План урока самопознания
Школа: №8
Дата: 09.02.16.
Тема: Доброта – солнце, согревающее сердце человека. № Урока 22
Ценность: Ненасилие
Качества: доброта, дружелюбие, забота
Педагог: Меренцова И.Е.
Класс: 6 Количество: 16
Цель: Расширить представление учащихся о понятии «доброта» через общечеловеческую ценность Ненасилие.
Задачи:
- раскрытие значимости доброго отношения к окружающим
- развитие умения быть дружелюбными друг к другу, работая в команде
- воспитание стремления проявлять заботу к людям
Ресурсы
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой.
I.МИНУТКА ТИШИНЫ. №4 Мысленная прогулка в лес.
Учитель: Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабится и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греют ваше лицо. Перед вами лес. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Вы наклонились к цветку и очень внимательно рассматриваете его. Понюхайте его и вдохните аромат. Идите дальше. Углубляясь всё дальше и дальше полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. Мы выходим на поляну перед вами дерево, вы подходите к нему и обхватываете его ствол. Вы чувствуете энергию жизни, текущую в нем. И вы ощущаете счастье и покой. Как удивительна природа. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот вы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!
Анализ хода урока
Музыкальная композиция «Шум летнего леса»
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о доброте.
Позитивное высказывание (цитата)
Цитатой нашего урока являются слова Марка Твена
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(запись в тетради) Марк Твен
- Доброту можно потрогать?
- Как вы понимаете смысл фразы «Услышит глухой, увидит слепой»?
- А как вы думаете, добрым быть легко?
А сейчас я хотела бы вам предложить для просмотра видеоролик.
Просмотр видео Индийский социальный ролик
Вопросы для обсуждения :
1. О чем и ком этот ролик?
- Что увидел мальчик?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Вы согласны с фразой «Доброта – солнце, согревающее сердце»?
Посмотрите, как изменилось лицо бедняка, когда мальчик подарил ему обувь? Его глаза засияли.
А как отреагировал папа мальчика на его поступок? Он понял, что вырастил достойного сына.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы
Деление на группы - солнце, смайлик, цветочек
Подарок от учителя
2. Рассказывание истории
СТАКАН МОЛОКА
А. Могилевская
Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Дверь открыла молодая обаятельная девушка. Мальчик совсем растерялся и решился попросить у нее лишь стакан воды.
Девушка поняла, что мальчик был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я Вам должен?».
«Вы ничего мне не должны», - ответила девушка. - Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».
«В таком случае - сердечно благодарю», - ответил он.
Когда мальчик вышел из дома, он почувствовал себя не только физически, но и морально крепким, поверив в доброту людей. Эта история произошла в детстве известного врача Ховарда Келли. (так звали мальчика).
Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов они решили послать её в большой город на обследование. Доктора Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошёл в её палату. Врач сразу же узнал её. После обследования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать всё возможное, чтобы спасти её.
После долгой и упорной борьбы доктор одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил подготовить ему счет за лечение. Когда ему принесли счет, врач что-то написал внизу и попросил отнести в её палату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что ей придётся платить по нему всю свою оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись:
«Полностью оплачено стаканом молока. Доктор X. Келли». Слёзы радости навернулись на её глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью.
Вопросы для обсуждения
- Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Можно ли назвать главного героя – добрым человеком? Почему?
Учебник стр.81-82
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Закончите истории.
Василий Сухомлинский
Как Белочка Дятла спасла
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз.
Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горячие слезы на снег, замерзают.
Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты, Дятел, плачешь?
– Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла.
(Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.)
Мы сегодня много раз произносили слово Добро
Какие ассоциации у вас связаны со словом «Добро»?
(на доску).
Видеоролик Бумеранг доброты
Стихи о доброте (Алина и Даша)
6. Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ
«Мой самый добрый поступок»
7. Групповое пение.
Из мультфильма «Приключение фунтика»
8. Добрые пожелания нашему классу (на доску)
9. Заключительная минута тишины.
Добрые слова – это корни
Добрые мысли – это цветы
Добрые дела –это плоды
Добрые сердца –это сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.