цепочке» учитель и учащиеся передают радость. Передают: 1) улыбку; 2) ласковое прикосновение; 3) пожатие руки; 4) доброе слово
Ученик читает стихотворение « Счастье» автор В. Коркин
Упражнение со словами « Мама, мамочка…»
Учитель: Мама – это лучшее слово, это особенное слово, которое мы произносим каждый день, в течение всей своей жизни. Мама - это наше солнышко, которое даёт свет и тепло, дарит мир и радость жизни. Как мы называем своих матерей? Как к ним обращаемся? Как мы произносим это дорогое нам слово?
Прочитайте слова на карточках, выберите те из них, которые вы используете в своей речи?
Мать, мама, мам, ма, мамка, мамочка, мамуля, мамуся, маман, матушка, маменька, маманя.
( каждый ребёнок получает карточку с этими словами, выбирает и объясняет свой выбор)
Учитель: Почему вы именно так обращаетесь к своим матерям? Как, по вашему мнению, нельзя обращаться к матери? Почему?
( на доске карточки со словами, которые выбрали дети)
Творческая работа.
Упражнение « Фотография»
- Нарисуйте свою маму, используя заготовку. Напишите имя мамы.
( портреты мам прикрепляем к общему плакату)
Ученица: Если мне бывает больно
Мама доброю рукой
Успокаивает боли
И несёт с собой покой.
И когда игрушке новой
Шумно радуюся я,
Улыбается со мною
Мама милая моя.
Пусть несёт с собою ветер
То, что всем открою я:
В целом мире, в целом свете
Мама лучше всех – моя.
Упражнение « Нежная история».
- Напишите мини – сочинение о своей маме, используя опорные слова.
Опорные слова: весенняя капель, разноцветная радуга, солнечный зайчик, луч солнца, майская роза, звонкий колокольчик, нежный ландыш, ясная зорька.
Блиц – опрос. « Я – мать». ( участвуют родители)
Вопросы:
- Легко ли быть мамой?
- Почему вы стали мамами?
- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши дети?
- Что вы готовы сделать для своего ребёнка?
- Что вы считаете главным в жизни?
- На ваш взгляд, что главное в воспитании детей?
- Какой день вы считаете самым счастливым вашим днём? Почему?
Учитель: Материнская любовь безгранична и неисчерпаема. Сердце матери никогда не устаёт любить своего ребёнка. Прощает ему многое. Помогает и поддерживает. Верит и восхищается.
В одной сказке король попросил своих дочерей рассказать о любви к нему, сравнив её с каким-нибудь предметом. Одна дочь сравнила свою любовь с бриллиантом, другая – с самым вкусным пирожным, а третья решила: как любая пища безвкусна без соли, так и жизнь не может обойтись без любви к матери и отцу.
- А на что похожа ваша любовь к матери?
( ответы детей)
А сейчас небольшая конкурсная программа.
Конкурс: « Уа-уа!»
- Дорогие наши мамочки! Сколько бессонных ночей вы провели у детских кроваток. Вы вскакивали с постели, услышав голосок своего ребёнка. И уж как никто другой вы запомнили голоса своих любимых чад. Поэтому вам не составит большого труда узнать своего плачущего ребёнка. Сейчас ваши детишки будут плакать, как в детстве, то есть говорить «уа-уа», а ваша задача – узнав голос своего дитя поднять вверх руку.
Конкурс.»Семейная хроника».
Конкурс будет проходить следующим образом: ребёнок берёт, не глядя, вопрос из шкатулки, учитель читает вопрос. Мама пишет на листочке ответ, то есть она должна отгадать, что ответит её ребёнок, и отдаёт листок учителю.
Вопросы.
- Вспомни 1 сентября, когда ты пошёл в первый класс. Какого цвета были на тебе брюки (юбка) в тот день?
- Сколько родных братьев и сестёр у твоей мамы?
- Какие цветы больше всего любит твоя мама?
- Представь себе, что твоя мама собирается на родительское собрание в школу. В шкафу у неё есть четыре платья одного фасона, но разного цвета. Какого цвета платье выберет мама:
- белого,
- красного,
- чёрного,
- голубого.
- По разным каналам телевидения одновременно идут:
- концерт эстрадной музыки,
- информационная программа,
- реклама,
- сериал.
Какой канал выберет для просмотра мама?
- Что больше всего любит мама: мармелад, шоколад, вафли или торт?
- Предположим, что твоя мама выиграла путёвку за границу и ей предложили на выбор отдых на горнолыжном курорте или на берегу тёплого моря. Какую путёвку выберет мама?
Конкурс « Стихи»
Тема « Семейные будни»: ребята – лопата, отец – молодец, помогать – убегать, вилы – нет силы.
Тема « Утро в семье»: сынок – носок, папа – шляпа, дочка – точка, одёжка – застёжка, мамаша – простокваша.
Тема « Воскресенье в семье» : Охота – забота, сынок – каток, дочь – не прочь, скамейка – семейка, одна – у окна.
Учитель: Смысл жизни матери – в детях. Счастье матери – это счастье ей детей. Она идёт рядом, рука об руку со своими детьми до конца дней своих и движет ею любовь к своему ребёнку. Любовь матери абсолютно бескорыстна. Материнская любовь всё прощает. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет.
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
- Мама!
Круг « От сердца к сердцу».
- Дорогие мамы, напишите слова любви своим детям и подарите их им.
( родители берут сердечки и пишут тёплые слова своим детям)
- Дорогие дети, давайте пожелаем и подарим всем мамам красивые и добрые слова.
( дети пишут слова- пожелания своим мамам и прикрепляют к плакату на доске)
Ученица: Пусть в свете дней потухнут все печали.
Пусть сбудутся все материнские мечты.
Желаем, чтоб всегда вы освещали
Дорогу жизни светом доброты.