kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 3 класс по УМК "Гармония" по теме изменениеи глагола

Просмотр содержимого документа
«Урок Русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"»

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Алексеева Л.А.

Класс: 3 а, МБОУ СОШ с. Верхний Ломов

Тема: «Изменение глагола по временам»

Цель: Формировать умение различать глаголы по временам, закрепить знания о глаголе, как о части речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

  • Личностные:

  • создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Метапредметные:

  • создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности

  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы)

  • Предметные:

  • Формирование умения и навыка при определении времени глагола, его числа.

Межпредметные связи: русский язык, информатика и ИКТ, литературное чтение.


Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технология.

Ресурсы:

- основные: учебник «К тайнам нашего языка», тетрадь – задачник (УМК «Гармония») для 3 класса

- дополнительные:

  • интерактивный комплекс,

  • персональные компьютеры,

  • презентация по теме «Время глагола» для учителя,

  • презентация с тестом по теме «Глагол» для детей,

  • карточки по теме «Изменение глагола по временам»,

  • карточки с самостоятельной работой по выбору по теме «Изменение глагола по временам»,

  • магниты и магнитная доска,

  • листы самооценки деятельности на уроке.

Организация пространства:

  • фронтальная работа,

  • индивидуальная работа,

  • работа в парах.



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

  1. 1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 минуты)






Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя.                                                                

(слайд 2)

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»  (М. Горький)  

-Прочитайте слова известного писателя. Я бы хотела их взять эпиграфом сегодняшнего урока.  Запишите их в тетрадь.   

-Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок?

- Вы верно предположили, сегодня у нас урок «открытия» нового знания, а значит, мы с вами вместе будем открывать новые тайны русского языка.

Вы готовы к работе, готовы много думать и рассуждать?

Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха!

Подготовка класса к работе.





 

-Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.

 Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.     2Актуализация знанийи фиксация затруднений в деятельности.

(4-5 минут)

 

 

 

Выявляет уровень знаний.Определяет типичные недостатки.

(слайд 3)

- Для того, чтобы узнать, о какой части речи мы будем узнавать новое на уроке, выполним задания теста.


Работать будете в парах.

Тесты на рабочем столе компьютера. Откройте документ «презентация», «показ слайдов», «с начала», внимательно прочитайте задания и отметьте только букву правильного ответа.

(слайд 4)



- На все вопросы удалось ответить?

- Какой вопрос вызвал затруднения? Почему?



- Какое ключевое слово у вас получилось?

- О какой части речи мы будем узнавать новое на уроке?


Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Выполняют задания теста.

-Последний вопрос. Мы еще этого не знаем.


ГЛАГОЛ

-О глаголах.


Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.    3  Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 











Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.



Сегодня у нас урок «открытия» нового знания.



-Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (слайд 5)



Блиц-опрос, вспомним:


-Как могут изменяться имена существительные?


-Как могут изменяться имена прилагательные?




-Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы.

- Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить?


-Что мы уже знаем о глаголе?















-Что мы уже знаем об изменениях глагола?


-Сегодня мы с вами на уроке раскроем еще одну тайну нашего языка.

Предположите. Какую?

--Сформулируйте задачу сегодняшнего урока. (слайд 6)



Ставят цель, формулируют

(уточняют) тему урока.


-Открыть новое знание о глаголе.




- По числам, по падежам.

- По родам и числам. По падежам.




- Как изменяются глаголы.


- Глагол – это самостоятельная часть речи.

- Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

-

- глаголы изменяются по числам, иногда по родам, по лицам.



Как изменяются глаголы.

Наша задача узнать, как еще изменяются глаголы.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные– самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы.


  4. «Открытие «нового знания(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

 










Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


- Начнем исследование.




-Сейчас вы поработаете в парах. ( упр. 238 в тетради-задачнике)

-Подготовьтесь к чтению диалога.



-Поставьте в конце предложений пропущенные знаки и вставьте нужные буквы.(слайд 7)



- Проверим правильность выполнения.



- Подчеркните глаголы. Назовите их.

- Что вы можете о них сказать?


- Изменение какого глагола мы можем объяснить?











-Продолжим работу в тетради ( упр.239). Из диалога ребят выпишите все глаголы, располагая их так, как подсказывает описание значений. (слайд 8)






- Чем отличаются друг от друга глаголы, записанные в разные строки?







-Кто догадался, как изменяются глаголы?

- Ответьте на мои вопросы:

- Что вы делаете сейчас, в настоящее время?

-Вы употребили глаголы в форме какого времени?



-Урок математики уже прошел. Оглянемся назад, в прошлое что вы делали на уроке математики?

-Кто догадался, как называется эта форма глагола?



-Заглянем вперед в будущее. Что вы будете делать после уроков?

-В форме какого времени вы употребили глаголы?



-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Какое новое знание мы открыли?









Достигли поставленной цели?



-Продолжаем работу.

- Дополним наши знания. Откройте учебники.- Рассмотрите схему на стр. 93.


-Если действие происходит в момент речи ( во время разговора) в какое время мы ставим глаголы?

-Если действие происходит до момента речи ( до начала разговора) в какое время мы ставим глаголы?

- Если действие будет происходитьпосле момента речи (после разговора) в какое время мы ставим глаголы?


- Продолжите работу на стр.94.

-Прочитайте самостоятельно важные сведения.

(упр.241)

- Подготовьтесь закончить предложения.



- Следующая наша задача, учиться применять наши новые знания.

Будем учиться определять время глагола и правильно употреблять глаголы в речи.

Проводят исследование под руководством учителя.




1 пара читает классу


Ученик работает у доски (слайд задания), дети в тетрадях,

проверяют при помощи сигналов.



-Это формы одних и тех же слов.

-Глагол выйдешь изменяется по лицам: ты выйдешь , я выйду.

Для другогоизменения пока не знаем названия.



- Сидим, слушаем.













Они обозначают действия, которые происходили в разное время.


Глаголы изменяются по временам.


-В форме настоящего времени.


-Считали, решали…

-Форма прошедшего времени.


-Будем играть, бегать …

-В форме будущего времени.




-Открыть новое знание о глаголе.

-Глаголы изменяются по временам и могут употребляться в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.


-Да, мы открыли новое знание о глаголе.



Работают с материалом учебника

- В настоящее.


-В прошедшее.


-В будущее.


Самостоятельная работа с информацией.


1-2 ученика отвечают.




Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.      5.Первичное закрепление

(4-5 минут)

 















Устанавливает осознанность ситуации.


- Составим таблицу сравнения(слайд 9)


Время глагола

Обозначает действие,кот.: было сейчас , будет

Вопрос

Пример

Наст.в.

сейчас

что делаю?


Прош.в.

было

что делал?


Буд.в.

будет

что буду делать?


- глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Рассмотрите таблицу на стр. 95 учебника. Запишем только один вопрос каждого времени.

- Обратите внимание на особенность глаголов будущего времени у одних есть слово –добавка буду, ау других нет, зато в вопросе есть приставка с-.




-Примеры запишите сами. Будьте осторожны, помните об «окошках» на месте неизученных орфограмм.


Следующая наша задача: учиться определять время глагола.


-Чтобы не допустить ошибки составим алгоритм «Как определить время глагола?»

(слайд 10)

- Чтобы определить время глагола, нужно …



- О приметах-подсказках, мы подробнее узнаем на следующих уроках.

ФИЗМИНУТКА(слайд 11)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Грамматический футбол». Не заметил глагол – значит,пропустил гол! Гол не засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному ученику каждого ряда бросаю мячик – он определяет время глагола.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

-Подведем итог. Пропустил больше всех голов….ряд.





Молодцы! Отдохнули с пользой.

Выполняют задания, составляют алгоритм.



Коллективно заполняется таблица, примеры дети записывают сами.















Дети совместно с учителем заполняют алгоритм.

-Задать вопрос. По вопросу определить время.





Дети участвуют в игре-соревновании.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.    6  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа по карточкам (задания разного уровня сложности) (слайд 12)

Применяем полученные знания . Самостоятельная работа.

Зад. №1

Определи, в каком времени стоит глагол и впиши в нужный столбик: блестит, полетел, съездит, пойдут, рисуем, видел, спал, зеленеет, расцветёт, поют, бегут, катались, покормили, посинеют, напишет.


Наст.в. Прош. в. Буд. в.


Зад. №2

Образуй глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от следующих глаголов:

Бегать – н.в. бегают, пр.в. бегали, б.в. побегают

Играть -

Рисовать-

Думать -

Зеленеть –

Зад. №3

Сгруппируйте слова по теме урока. Запиши слова каждой группы в свой столбик.

Чернеет,выпьет,съела,убегает,посеял,сошьет,поджарила,взлетает,

будет лить, выпрямляют,насчитали,сольют,скользит,залаяли,совьют,побьет,

обмерил.

- Проверь свою работу, сравни со слайдом.(слайд 13)

-Оцени свою работу по известным вам критериям.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


Дети выбирают задания, самостоятельно выполняют.






















Проверяют.


Оценивают.

Регулятивные :контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

  7.Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

 

Организует деятельность по применению новых знаний.




-А сейчас мы проведем деловую игру , представим себя в роли следователя. (слайд 14)

-Знакома вам эта профессия? Где работают ее представители? Чем занимаются следователи?

-Приступим к игре.

- Нам нужно установить личность одного человека. Мы знаем только о его действиях. Они записаны у вас на листочках белого цвета. Это все, что нам известно.

Под подозрением у нас: (слайд 15)

• Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку.

• Семен Семенович, бывший моряк, сейчас учится в педагогическом институте, будущий учитель физкультуры.

• Руслан Русланович, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.


Чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать все действия нашего подозреваемого в 3 столбика. Работайте в тетрадях.


Пр. вр.

Н. вр.

Б. вр.




Взбирался, учится, изобретёт, обошёл, читает, придумает, объездил, вникает, будет конструировать, поднялся, зубрит, будет чертить.

Кто это?

  1. Клавдия Васильевна, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Любочку.

  2. Семён Семёнович, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем физкультуры.

  3. Руслан Русланович, в прошломзаядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.


-Установили личность подозреваемого? Кто это? (слайд 16)



Применяют новые знания при выполнении заданий.


Отвечают.














Выполняют задание в парах.

















- Руслан Русланович.

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знани, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

8.     8. Рефлексия     деятельности.

 

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

Организует рефлексию.








- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какие слова мы взяли девизом урока? (слайд 17)






- Стали мы сильнее в своих знаниях после сегодняшнего урока?

- Какое новое знание мы открыли сегодня?




- Более подробно о каждом времени мы будем говорить на следующих уроках.


- Дома закрепите свои знания, выполните любое из оставшихся заданий и на карточке.


Заполнение листа самооценки. (слайд 18)


У вас на парте лист самооценки. Заполните его.


На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Моё настроение стало лучше/хуже

Материал урока был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

- Посмотрим, как вы оценили свою работу.


- Многие ребята сегодня активно работали. Хочется отметить.

( Выставление отметок)


-Спасибо за урок! (слайд 19)





Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»  


Мы узнали, что глаголы изменяются по временам.   








Самостоятельно заполняют










Учитель читает, дети поднимают руку, услышав выбранное слово.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок Русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Автор: Алексеева Любовь Анатольевна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_4_klass_umk_shkola_rossii_1"
    ["file_id"] => string(6) "401845"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490018178"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Изменение глаголов по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-izmienieniie-ghlagholov-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "102297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494696"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка: "Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "112649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408803777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2220 руб.
1250 руб.
1920 руб.
1340 руб.
2060 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства