Урок русского языка в 3 классе на тему: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».
Урок русского языка. 3 класс.
Тема: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».
Цель: 1) совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в
начальной форме и в косвенных падежах;
2) воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;
3) коррекция и развитие речи, памяти, внимания, логического мышления, обогащение
словарного запаса.
Оборудование: таблицы «3 типа склонения имён существительных», «Как определить склонение», рисунки зерновых культур; дифференцированные тексты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь,
А закон у нас такой –
Все в учёбу с головой!
II.Самомассаж лица и шеи.
- Чтобы хватило сил на весь урок, выполним массаж, который поможет нам снять усталость и улучшит общее состояние организма и наше настроение.
III. Минутка чистописания.
Рядом два столба стояли
Друг на друга вдруг упали. (Хх).
Характеристика звука.
Из скольких элементов состоит.
Письмо показов.
IV. Словарная работа.
На доске: хлебороб, хозяйство, хлеб.
- Какое слово можно назвать «лишним» и почему? (Хлеб, состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство из трёх. Лишнее слово хозяйство, т.к. слово хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять. Лишнее слово хозяйство ещё и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные. Лишнее слово хлебороб, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет).
- Найдите и объясните орфограммы в этих словах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных». »
Урок русского языка. 3 класс.
Тема: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».
Цель: 1) совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в
начальной форме и в косвенных падежах;
2) воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;
3) коррекция и развитие речи, памяти, внимания, логического мышления, обогащение
словарного запаса.
Оборудование: таблицы «3 типа склонения имён существительных», «Как определить склонение», рисунки зерновых культур; дифференцированные тексты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь,
А закон у нас такой –
Все в учёбу с головой!
II.Самомассаж лица и шеи.
- Чтобы хватило сил на весь урок, выполним массаж, который поможет нам снять усталость и улучшит общее состояние организма и наше настроение.
III. Минутка чистописания.
Рядом два столба стояли
Друг на друга вдруг упали. (Хх).
Характеристика звука.
Из скольких элементов состоит.
Письмо показов.
IV. Словарная работа.
На доске: хлебороб, хозяйство, хлеб.
- Какое слово можно назвать «лишним» и почему? (Хлеб, состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство из трёх. Лишнее слово хозяйство, т.к. слово хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять. Лишнее слово хозяйство ещё и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные. Лишнее слово хлебороб, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет).
- Найдите и объясните орфограммы в этих словах.
V. Орфографическая разминка.
- Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.
На партах карточки:
Хлебороб.
Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастёт зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкор-мит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнёт жатву. Вый-дут в поле комбайны, и польётся в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почётен труд хлебороба.
- Как вы думаете, много ли надо сил вложить, чтобы вырастить хлеб?
- Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения.
(Ученикам быстро выполнившим задание – определить падеж выделенных существительных).
VI. Сообщение темы и целей урока.
- Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имён существительных. Будем упражняться в определении склонения имён существительных.
VII. Определение склонения имён существительных в начальной форме.
- Какие растения выращивают хлеборобы?
- Распределите названия растений по склонениям.
(Названия растений напечатаны на отдельных карточках, а с обратной стороны написана информация об этих растениях. Ученик читает название и информацию о нём, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике).
Ячмень – из ячменя получают перловую крупу, кормят скот.
Овёс – овёс выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно, из овёса получают крупу, овсяные хлопья.
Просо – из проса получают пшеничную крупу для каш.
Пшеница – из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы.
Рожь – из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться кормилицами человека.
Гречиха – гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха высококалорийная культура, в ней много белков, углеводов, жиров и витаминов. Из неё даже делают лекарство, а гречишный мёд очень полезен.
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
VIII. Определение склонения имён существительных в косвенных падежах.
- Долгое время главным хлебом была рожь, т.к. она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились учёным для выявления холодостойких сортов пшеницы, чтобы получать богатый урожай.
- На карточках записаны тексты. Прочитайте, выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение.
Карточка 1.
Пшеница.
Много земли засевает человек пшеницей. В нашем районе посевы достигают границ России. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу.
Карточка 2.
Рожь.
В начале осени посевы засевают рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы весной, как только пригреет солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем.
- Проверяем склонение у существительных из 1 текста (из 2 текста).
- Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?
IX. Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево
Мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Руки вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
X. Списывание с выполнением задания.
- Почему же именно про хлеб говорят – «хлеб всему голова»?
- Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. В хлебе – нелёгкий человеческий труд. Поэтому необходимо уважительно, бережно относиться к хлебу. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Воды, Огня и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе. (Ученик читает у доски).
На доске:
Хлеб.
Люди хлеб в п_лях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют,
Пашут каждую в_сну,
Подымают целину.
Сеют, жнут, н_чей не спят…
С детства знай, как хлеб растят.
- Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, укажите склонение этих слов.
(Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют).
- На веерах покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.
(Полях – 2 скл., весну – 1 скл., ночей – 3 скл.)
XI. Письмо по памяти.
- Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья.
- Что они символизируют? (Труд, богатство и плодородие).
- Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб – это символ богатства и труда. Прочитайте пословицы на доске.
1. Хлеба край – и под ёлкой рай.
А хлеба ни куска – и в тарелке тоска.
2. Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи.
3. Хлеб – всему голова.
4. Без соли невкусно,
Без хлеба несытно.
5. Без печки холодно,
Без хлеба голодно.
- Как понимаете смысл пословиц?
- Выберите пословицу, которая вам больше нравится. Прочитайте её несколько раз. Запишите её по памяти, укажите склонение имён существительных.
XII. Закрепление изученного.
- а теперь проверим, как вы усвоили материал по теме «Склонение имён существительных». Вам предлагается ответить на вопросы теста.
Тест (вариант 1).
Выберите правильный ответ:
Склонение – это изменение имён существительных …
а) по числам;
б) по падежам;
в) по родам.
2) Вставьте нужную цифру:
_скл. _скл. _ скл.
М.р. С.р. Ж.р. М.р. Ж.р.
__ -о, -е -ь -а, -я
3) Выбери правильный ответ:
Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:
а) Р.п., мн.ч.;
б) Им.п., мн.ч.;
в) Им.п., ед.ч.
4) Укажи падеж:
Кем? Чем? _______
Кому? Чему? ______
О ком? О чём? ______
5) Укажи склонение:
степь, поле, пустыня.
Тест (вариант 2).
Выберите правильный ответ:
Склонение – это изменение имён существительных …
а) по числам;
б) по падежам;
в) по родам.
2) Вставьте нужную цифру:
_скл. _скл. _ скл.
М.р. С.р. Ж.р. М.р. Ж.р.
__ -о, -е -ь -а, -я
3) Выбери правильный ответ:
Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в: