- выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме;
- выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности;
- выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения;
- применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
- коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;
- читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений;
- понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную;
- проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения;
- строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
- коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;
- планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;
- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи;
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Организационный этап. (1 мин) | Наш урок русского языка я хочу начать с пожелания: Учите русский годы кряду, С умом, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом! Я хочу, чтобы эти слова были с вами на протяжении всего обучения в школе. | Дети садятся | Личностные УУД: нравственная этическая ориентация, эмоционально – положительный настрой на урок. |
II. Пальчиковая физминутка. (1 мин) | Физминутка «Лезгинка» (колечко, кулак, ребро, ладонь) | Дети выполняют | Личностные УУД: формирование установки на здоровый образ жизни. |
III. Чистописание. (2 мин) | Минутка чистописания. Охарактеризуйте звуки, которые обозначены этой буквой. | [в]– согласный; звонкий, парный, пара звук [ф]; твердый, парный, пара звук [в,] [в,]– согласный; звонкий, парный, пара звук [ф,]; мягкий, парный, пара звук [в] | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Продолжите закономерность | | |
Оцените свою работу в оценочных листах. | | Личностные УУД: уметь выполнять самооценку. |
IV. Актуализация знаний. (2 мин) | ВРЕМЯ – сделайте морфологический разбор | Начальная форма – время, нарицательное, неодушевленное, разносклоняемое, средний род, единственное число | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Задайте 2 вопроса отвечающему Отметка … | | |
V.Самоопределение к деятельности. (5 мин) | Придумайте свои словосочетания с этим словом Запишите | 2 словосочетания: Позднее время, вечернее время | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Прочитайте предложение. Время разум дает. Как вы думаете, что это? Как вы это понимаете? Запишите. | Пословица |
Выполните синтаксический разбор | Это предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное |
Задайте 2 вопроса отвечающему. Отметка… | | |
А как вы понимаете значение слова «время»? А где мы сможем уточнить значение этого слова? В каком словаре? (2 словаря) Выберите толковые словари (Даль, Ожегов) и найдите толкование этого слова. Одинаково ли значение этого слова в разных словарях? | В словаре В толковом (2 человека читают) | Регулятивные УУД: поиск информации в предложенных источниках. |
Время надо беречь и мы на уроке будем работать дружно, помогая друг другу. Какое сейчас время года? Прекрасное время. Природа просыпается. Солнышко все больше пригревает, птицы возвращаются. Писатели и поэты много произведений посвятили этому времени года. | Календарная весна | |
VI. Работа по теме урока Работа по карточках (5 минут – песочные часы) | Прочитайте задание, выполняете в парах. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. (А. Плещеев) Найдите слова, обозначающие действие предмета, с помощью которых автор говорит нам, что скоро весна вступит в свои права. Подчеркните их. | Тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется | Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре. |
Что объединяет эти слова? | Имеют одинаковое значение – это глаголы | Познавательные УУД: классифицировать уже изученное о глаголе. |
Что такое «глаголы»? -
-
| Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предметов. |
Чем отличаются эти глаголы? | Они отличаются вопросами. |
2. Определение времени глаголов. (5 мин) | 1) - Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло. - На какой вопрос он отвечает? - Как можно назвать время, когда действие уже прошло? | Повеяло Что сделало? Прошедшее время | Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
2) – Найдите глаголы, обозначающие действие, которое происходит в то время, когда мы об этом говорим. - Когда происходит действие? - На какие вопросы отвечают эти глаголы? - Как можно назвать это время? | Тает, бегут Сейчас Что делает? Что делают? Настоящее |
3) – Найдите глаголы, обозначающие действие, которое произойдет позже, потом, после нашего разговора. - На какие вопросы отвечают эти глаголы? - Какое это будет время? | Засвищут, оденется Что сделают? Что сделает? Будущее |
3. Определение тема и цели урока. (3 мин) | – Как вы думаете над, чем мы сегодня будем работать? | Над изменением глаголов по временам. | Регулятивные УУД: - поиск информации в предложенных источниках, - определение цели деятельности на уроке с помощью учителя |
- Какова же тема нашего урока по вашему мнению? | Изменение глаголов по временам |
- Какую цель поставим перед собой на уроке? | Узнать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. |
- А где мы можем уточнить, что вы правы? - Откройте оглавление и найдите, на какой странице тема нашего урока. | В учебнике. |
4. Офтальмотре наж . (1 мин) | Физминутка для глаз | Дети выполняют | Личностные УУД: формирование установки на здоровый образ жизни. |
5. Работа по учебнику. (3 мин) | На странице 122, упражнение 318 Вы выполняете самостоятельно, я потом проверю, что у вас получилось | Самостоятельно | Личностные УУД: уметь выполнять самооценку. |
Оцените свою работу в оценочных листах. | |
6. Работа с предложением на экране. (2 мин) | За .дну ноч. в.ршины п.б.лели от снега. Вставьте пропущенные орфограммы | 1 человек у доски | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Записать 3 глагола, которые стояли бы в той же форме, что и сказуемое данного предложения. | Побежали, нарисовали, посмотрели |
Оцените свою работу в оценочных листах. | | Личностные УУД: уметь выполнять самооценку. |
7. Работа с фразеологизмами. Работа в парах (3 мин) | Замените фразеологизмы одним словом. Клевать носом - лезть из кожи вон – уносить ноги – держать язык за зубами – | дремать стараться убегать молчать | Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре. Познавательные УУД: классифицировать уже изученное о глаголе. Личностные УУД: уметь выполнять самооценку. |
- По какому признаку можно объединить эти слова? | Глаголы, которые стоят в неопределенной форме. |
- Что такое «неопределенная форма глагола»? | Начальная форма глаголов |
Запишите 2 глагола и измените их по временам. | Дремлет, дремал, будет дремать Убегает, убежал, будет убегать |
Оцените свою работу в оценочных листах. | |
VII.Закрепление изученного материала. Работа в парах. Работа с репродукцией и музыкальным произведением. (5 мин) | - Оживите картинку с помощью глаголов, поставив их в настоящее время. Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки. Под пеньком ежик. - Есть ли другие варианты? - Что у вас получилось? - Как мы можем его озаглавить? Подходит ли ваш текст к изображению на репродукции картины. - Послушайте пьесу. Закройте глаза. - Попробуйте представить, что хотел показать композитор в своем произведении? - Какое время года он изобразил? Звучала пьеса П.И. Чайковского «Март» | Дети зачитывают текст с глаголами. Текст. Весна. Пение птиц, звуки леса, бегущего ручья. Весну. | Коммуникативные УУД: выполнять правила работы в паре. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
VIII. Рефлексия. Итог урока. (4 мин) | - Наш урок подходит к концу. | | |
- Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? | Узнать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. |
-Как, по-вашему, мнению, достигли вы ее? | Да | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
- Внимание на экран! Продолжите предложения … - Что чувствовал .. Что меня удивило ….. Как строил отношения … | уверенность. работа с планшетом. помогали друг другу |
Вложите листки самооценки в тетради. Я учту вашу самооценку во время выставления отметки за урок. | |