ХОД УРОКА Организационный момент 1 мин Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу. – Добрый день! Пусть он действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка. На улицу Глаголов прибыли новые слова-жители. Они просят вас открыть им новый домик. Вы сможете это сделать, если внимательно изучите новую тему. Вы готовы помочь жителям улицы Глаголов? - В каком случае мы сможем им помочь? (Если изучим новую тему.)- А что значит - изучить новую тему? (узнать правило, научиться его применять.) Актуализация знаний. 3 мин Цель: актуализировать знания по теме. - Как вы думаете, с чего нам лучше начать такой трудный путь? (Повторить то, что знаем.) Я предлагаю нам взять с собой багаж знаний Расскажите о домиках-правилах, которые вы уже открыли и которые нам пригодятся на уроке. Что такое глагол? Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы……. что делать? что сделать? Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы …………..ть, ти,чь У глаголов 3 времени. Назовите их ………..настоящее, прошедшее и будущее. На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего времени? Приведите примеры. Мы собрали багаж и отправляемся в путь. 3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала (5 мин) Цель: организовать постановку цели урока; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Мы должны изучить новую тему. Определить тему нам поможет упражнение – Найдите и подчеркните в каждой строчке «лишнее» слово. Ответ обоснуйте. Рисую, рисуем, рисует - что делает? - рисует глагол в форме з лица наст. вр, окончание ет Рисовать, рисовали, рисуем - что делать? Рисовать - глагол в н.ф, суффикс ть Птица, струится, напиться - птица – имя существительное, пишется на конце ца Проверка: слова на доске. Самооценивание. Обратите внимание на глаголы, оканчивающиеся на тся и ться Чем они отличаются? - Догадались, чему будем учиться на уроке? Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах Что мы должны выучить на уроке? Что мы должны узнать на уроке? Что мы должны уметь? На магнитной доске появляются карточки: Пальчиковая гимнастика Мои пальчики покажут Всё умеют, всё расскажут 5 их на одной руке 5 их на другой руке. На дудочке играют, мяч кидают, вышивают, на пианино играют и даже ковер выбивают Открыли тетради. Посадка: спина, плечи, улыбка. Пишем аккуратно, без помарок: это тоже будет оцениваться 4. Минутка чистописания 4 мин. Цель: Умение ориентироваться в тетради. Графический навык. Т с я т ь с я Учиться – всегда пригодится. Прочитали. Почему так говорят? Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей жизни.
5. Знакомство с новой темой 10 мин Цель: подвести к формулировке правила. Поисковая задачка. Найди и подчеркнуть однокоренные глаголы. Что может, ребята, присниться моржу? Африка снится, Присниться моржу? Львы и слоны. Никто вам не скажет, Но и не пробуй А я - расскажу. К нему прикоснуться, Снятся моржу хорошие сны. Потому что он может проснуться. ( Б. Заходер) О ком говорится в стихотворении? Почему моржу снится Африка? Морж - морское млекопитающее. Длина до 4 м, весит до 2т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80см). Моржи обитают во всех северных морях, питаются моллюсками: улитками. устрицами и осьминогами. Среди моржей встречаются хищники, питающиеся нерпами, реже птицами. У доски и в тетрадях: Запишите глаголы и слова, от которых зависит глагол, поставьте вопрос, определите форму глагола. может (что сделать?) присниться – н.ф сны ( что делают?) снятся, снятся –з лица, наст, время, мн числа Африка (что делает?) снится, снится - з лица, наст, время, ед, числа он может (что сделать?) проснуться– н.ф Сравним глаголы и вопросы н.ф и з лица . Что заметили? Чем они отличаются? Когда будем писать мягкий знак? Выставим алгоритм проверки написания глаголов 3 мин Цель: составить модель к правилу. Найдем глаголы. Нахожу слово, от которого зависит глагол Задаю вопрос. Вопрос Что делать? Что делает? Что делают? Что сделать? Что сделает? Что сделают? Н.ф –ь пишется: ться 3 лица – ь не пишется: -тся Приведите примеры: Сравним алгоритм с правилом в учебнике. Верно ли мы составили? Читаем правило в учебнике. 2 мин - Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет, то и в глаголе мягкого знака нет.
Динамическая пауза. 1 мин Игра «Услышь Ь» Выборочный диктант – Если есть мягкий знак – встать, если нет- сесть Маше надо учиться, Маша учится, можно испечься, хлеб печется, туман расходится, быстро бросается, думает броситься, гусь щиплется, зарывается в снег, зарыться в снег, не надо прятаться, прячется за дерево. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах) 6 мин Цель: организовать работу по применению правила на письме. По учебнику с 4 пословицами. Повторяем алгоритм при выполнении – Назовите, какие глаголы написали с -ться? Почему?
Физкультминутка для глаз 1мин Разноуровневая самостоятельная работа 7 мин на листочках. Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. 1 ур. –Обозначь изученную орфограмму в пословицах. Друзья(что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени(что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. 2 ур. Вставь, где нужно, мягкий знак. Задай вопрос. Друзья(…………?) познают…ся в беде. Трус своей тени(…………………?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно(………………..?) не учит…ся. За всё (…………………..?) брат…ся – ничего не сделать. Самопроверка по слайдам 3 ур. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами. Что делать? Они купают…..ся Что делает? Не мог дотянут……ся Что делают? Надо мыт…..ся Что сделать? Носит….ся по улице Самопроверка по ключу 10. Итог. Цель: обобщить знания, полученные на уроке. – Чему мы учились на уроке? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Над чем нам надо поработать на следующих уроках? Дети указывают на необходимость тренировки в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться. Учитель. Спасибо за урок! Желаю вам хорошо учиться, так как знание - всегда пригодится. Открыли домик там сочетание тся, ться 1
Д/з - 1 мин правило,упр456 -5,6,7 пословица 11.Рефлексия. Цель: создать условия для рефлексии. 2 Кому было комфортно на уроке, кто очень хорошо понял тему – нарисуйте улыбку уголками вверх. Тот, кто испытывал затруднения не очень хорошо понял тему - уголками вниз
.
Проверка работы учеников. 1 мин Ключ
+ 1 лучик за аккуратную работу
+ 1 посчитали количество значков 13-11-5 10-9-4 8-5-3 меньше 5-2 |