Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 минуты) | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. (слайд 2) « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький) -Прочитайте слова известного писателя. Я бы хотела их взять эпиграфом сегодняшнего урока. Запишите их в тетрадь. -Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок? - Вы верно предположили, сегодня у нас урок «открытия» нового знания, а значит, мы с вами вместе будем открывать новые тайны русского языка. Вы готовы к работе, готовы много думать и рассуждать? Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха! | Подготовка класса к работе. -Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. 2. Актуализация знанийи фиксация затруднений в деятельности. (4-5 минут) | Выявляет уровень знаний.Определяет типичные недостатки. (слайд 3) - Для того, чтобы узнать, о какой части речи мы будем узнавать новое на уроке, выполним задания теста. Работать будете в парах. Тесты на рабочем столе компьютера. Откройте документ «презентация», «показ слайдов», «с начала», внимательно прочитайте задания и отметьте только букву правильного ответа. (слайд 4) - На все вопросы удалось ответить? - Какой вопрос вызвал затруднения? Почему? - Какое ключевое слово у вас получилось? - О какой части речи мы будем узнавать новое на уроке? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выполняют задания теста. -Последний вопрос. Мы еще этого не знаем. ГЛАГОЛ -О глаголах. | Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. 3 Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Сегодня у нас урок «открытия» нового знания. -Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (слайд 5) Блиц-опрос, вспомним: -Как могут изменяться имена существительные? -Как могут изменяться имена прилагательные? -Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы. - Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить? -Что мы уже знаем о глаголе? -Что мы уже знаем об изменениях глагола? -Сегодня мы с вами на уроке раскроем еще одну тайну нашего языка. Предположите. Какую? --Сформулируйте задачу сегодняшнего урока. (слайд 6) | Ставят цель, формулируют (уточняют) тему урока. -Открыть новое знание о глаголе. - По числам, по падежам. - По родам и числам. По падежам. - Как изменяются глаголы. - Глагол – это самостоятельная часть речи. - Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать? - - глаголы изменяются по числам, иногда по родам, по лицам. Как изменяются глаголы. Наша задача узнать, как еще изменяются глаголы. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные– самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы. |
4. «Открытие «нового знания(построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Начнем исследование. -Сейчас вы поработаете в парах. ( упр. 238 в тетради-задачнике) -Подготовьтесь к чтению диалога. -Поставьте в конце предложений пропущенные знаки и вставьте нужные буквы.(слайд 7) - Проверим правильность выполнения. - Подчеркните глаголы. Назовите их. - Что вы можете о них сказать? - Изменение какого глагола мы можем объяснить? -Продолжим работу в тетради ( упр.239). Из диалога ребят выпишите все глаголы, располагая их так, как подсказывает описание значений. (слайд 8) - Чем отличаются друг от друга глаголы, записанные в разные строки? -Кто догадался, как изменяются глаголы? - Ответьте на мои вопросы: - Что вы делаете сейчас, в настоящее время? -Вы употребили глаголы в форме какого времени? -Урок математики уже прошел. Оглянемся назад, в прошлое что вы делали на уроке математики? -Кто догадался, как называется эта форма глагола? -Заглянем вперед в будущее. Что вы будете делать после уроков? -В форме какого времени вы употребили глаголы? -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Какое новое знание мы открыли? Достигли поставленной цели? -Продолжаем работу. - Дополним наши знания. Откройте учебники.- Рассмотрите схему на стр. 93. -Если действие происходит в момент речи ( во время разговора) в какое время мы ставим глаголы? -Если действие происходит до момента речи ( до начала разговора) в какое время мы ставим глаголы? - Если действие будет происходитьпосле момента речи (после разговора) в какое время мы ставим глаголы? - Продолжите работу на стр.94. -Прочитайте самостоятельно важные сведения. (упр.241) - Подготовьтесь закончить предложения. - Следующая наша задача, учиться применять наши новые знания. Будем учиться определять время глагола и правильно употреблять глаголы в речи. | Проводят исследование под руководством учителя. 1 пара читает классу Ученик работает у доски (слайд задания), дети в тетрадях, проверяют при помощи сигналов. -Это формы одних и тех же слов. -Глагол выйдешь изменяется по лицам: ты выйдешь , я выйду. Для другогоизменения пока не знаем названия. - Сидим, слушаем. Они обозначают действия, которые происходили в разное время. Глаголы изменяются по временам. -В форме настоящего времени. -Считали, решали… -Форма прошедшего времени. -Будем играть, бегать … -В форме будущего времени. -Открыть новое знание о глаголе. -Глаголы изменяются по временам и могут употребляться в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. -Да, мы открыли новое знание о глаголе. Работают с материалом учебника - В настоящее. -В прошедшее. -В будущее. Самостоятельная работа с информацией. 1-2 ученика отвечают. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. 5.Первичное закрепление (4-5 минут) | Устанавливает осознанность ситуации. - Составим таблицу сравнения(слайд 9) Время глагола | Обозначает действие,кот.: было сейчас , будет | Вопрос | Пример | Наст.в. | сейчас | что делаю? | | Прош.в. | было | что делал? | | Буд.в. | будет | что буду делать? | | - глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Рассмотрите таблицу на стр. 95 учебника. Запишем только один вопрос каждого времени. - Обратите внимание на особенность глаголов будущего времени у одних есть слово –добавка буду, ау других нет, зато в вопросе есть приставка с-. -Примеры запишите сами. Будьте осторожны, помните об «окошках» на месте неизученных орфограмм. Следующая наша задача: учиться определять время глагола. -Чтобы не допустить ошибки составим алгоритм «Как определить время глагола?» (слайд 10) - Чтобы определить время глагола, нужно … - О приметах-подсказках, мы подробнее узнаем на следующих уроках. ФИЗМИНУТКА(слайд 11) -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Грамматический футбол». Не заметил глагол – значит,пропустил гол! Гол не засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному ученику каждого ряда бросаю мячик – он определяет время глагола. Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл. -Подведем итог. Пропустил больше всех голов….ряд. Молодцы! Отдохнули с пользой. | Выполняют задания, составляют алгоритм. Коллективно заполняется таблица, примеры дети записывают сами. Дети совместно с учителем заполняют алгоритм. -Задать вопрос. По вопросу определить время. Дети участвуют в игре-соревновании. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. 6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний. Работа по карточкам (задания разного уровня сложности) (слайд 12) Применяем полученные знания . Самостоятельная работа. Зад. №1 Определи, в каком времени стоит глагол и впиши в нужный столбик: блестит, полетел, съездит, пойдут, рисуем, видел, спал, зеленеет, расцветёт, поют, бегут, катались, покормили, посинеют, напишет. Наст.в. Прош. в. Буд. в. Зад. №2 Образуй глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от следующих глаголов: Бегать – н.в. бегают, пр.в. бегали, б.в. побегают Играть - Рисовать- Думать - Зеленеть – Зад. №3 Сгруппируйте слова по теме урока. Запиши слова каждой группы в свой столбик. Чернеет,выпьет,съела,убегает,посеял,сошьет,поджарила,взлетает, будет лить, выпрямляют,насчитали,сольют,скользит,залаяли,совьют,побьет, обмерил. - Проверь свою работу, сравни со слайдом.(слайд 13) -Оцени свою работу по известным вам критериям. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Дети выбирают задания, самостоятельно выполняют. Проверяют. Оценивают. | Регулятивные :контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний. -А сейчас мы проведем деловую игру , представим себя в роли следователя. (слайд 14) -Знакома вам эта профессия? Где работают ее представители? Чем занимаются следователи? -Приступим к игре. - Нам нужно установить личность одного человека. Мы знаем только о его действиях. Они записаны у вас на листочках белого цвета. Это все, что нам известно. Под подозрением у нас: (слайд 15) • Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку. • Семен Семенович, бывший моряк, сейчас учится в педагогическом институте, будущий учитель физкультуры. • Руслан Русланович, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор. Чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать все действия нашего подозреваемого в 3 столбика. Работайте в тетрадях. Взбирался, учится, изобретёт, обошёл, читает, придумает, объездил, вникает, будет конструировать, поднялся, зубрит, будет чертить. Кто это? Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку. Семён Семёнович, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем физкультуры. Руслан Русланович, в прошломзаядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор. -Установили личность подозреваемого? Кто это? (слайд 16) | Применяют новые знания при выполнении заданий. Отвечают. Выполняют задание в парах. - Руслан Русланович. | Познавательные: общеучебные- умение структурировать знани, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
8. 8. Рефлексия деятельности. 9. (Итог урока 2-3 минуты) | Организует рефлексию. - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какие слова мы взяли девизом урока? (слайд 17) - Стали мы сильнее в своих знаниях после сегодняшнего урока? - Какое новое знание мы открыли сегодня? - Более подробно о каждом времени мы будем говорить на следующих уроках. - Дома закрепите свои знания, выполните любое из оставшихся заданий и на карточке. Заполнение листа самооценки. (слайд 18) У вас на парте лист самооценки. Заполните его. На уроке я работал активно/пассивно Своей работой на уроке я доволен/не доволен Урок для меня показался коротким/длинным За урок я устал/не устал Моё настроение стало лучше/хуже Материал урока был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен - Посмотрим, как вы оценили свою работу. - Многие ребята сегодня активно работали. Хочется отметить. ( Выставление отметок) -Спасибо за урок! (слайд 19) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» Мы узнали, что глаголы изменяются по временам. Самостоятельно заполняют Учитель читает, дети поднимают руку, услышав выбранное слово. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |