В каждом из нас есть искорка доброты. Она, как маленькое солнышко, освещает все вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее.
Каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.
И сегодня на уроке мы продолжаем разговор о добрых поступках. Мы с вами должны ответить на вопрос: В чем выражается доброта?
Понятие «доброта» вам поможет раскрыть стихотворение, которое так и называется »Доброта».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет: Самопознание 1 класс Дата: .......................... Номер урока: 23 Тип урока: знакомство с новой темой. Тема урока: Доброта - солнце, согревающее сердце человека.
Цель урока: формирование представлений о доброте как ценности человеческого общения.
Цель деятельности учителя: расширять представление об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.
Цель для ученика: иметь представление о ценности доброты.
Задачи урока: 1. Обучающие. Формировать умение давать нравственную оценку поступкам и обосновывать свои суждения;
2. Развивающие. Развивать критическое мышление, способность анализировать, обобщать;
3. Воспитательные. Воспитывать стремление совершать добрые и честные поступки.
Поприветствуем, друг друга доброй улыбкой и скажем все вместе эти замечательные слова:
У меня мысли добрые! У меня сердце доброе! Мои дела добрые! Я иду дорогою добра!
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете что мы сегодня будем делать на уроке?
- Чего вы хотите достичь сегодня на уроке?
- Чему вы хотите научиться сегодня на уроке?
- Постановка учебных задач урока.
3. Актуализация опорных знаний:
Повторение.
Вспомните, о каких духовных ценностях человека мы говорили на уроках? (доброта, милосердие, доброжелательность, честность, ответственность) На листочках напишите, какое из указанных качеств вы больше всего цените в своих одноклассниках, друзьях.
Вывод: каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества. И сегодня на уроке мы продолжаем разговор о добрых поступках. Мы с вами должны ответить на вопрос: В чем выражается доброта?
Понятие «доброта» вам поможет раскрыть стихотворение, которое так и называется »Доброта».
Выходят 4 ученика и читают стихотворение.
1. Добрым быть совсем просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
4. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
-В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Электронная физминутка "Добрая".
II. Операционно - познавательный этап:
1. Минутка тишины.
Давайте представим, что находимся в горах. Раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Ласковый ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, любви, добра.
2. Беседа.
Сказка о цыпленке. Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь,» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта.» И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик,» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже.» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.
- Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта? - Почему необходимо быть добрым?
Вывод: доброта – это забота о благе других. Быть добрым, значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым, значит заботиться о людях и обо все окружающем не меньше, чем о себе самом.
Каких сказочных героев вы считаете добрыми?
Давайте мы с вами посмотрим мультфильм о доброте к людям и не только к ним.
Мультфильм "Лунтик "Мороз"".
Обсуждение мультфильма.
Вывод: нельзя по одному поступку судить о человеке. Все мы совершаем разные поступки – хорошие и не очень, но нужно стремиться поступать благородно, проявлять искренность и честность во взаимоотношениях с людьми.
- Какие поступки вы могли бы назвать хорошими? - какие поступки вам не нравятся? - Как окружающие относятся к вашим плохим поступкам?
3. Разминка. «Хорошо или плохо» Хорошее качество – хлопаете в ладоши. Плохое – руки прячете за спину и отрицательно качаете головой
- всегда помогает маме; - делает зимой для птиц кормушки; - всегда чувствует, кому нужна помощь; - стреляет в птиц из рогатки; - помогает ухаживать за младшей сестренкой; - не оказывает помощь в трудную минуту; - каждый день ходит за покупками для бабушки; - выполняет добросовестно свои обязанности.
4. Сценка.
- Ребята, посмотрите! Появилась грустная тучка. Интересно, почему она здесь? Никто не догадался? Наверное, потому, что в нашем классе не всегда всё гладко, иногда ребята обижают друг друга, употребляют грубые слова. Однажды я шла по коридору и услышала разговор о вежливости учеников одного из классов нашей школы. Ребята стояли и спорили.
Сценка:
1 – Вот, например, если я сижу в автобусе, а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
2 – Это каждый дурак знает!
3 – А ещё надо сказать: «Садитесь. Пожалуйста!» - Поняла, ворона?
4 – Ты что, с приветом?
5 – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста!»
6 – Понятно! А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место.
7 – Да пока ты будешь говорить свои ослиные речи, старушка может вообще выйти из автобуса!
Учитель: - Что вам не понравилось в разговоре о вежливости? Не употребляйте такие слова и выражения! Ребята, а что нужно вспомнить, когда хочется сказать или уже сказали грубое слово (ответы детей)? Да, нужно вспомнить доброе вежливое слово. Тогда не будет у нас такой грустной тучки. Есть очень красивая пословица. Я её нашла в « Книге мудрых мыслей».
( Каждое слово пословицы написано на облачках).
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Объясните смысл пословицы. Давайте и мы вспомним добрые, вежливые, волшебные слова. У каждого из вас на столе лежит маленькое солнышко. Напишите на нём самое любимое ваше вежливое слово. Можете закрыть эту грустную тучку нашими добрыми солнышками.
-Какие слова написали? Давайте стараться употреблять эти слова как можно чаще и тогда ни одна плачущая тучка не залетит в наш класс (снять тучку).
6. Творческая работа. (Дети рисуют коллективный рисунок доброты, как они её себе представляют)
III. Контрольно - оценочный этап:
1. Обобщающая беседа
Обобщение. Так в чем выражается доброта? • В добром слове • Доброжелательном отношении • Честных поступках
Вывод: в каждом из нас есть искорка доброты. Она, как маленькое солнышко, освещает все вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее.
Круг «От сердца к сердцу»
Закончить наш урок предлагаю песней очень доброго героя мультфильма, песней кота Леопольда «Если добрый ты…».
2. Рефлексия.
Что вы узнали по данной теме? Достигли ли вы поставленной цели? 3.Оценка деятельности детей на уроке. Самооценка.
Самоанализ открытого урока по самопознанию
"Доброта - солнце, согревающее сердце человека"
Цели и задачи открытого урока направлены на: формирование представлений о доброте как ценности человеческого общения; формирование умения давать нравственную оценку поступкам и обосновывать свои суждения; развитие критическое мышление, способность анализировать, обобщать; воспитание стремления совершать добрые и честные поступки.
Для психологического настроя я использовала "Круг радости". С помощью проблемных вопросов нацелила учащихся на успешное участие в открытом уроке, помогла определить тему урока, создала ситуацию для сплочения, доброжелательного отношения между детьми.
В начале урока с детьми побеседовали о доброте, эта беседа сопровождалась чтением учащимися стихотворений наизусть о доброте, отдохнули при помощи электронной физминутки "Добрая"; выполнили творческое задание, нарисовали добро, как вы его себе представляете, поиграли в игру "Хорошо или плохо", после чего просмотрели мультфильм "Лунтик. Мороз". Выбрали пословицу подходящую к нашей теме урока и побеседовали о её смысле.
В заключении открытого урока дети спели песню о доброте.
Выводы: проведённый открытый урок достиг поставленных целей и задач. Способствует воспитанию нравственных качеств, чуткого, доброжелательного и бережного отношения к людям, носит высокое познавательное и воспитательное значение.