развивать умения озаглавливать текст, определять основную мысль;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
прививать любовь к родному языку, воспитывать положительные личностные качества.
Познавательные:
- различать типы текстов и обосновывать свое суждение;
- уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;
- работать с моделями и схемами;
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с учебной задачей.
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.
Коммуникативные:
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- формировать умения взаимодействия в группе и паре.
Личностные:
- формировать положительное отношение к учебе.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, группах.
I.Актуализация опорных знаний.
Посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. У вас у всех улыбающиеся лица. Вы светитесь как солнышки. Почему у вас такое хорошее настроение? (ответы детей)
Мне очень хочется, чтобы от вас исходили лучики хорошего настроения весь день. А это зависит от вас самих: если мы сейчас хорошо потрудимся, то и на душе у нас будет весело и радостно.
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
- Почему люди так говорят (1 слайд):
Хорошую речь приятно слушать.
- Есть ещё одна пословица:
Когда говоришь, хорошенько думай.
Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
СЛАЙД
Основная часть урока.
У вас на столах карточки зелёного цвета.
ПРОЧИТАЙ
ПОДУМАЙ
ОБСУДИ с товарищем по плечу
-Чем отличаются эти две записи друг от друга?
РАБОТАЕМ ПО СТРУКТУРЕ ТАЙМД РАУНД РОБИН
1 запись
2 запись
Отдельные предложения.
Подчинены одной мысли.
Нет заголовка.
Озаглавлена запись.
Нет структуры – один абзац.
Запись разделена на части.
Вывод: вторая запись является текстом.
Что такое текст? Что имеет текст?
(Текст имеет заголовок.)
Вывод: текст имеет одну основную мысль; предложения расположены в определённом порядке.
Над какой темой сегодня мы будем работать?(над текстом).
Какую цель поставим перед собой ?
Повторить и закрепить знания о тексте.
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Как вы понимаете, что такое мастерская?
- Кто в ней работает? (мастера)
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты. (Показ заготовки газеты.)
Систематизация знаний.
- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём.)
Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни
- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?( словарная работа)
Редактор. Журналист. Корреспондент. Секретарь.
Записывают в тетрадь словарные слова.
-Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.
Тексты, как вы знаете, бывают разными.
В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.
И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты.
1) Определение типа текста.
- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним.
.
-Какие типы текстов бывают ПРАВИЛО
ПОДУМАЙ
ОБСУДИ с товарищем по лицу
ОТВЕТЬ
РАБОТАЕМ ПО СТРУКТУРЕ ТАЙМД –ПЕА-ШЕА.
- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?
РАБОТАЕМ ПО СТРУКТУРЕ КОНЕРС
Распеределитесь по углам по типу текста.
1 группа.
Сорока – красивая птица. У нее есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.
Нарядная птица сорока!
План работы.
Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Почему сороку зовут «белобока»?», «Что натворила сорока?», «Нарядная птица»).
2 группа.
Однажды Миша и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Витя побежал вперед. Хрупкий лед треснул. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег. Хорошо, когда рядом надежный друг!
План работы.
Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Лед весной», «Спас друга», «Почему Миша хороший друг»).
3 группа.
Почему нашего щенка зовут Шарик? Во-первых, издалека он кажется пушистым шаром. Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. В-третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что лап совсем не видно. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит.
План работы.
Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Почему щенка назвали шариком», «Проделки Шарика», «Симпатичный щенок»
4 группа.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
План работы.
Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
Из трех заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Почему воробьи выбирают освещённые места», « Хитрые воробьи», «Хищные филины».
- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(1 группа)
Дружные, добрые и весёлые.
Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________.
В нашем классе учится 7 __________________ и 9 __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.
- И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее»
.(2 группа)
В каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(3 группа)
Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе
Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья
Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело
Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг
друга, когда трудно
4 группа Поздравляет именинников сентября.
IV Итог.
- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.
- Что вы чувствуете, глядя на него?
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе)
- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)