Ценность. Добрые взаимоотношения в классе; позитивное общение в дружбе.
Дружба, друзья как общечеловеческие ценности.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о частях слова;
- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов,стоит за корнем;
-создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка;
-воспитание у учащихся чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование и материалы:
-Учебник: «Русский язык. 2 класс»
-Раздаточный материал
Памятка разбора слова по составу
Карточки для работы в группах
Маски сказочных героев
- Проектор, компьютер
-Презентация MicrosoftPowerPoint
Ход урока
I. Организационныймомент
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
II. Чистописание
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.
На доске: яяяяяяя
- Как эту запись можно заменить одним словом?
Запишите.
-Что такое семья? Составьте предложение со словом семья.
-Что связывает людей в одну семью? В вашей семье друг другу помогают?
Кто они по отношению друг к другу?
III. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока
-В русском языке слова тоже образуют «семью». Их также называют родственными.
- Какие слова называются родственными? Однокоренные?
Подберите однокоренные слова к слову семья.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
-Что такое корень?
- Какие части слова вы еще знаете?
- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?
- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на доске
Стол-столик гора-горка
Дуб-дубок печь-печка
Нож-ножик ягода-ягодка
- Что вы можете сказать о данных словах?
- Разберите эти слова по составу.
- Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах?
- С помощью чего образовались новые слова?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Это новая тема для вас?
-Сформулируйте тему нашего урока.
IV.Осмысление
(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)
1) Работа в группах
1 группа
Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня - … Алёша - …
Света - … Федя - …
Дима - … Люба - …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду
-Вы хорошо справились с первым заданием.
-А что нужно для того, чтобы всё получалось правильно?
-Почему некоторые ошибаются при выполнении задания?
-Я согласна с вами, торопиться нельзя.
Кстати, например…
2) Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Беседа
1.Какие слова говорила курочка перушку, когда просила его не торопиться?
2. К кому курочка обращалась за помощью?
3. О чём курочка просила коровушку? Как она просила?
4. Кто-нибудь отказал курочке ы её просьбе?
5. Смогла ли курочка вылечить петушка? А почему смогла?
-Расскажите о каком-либо случае в своей жизни, когда вы увидели на улице какого-либо человека или животное, которым была необходима помощь, и помогли ему. А вам помогали?
3) Словарная работа
ВЗАИМОПОМОЩЬ – взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
4) индивидуальная работа с комментированием
-Небольшой отрывок из этой сказки есть у нас в учебнике. Давайте обратимся к учебнику
Работа по учебнику стр.110-111 упражнение 296
-Прочитайте задание.
-Что вам нужно сделать?
-Почему так много в сказке слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
Проверка по слайду
V.Закрепление
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
-Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Прием «Кластер». Фронтально
VI.Итог урока. Рефлексия
-Наш класс – это тоже одна большая семья.
Девиз нашего класса:
Мы как радуги цвета
Неразлучны никогда!
-А знаете, что, детки мои, вы хоть и не похожие совсем, но всё равно старайтесь жить мирно и друг друга не обижайте.
-А чтобы вы это хорошенько запомнилимы споём песенку.
Песня «Друзья» из репертуара детской группы «Барбарики».