kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 3 класс по УМК "Гармония" по теме изменениеи глагола

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"»

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Алексеева Л.А.

Класс: 3 а, МБОУ СОШ с. Верхний Ломов

Тема: «Изменение глагола по временам»

Цель: Формировать умение различать глаголы по временам, закрепить знания о глаголе, как о части речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

  • Личностные:

  • создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Метапредметные:

  • создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности

  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы)

  • Предметные:

  • Формирование умения и навыка при определении времени глагола, его числа.

Межпредметные связи: русский язык, информатика и ИКТ, литературное чтение.


Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технология.

Ресурсы:

- основные: учебник «К тайнам нашего языка», тетрадь – задачник (УМК «Гармония») для 3 класса

- дополнительные:

  • интерактивный комплекс,

  • персональные компьютеры,

  • презентация по теме «Время глагола» для учителя,

  • презентация с тестом по теме «Глагол» для детей,

  • карточки по теме «Изменение глагола по временам»,

  • карточки с самостоятельной работой по выбору по теме «Изменение глагола по временам»,

  • магниты и магнитная доска,

  • листы самооценки деятельности на уроке.

Организация пространства:

  • фронтальная работа,

  • индивидуальная работа,

  • работа в парах.



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

  1. 1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 минуты)






Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя.                                                                

(слайд 2)

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»  (М. Горький)  

-Прочитайте слова известного писателя. Я бы хотела их взять эпиграфом сегодняшнего урока.  Запишите их в тетрадь.   

-Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок?

- Вы верно предположили, сегодня у нас урок «открытия» нового знания, а значит, мы с вами вместе будем открывать новые тайны русского языка.

Вы готовы к работе, готовы много думать и рассуждать?

Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха!

Подготовка класса к работе.





 

-Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.

 Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.     2Актуализация знанийи фиксация затруднений в деятельности.

(4-5 минут)

 

 

 

Выявляет уровень знаний.Определяет типичные недостатки.

(слайд 3)

- Для того, чтобы узнать, о какой части речи мы будем узнавать новое на уроке, выполним задания теста.


Работать будете в парах.

Тесты на рабочем столе компьютера. Откройте документ «презентация», «показ слайдов», «с начала», внимательно прочитайте задания и отметьте только букву правильного ответа.

(слайд 4)



- На все вопросы удалось ответить?

- Какой вопрос вызвал затруднения? Почему?



- Какое ключевое слово у вас получилось?

- О какой части речи мы будем узнавать новое на уроке?


Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Выполняют задания теста.

-Последний вопрос. Мы еще этого не знаем.


ГЛАГОЛ

-О глаголах.


Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.    3  Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 











Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.



Сегодня у нас урок «открытия» нового знания.



-Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (слайд 5)



Блиц-опрос, вспомним:


-Как могут изменяться имена существительные?


-Как могут изменяться имена прилагательные?




-Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы.

- Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить?


-Что мы уже знаем о глаголе?















-Что мы уже знаем об изменениях глагола?


-Сегодня мы с вами на уроке раскроем еще одну тайну нашего языка.

Предположите. Какую?

--Сформулируйте задачу сегодняшнего урока. (слайд 6)



Ставят цель, формулируют

(уточняют) тему урока.


-Открыть новое знание о глаголе.




- По числам, по падежам.

- По родам и числам. По падежам.




- Как изменяются глаголы.


- Глагол – это самостоятельная часть речи.

- Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

-

- глаголы изменяются по числам, иногда по родам, по лицам.



Как изменяются глаголы.

Наша задача узнать, как еще изменяются глаголы.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные– самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы.


  4. «Открытие «нового знания(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

 










Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


- Начнем исследование.




-Сейчас вы поработаете в парах. ( упр. 238 в тетради-задачнике)

-Подготовьтесь к чтению диалога.



-Поставьте в конце предложений пропущенные знаки и вставьте нужные буквы.(слайд 7)



- Проверим правильность выполнения.



- Подчеркните глаголы. Назовите их.

- Что вы можете о них сказать?


- Изменение какого глагола мы можем объяснить?











-Продолжим работу в тетради ( упр.239). Из диалога ребят выпишите все глаголы, располагая их так, как подсказывает описание значений. (слайд 8)






- Чем отличаются друг от друга глаголы, записанные в разные строки?







-Кто догадался, как изменяются глаголы?

- Ответьте на мои вопросы:

- Что вы делаете сейчас, в настоящее время?

-Вы употребили глаголы в форме какого времени?



-Урок математики уже прошел. Оглянемся назад, в прошлое что вы делали на уроке математики?

-Кто догадался, как называется эта форма глагола?



-Заглянем вперед в будущее. Что вы будете делать после уроков?

-В форме какого времени вы употребили глаголы?



-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Какое новое знание мы открыли?









Достигли поставленной цели?



-Продолжаем работу.

- Дополним наши знания. Откройте учебники.- Рассмотрите схему на стр. 93.


-Если действие происходит в момент речи ( во время разговора) в какое время мы ставим глаголы?

-Если действие происходит до момента речи ( до начала разговора) в какое время мы ставим глаголы?

- Если действие будет происходитьпосле момента речи (после разговора) в какое время мы ставим глаголы?


- Продолжите работу на стр.94.

-Прочитайте самостоятельно важные сведения.

(упр.241)

- Подготовьтесь закончить предложения.



- Следующая наша задача, учиться применять наши новые знания.

Будем учиться определять время глагола и правильно употреблять глаголы в речи.

Проводят исследование под руководством учителя.




1 пара читает классу


Ученик работает у доски (слайд задания), дети в тетрадях,

проверяют при помощи сигналов.



-Это формы одних и тех же слов.

-Глагол выйдешь изменяется по лицам: ты выйдешь , я выйду.

Для другогоизменения пока не знаем названия.



- Сидим, слушаем.













Они обозначают действия, которые происходили в разное время.


Глаголы изменяются по временам.


-В форме настоящего времени.


-Считали, решали…

-Форма прошедшего времени.


-Будем играть, бегать …

-В форме будущего времени.




-Открыть новое знание о глаголе.

-Глаголы изменяются по временам и могут употребляться в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.


-Да, мы открыли новое знание о глаголе.



Работают с материалом учебника

- В настоящее.


-В прошедшее.


-В будущее.


Самостоятельная работа с информацией.


1-2 ученика отвечают.




Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.      5.Первичное закрепление

(4-5 минут)

 















Устанавливает осознанность ситуации.


- Составим таблицу сравнения(слайд 9)


Время глагола

Обозначает действие,кот.: было сейчас , будет

Вопрос

Пример

Наст.в.

сейчас

что делаю?


Прош.в.

было

что делал?


Буд.в.

будет

что буду делать?


- глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Рассмотрите таблицу на стр. 95 учебника. Запишем только один вопрос каждого времени.

- Обратите внимание на особенность глаголов будущего времени у одних есть слово –добавка буду, ау других нет, зато в вопросе есть приставка с-.




-Примеры запишите сами. Будьте осторожны, помните об «окошках» на месте неизученных орфограмм.


Следующая наша задача: учиться определять время глагола.


-Чтобы не допустить ошибки составим алгоритм «Как определить время глагола?»

(слайд 10)

- Чтобы определить время глагола, нужно …



- О приметах-подсказках, мы подробнее узнаем на следующих уроках.

ФИЗМИНУТКА(слайд 11)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Грамматический футбол». Не заметил глагол – значит,пропустил гол! Гол не засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному ученику каждого ряда бросаю мячик – он определяет время глагола.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

-Подведем итог. Пропустил больше всех голов….ряд.





Молодцы! Отдохнули с пользой.

Выполняют задания, составляют алгоритм.



Коллективно заполняется таблица, примеры дети записывают сами.















Дети совместно с учителем заполняют алгоритм.

-Задать вопрос. По вопросу определить время.





Дети участвуют в игре-соревновании.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.    6  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа по карточкам (задания разного уровня сложности) (слайд 12)

Применяем полученные знания . Самостоятельная работа.

Зад. №1

Определи, в каком времени стоит глагол и впиши в нужный столбик: блестит, полетел, съездит, пойдут, рисуем, видел, спал, зеленеет, расцветёт, поют, бегут, катались, покормили, посинеют, напишет.


Наст.в. Прош. в. Буд. в.


Зад. №2

Образуй глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от следующих глаголов:

Бегать – н.в. бегают, пр.в. бегали, б.в. побегают

Играть -

Рисовать-

Думать -

Зеленеть –

Зад. №3

Сгруппируйте слова по теме урока. Запиши слова каждой группы в свой столбик.

Чернеет,выпьет,съела,убегает,посеял,сошьет,поджарила,взлетает,

будет лить, выпрямляют,насчитали,сольют,скользит,залаяли,совьют,побьет,

обмерил.

- Проверь свою работу, сравни со слайдом.(слайд 13)

-Оцени свою работу по известным вам критериям.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


Дети выбирают задания, самостоятельно выполняют.






















Проверяют.


Оценивают.

Регулятивные :контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

  7.Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

 

Организует деятельность по применению новых знаний.




-А сейчас мы проведем деловую игру , представим себя в роли следователя. (слайд 14)

-Знакома вам эта профессия? Где работают ее представители? Чем занимаются следователи?

-Приступим к игре.

- Нам нужно установить личность одного человека. Мы знаем только о его действиях. Они записаны у вас на листочках белого цвета. Это все, что нам известно.

Под подозрением у нас: (слайд 15)

• Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку.

• Семен Семенович, бывший моряк, сейчас учится в педагогическом институте, будущий учитель физкультуры.

• Руслан Русланович, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.


Чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать все действия нашего подозреваемого в 3 столбика. Работайте в тетрадях.


Пр. вр.

Н. вр.

Б. вр.




Взбирался, учится, изобретёт, обошёл, читает, придумает, объездил, вникает, будет конструировать, поднялся, зубрит, будет чертить.

Кто это?

  1. Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку.

  2. Семён Семёнович, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем физкультуры.

  3. Руслан Русланович, в прошломзаядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.


-Установили личность подозреваемого? Кто это? (слайд 16)



Применяют новые знания при выполнении заданий.


Отвечают.














Выполняют задание в парах.

















- Руслан Русланович.

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знани, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

8.     8. Рефлексия     деятельности.

 

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

Организует рефлексию.








- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какие слова мы взяли девизом урока? (слайд 17)






- Стали мы сильнее в своих знаниях после сегодняшнего урока?

- Какое новое знание мы открыли сегодня?




- Более подробно о каждом времени мы будем говорить на следующих уроках.


- Дома закрепите свои знания, выполните любое из оставшихся заданий и на карточке.


Заполнение листа самооценки. (слайд 18)


У вас на парте лист самооценки. Заполните его.


На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Моё настроение стало лучше/хуже

Материал урока был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

- Посмотрим, как вы оценили свою работу.


- Многие ребята сегодня активно работали. Хочется отметить.

( Выставление отметок)


-Спасибо за урок! (слайд 19)





Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»  


Мы узнали, что глаголы изменяются по временам.   








Самостоятельно заполняют










Учитель читает, дети поднимают руку, услышав выбранное слово.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок Русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Автор: Алексеева Любовь Анатольевна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_4_klass_umk_shkola_rossii_1"
    ["file_id"] => string(6) "401845"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490018178"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Изменение глаголов по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-izmienieniie-ghlagholov-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "102297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494696"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка: "Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "112649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408803777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План урока русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам""
    ["seo_title"] => string(96) "plan-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "256616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448189834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства