kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рсского языка в 4 коррекционном классе. Ознакомление  с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах происходит в результате решения поисковой задачи. Учащиеся составляют алгоритм рассуждения для правописания глаголов с -ться и -тся, учатся применять в практической деятельности. В ходе всех этапов урока корректируется логическое мышление, внимание, слуховое восприятие учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах" »

Урок русского языка

Класс: 4-й «В »

Учитель Томашайтис М. А

Тема: Правописание -ться и -тся в глаголах.

Цели:  умение правильно писать глаголы с -тся и -ться.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;

  • Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку;

  • Воспитывать положительное отношение к знаниям;

  • Корректировать логическое мышление, внимание, слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

  • Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, моделирование

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная.

Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник, компьютер

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент 1 мин

Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу.

– Добрый день! Пусть он действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка.

На улицу Глаголов прибыли новые слова-жители. Они просят вас открыть им новый домик. Вы сможете это сделать, если внимательно изучите новую тему. Вы готовы помочь жителям улицы Глаголов?

- В каком случае мы сможем им помочь? (Если изучим новую тему.)- А что значит - изучить новую тему? (узнать правило, научиться его применять.)


  1. Актуализация знаний. 3 мин

Цель: актуализировать знания по теме.

- Как вы думаете, с чего нам лучше начать такой трудный путь? (Повторить то, что знаем.) Я предлагаю нам взять с собой багаж знаний

Расскажите о домиках-правилах, которые вы уже открыли и которые нам пригодятся на уроке.

Что такое глагол?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы……. что делать? что сделать? Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы …………..ть, ти,чь

У глаголов 3 времени. Назовите их ………..настоящее, прошедшее и будущее.

На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего времени? Приведите примеры.

Мы собрали багаж и отправляемся в путь.


3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала (5 мин)

Цель: организовать постановку цели урока; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мы должны изучить новую тему. Определить тему нам поможет упражнение

– Найдите и подчеркните в каждой строчке «лишнее» слово. Ответ обоснуйте.

Рисую, рисуем, рисует - что делает? - рисует глагол в форме з лица наст. вр, окончание ет

Рисовать, рисовали, рисуем - что делать? Рисовать - глагол в н.ф, суффикс ть

Птица, струится, напиться - птица – имя существительное, пишется на конце ца


Проверка: слова на доске. Самооценивание.


Обратите внимание на глаголы, оканчивающиеся на тся и ться

Чем они отличаются?

- Догадались, чему будем учиться на уроке? Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах

Что мы должны выучить на уроке?  Что мы должны узнать на уроке? Что мы должны уметь?

На магнитной доске появляются карточки:

Пальчиковая гимнастика

Мои пальчики покажут

Всё умеют, всё расскажут

5 их на одной руке

5 их на другой руке.

На дудочке играют, мяч кидают, вышивают, на пианино играют и даже ковер выбивают

Открыли тетради. Посадка: спина, плечи, улыбка. Пишем аккуратно, без помарок: это тоже будет оцениваться

4. Минутка чистописания 4 мин.

Цель: Умение ориентироваться в тетради. Графический навык.

Т с я т ь с я

Учиться – всегда пригодится.

Прочитали. Почему так говорят? Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей жизни.



5. Знакомство с новой темой 10 мин

Цель: подвести к формулировке правила.

Поисковая задачка. Найди и подчеркнуть однокоренные глаголы.

Что может, ребята, присниться моржу? Африка снится,

Присниться моржу? Львы и слоны.

Никто вам не скажет, Но и не пробуй

А я - расскажу. К нему прикоснуться,

Снятся моржу хорошие сны. Потому что он может проснуться.

( Б. Заходер)

О ком говорится в стихотворении? Почему моржу снится Африка?

Морж - морское млекопитающее. Длина до 4 м, весит до 2т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80см). Моржи обитают во всех северных морях, питаются моллюсками: улитками. устрицами и осьминогами. Среди моржей встречаются хищники, питающиеся нерпами, реже птицами.

У доски и в тетрадях: Запишите глаголы и слова, от которых зависит глагол, поставьте вопрос, определите форму глагола.

может (что сделать?) присниться – н.ф

сны ( что делают?) снятся, снятся –з лица, наст, время, мн числа

Африка (что делает?) снится, снится - з лица, наст, время, ед, числа

он может (что сделать?) проснуться– н.ф

Сравним глаголы и вопросы н.ф и з лица . Что заметили? Чем они отличаются?

Когда будем писать мягкий знак?

Выставим алгоритм проверки написания глаголов 3 мин

Цель: составить модель к правилу.

  1. Найдем глаголы.

  2. Нахожу слово, от которого зависит глагол

  3. Задаю вопрос.

  4. Вопрос

Что делать? Что делает? Что делают?

Что сделать? Что сделает? Что сделают?

Н.ф –ь пишется: ться 3 лица – ь не пишется: -тся

Приведите примеры:


Сравним алгоритм с правилом в учебнике. Верно ли мы составили? Читаем правило в учебнике. 2 мин

- Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет, то и в глаголе мягкого знака нет.



  1. Динамическая пауза. 1 мин

Игра «Услышь Ь» Выборочный диктант

– Если есть мягкий знак – встать, если нет- сесть

Маше надо учиться, Маша учится,   можно испечься, хлеб печется, туман расходится, быстро бросается, думает броситься, гусь щиплется, зарывается в снег,  зарыться в снег, не надо прятаться, прячется за дерево. 


  1. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах) 6 мин

Цель: организовать работу по применению правила на письме.

По учебнику с 4 пословицами.

Повторяем алгоритм при выполнении

– Назовите, какие глаголы написали с -ться? Почему? 



Физкультминутка для глаз 1мин

  1. Разноуровневая самостоятельная работа 7 мин на листочках.

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону.


1 ур. –Обозначь изученную орфограмму в пословицах.

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно(что делать?) не  учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.


2  ур. Вставь, где нужно, мягкий знак. Задай вопрос.

 Друзья(…………?) познают…ся в беде.
Трус своей тени(…………………?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно(………………..?) не  учит…ся
За всё (…………………..?) брат…ся  – ничего не сделать.

Самопроверка по слайдам


3 ур. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами.


Что делать? Они купают…..ся

Что делает? Не мог дотянут……ся

Что делают? Надо мыт…..ся

Что сделать? Носит….ся по улице

Самопроверка по ключу
10. Итог. Цель: обобщить знания, полученные на уроке.

– Чему мы учились на уроке? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Над чем нам надо поработать на следующих уроках? Дети указывают на необходимость тренировки в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.

Учитель. Спасибо за урок! Желаю вам хорошо учиться, так как знание - всегда пригодится. Открыли домик там сочетание тся, ться 1



Д/з - 1 мин правило,упр456 -5,6,7 пословица

11.Рефлексия.

Цель: создать условия для рефлексии. 2

Кому было комфортно на уроке, кто очень хорошо понял тему – нарисуйте улыбку уголками вверх. Тот, кто испытывал затруднения не очень хорошо понял тему - уголками вниз






















































































































.





















Проверка работы учеников. 1 мин

Ключ





+ 1 лучик за аккуратную работу



+ 1

посчитали количество значков

13-11-5

10-9-4

8-5-3

меньше 5-2







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Автор: Томашайтис Марина Алгердасовна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-pravopisaniie-ghlagholov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422948554"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока русского языка в 4 классе в свете ФГОС "
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183903"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425974670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства