Цель: формирование представлений о понятии «доброта».
Задачи:
1. раскрыть значение понятия «человеческая доброта»;
2. развить стремление к поддержанию хорошего настроения;
3.воспитывать стремление к доброму, внимательному отношению к окружающим как залогу хорошего настроения.
Ресурсы: бусинки, нитка с иголкой, А3, А4 листы, маркеры, фломастеры, проектор, компьютер, карточки с ситуационными заданиями. Высказывания великих людей о доброте.
Ход классного часа
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Сегодня, ребята, мы поговорим о доброте. Я принесла на урок волшебные бусинки. Я подойду сейчас к вам, и пусть каждый из вас выберет ту бусинку, которая вам больше понравится.
Теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем каждого.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди.
2. Проверка домашнего задания.
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. На прошлом уроке каждый из вас уже рассуждал на тему “Что такое добро и что такое зло?” . Ваши сочинения я читала с удовольствием. А сейчас давайте разберемся:
– Что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.) или (Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.)
– Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый;
– Изобразите доброту на бумаге. Как вы ее представляете?
- Какие добрые слова вы знаете?
Будьте добры (форма вежливого обращения с просьбой);
Доброго здоровья (приветствие при прощании с пожеланием благополучия);
В добрый час! (Пожелание удачи);
Добрый день, вечер, доброе утро (приветствие при встрече).
Не только слова должны быть у вас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
3. Позитивное высказывание (цитата урока)
Зачитывание цитаты: Никогда с нашей земли не исчезнут мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого.
Подумайте и скажите: а по отношению к кому люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)
4. Работа по теме урока
Давайте поговорим о:
А) Доброте по отношению к близким, дорогим тебе людям.
Кто они: близкие, дорогие тебе люди?
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ситуация 1:
Мама каждый день говорит Наташе:
– Доченька, милая, как только закончатся занятия в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.
– Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, – отвечает Наташа.
– Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, – говорит мать.
Что вы посоветуете? (Наташе и маме.)
Ситуация 2:
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
– Мама, купи мне Деда Мороза.
– Не могу, сынок, осталось мало денег.
– Какая же ты недобрая, мама, – сказал Саша и очень сильно обиделся.
Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?
– Вернитесь мыслями к разобранным ситуациям и скажите: Легко ли быть добрым? (тяжело, этому надо учиться).
Как себя надо вести по отношению к близким людям?
Б) О доброте по отношению к окружающим:
Окружающие тебя люди. Это кто?
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому – то.
Ситуация 1:
Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня – не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
Как вы думаете, ребята? Чем отличается “добрый” человек от “добренького”?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ситуация 2:
Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?
– А какие добрые дела совершили вы для окружающих вас людей?
– Почему вы так поступали?
– Ждали ли вы после доброго поступка похвалы, одобрения? Почему?
– Делая добро, какие чувства вы испытывали?
Действительно, когда мы встречаем обязанного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и не делаем этого.
Вывод: Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия.
Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки доброты, на которые мы с вами теперь будем постоянно равняться.
В) О доброте по отношению к животным:
Ситуация 1:
Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и больная. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.
– Фу, какая противная кошка, – сказала Лена.
– Так и хочется в нее чем-нибудь запустить, – сказала Надя.
И дети принялись кидать в кошку камнями.
Как оценить поступок детей? Что такое зло?
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Ситуация 2:
Вите подарили щенка. Щенок был черный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
– Совсем невоспитан, – подумал Витя, глядя, как щенок грызет ножку стула.
Витя занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его веревкой.. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Витя смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?
Как можно оценить поступок Вити?
(Нередко мы причиняем боль по незнанию. Но незнание не освобождает нас от ответственности, ответственности за тех, кого приручили. Витя не был готов к приобретению щенка. Требовал от своего питомца того, что тот не умел. Сначала – научи, затем – требуй!)
Г) О доброте по отношению к растениям:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте –
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту
Как вы думаете, могут ли дети рождаться злыми?
А почему люди становятся злыми? (Потому что им никто никогда не помогал.)
А как сделать людей добрее? (Нужно помогать им и научить их помогать другим.)
Почему нужно совершать добрые дела?
А как проверить, добрые мы дети или злые? Можно рассказать о добрых делах, можно написать в газету, но лучше….
Что же лучше? Совершить доброе дело.
Сегодня мы поговорили о доброте. Говорить легче, чем делать. Давайте подумаем, какое доброе дело мы можем совершить? (Выслушиваются предложения).
5. Творческая деятельность.
-Сегодня у нас необычный урок и творческое задание тоже будет необычным. Каждому учащемуся раздаются «кусочки пирога», на которых они должны нарисовать своё представление слова ДОБРОТА.
По окончании работы каждый ученик прикрепляет на доске свой «кусок пирога» и знакомит со своей работой.
6. Групповое пение.
Хором исполняют песню «О любви и дружбе». Слова и музыка И.Стецкой.
7. Заключительная минута урока.
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
Давайте в классе организуем Уголок доброты. Именно туда повесим Пирог добрых Дел. Каждому из нас бывает в определенные минуты нелегко. Пусть в этот момент ребенок подойдет к этому уголку, постоит, подумает, вспомнит сегодняшний урок и примет решение, как поступить.