kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 3 класс.

Тема: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».

Цель: 1) совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в

            начальной форме и в косвенных падежах;

            2) воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;

            3) коррекция и развитие речи, памяти, внимания, логического мышления, обогащение

            словарного запаса.

Оборудование: таблицы «3 типа склонения имён существительных», «Как определить склонение», рисунки зерновых культур; дифференцированные тексты.

                                                               Ход  урока.

I. Организационный момент.

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь,

А закон у нас такой –

Все в учёбу с головой!

II.Самомассаж лица и шеи.

- Чтобы хватило сил на весь урок, выполним массаж, который поможет нам снять усталость и улучшит общее состояние организма и наше настроение.

III. Минутка чистописания.

          Рядом два столба стояли

          Друг на друга вдруг упали. (Хх).

  1. Характеристика звука.
  2. Из скольких элементов состоит.
  3. Письмо показов.

IV. Словарная работа.

На доске:  хлебороб, хозяйство, хлеб.

- Какое слово можно назвать «лишним» и почему?                                                                                                         (Хлеб, состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство из трёх.                                                                         Лишнее слово хозяйство, т.к. слово хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.                                                                                                                                                        Лишнее слово хозяйство ещё и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные.                                               Лишнее слово хлебороб, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет).

- Найдите и объясните орфограммы в этих словах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных». »

Урок русского языка. 3 класс.

Тема: «Закрепление знаний о трёх типах склонения имён существительных».

Цель: 1) совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в

начальной форме и в косвенных падежах;

2) воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;

3) коррекция и развитие речи, памяти, внимания, логического мышления, обогащение

словарного запаса.

Оборудование: таблицы «3 типа склонения имён существительных», «Как определить склонение», рисунки зерновых культур; дифференцированные тексты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь,

А закон у нас такой –

Все в учёбу с головой!


II.Самомассаж лица и шеи.

- Чтобы хватило сил на весь урок, выполним массаж, который поможет нам снять усталость и улучшит общее состояние организма и наше настроение.


III. Минутка чистописания.

Рядом два столба стояли

Друг на друга вдруг упали. (Хх).

  1. Характеристика звука.

  2. Из скольких элементов состоит.

  3. Письмо показов.


IV. Словарная работа.

На доске: хлебороб, хозяйство, хлеб.

- Какое слово можно назвать «лишним» и почему? (Хлеб, состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство из трёх. Лишнее слово хозяйство, т.к. слово хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять. Лишнее слово хозяйство ещё и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные. Лишнее слово хлебороб, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет).

- Найдите и объясните орфограммы в этих словах.


V. Орфографическая разминка.

- Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.

На партах карточки:

Хлебороб.


Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастёт зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкор-мит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнёт жатву. Вый-дут в поле комбайны, и польётся в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почётен труд хлебороба.


- Как вы думаете, много ли надо сил вложить, чтобы вырастить хлеб?

- Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения.

(Ученикам быстро выполнившим задание – определить падеж выделенных существительных).


VI. Сообщение темы и целей урока.

- Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имён существительных. Будем упражняться в определении склонения имён существительных.


VII. Определение склонения имён существительных в начальной форме.

- Какие растения выращивают хлеборобы?

- Распределите названия растений по склонениям.

(Названия растений напечатаны на отдельных карточках, а с обратной стороны написана информация об этих растениях. Ученик читает название и информацию о нём, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике).

Ячмень – из ячменя получают перловую крупу, кормят скот.

Овёс – овёс выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно, из овёса получают крупу, овсяные хлопья.

Просо – из проса получают пшеничную крупу для каш.

Пшеница – из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы.

Рожь – из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться кормилицами человека.

Гречиха – гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха высококалорийная культура, в ней много белков, углеводов, жиров и витаминов. Из неё даже делают лекарство, а гречишный мёд очень полезен.

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?


VIII. Определение склонения имён существительных в косвенных падежах.

- Долгое время главным хлебом была рожь, т.к. она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились учёным для выявления холодостойких сортов пшеницы, чтобы получать богатый урожай.

- На карточках записаны тексты. Прочитайте, выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение.

Карточка 1.

Пшеница.

Много земли засевает человек пшеницей. В нашем районе посевы достигают границ России. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу.

Карточка 2.

Рожь.

В начале осени посевы засевают рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы весной, как только пригреет солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем.

- Проверяем склонение у существительных из 1 текста (из 2 текста).

- Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?


IX. Физкультминутка.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево

Мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Руки вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.


X. Списывание с выполнением задания.

- Почему же именно про хлеб говорят – «хлеб всему голова»?

- Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. В хлебе – нелёгкий человеческий труд. Поэтому необходимо уважительно, бережно относиться к хлебу. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Воды, Огня и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе. (Ученик читает у доски).

На доске:

Хлеб.

Люди хлеб в п_лях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую в_сну,

Подымают целину.

Сеют, жнут, н_чей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

- Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, укажите склонение этих слов.

(Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют).

- На веерах покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.

(Полях – 2 скл., весну – 1 скл., ночей – 3 скл.)


XI. Письмо по памяти.

- Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья.

- Что они символизируют? (Труд, богатство и плодородие).

- Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб – это символ богатства и труда. Прочитайте пословицы на доске.

1. Хлеба край – и под ёлкой рай.

А хлеба ни куска – и в тарелке тоска.


2. Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.


3. Хлеб – всему голова.


4. Без соли невкусно,

Без хлеба несытно.


5. Без печки холодно,

Без хлеба голодно.

- Как понимаете смысл пословиц?

- Выберите пословицу, которая вам больше нравится. Прочитайте её несколько раз. Запишите её по памяти, укажите склонение имён существительных.


XII. Закрепление изученного.

- а теперь проверим, как вы усвоили материал по теме «Склонение имён существительных». Вам предлагается ответить на вопросы теста.


Тест (вариант 1).

  1. Выберите правильный ответ:

Склонение – это изменение имён существительных …

а) по числам;

б) по падежам;

в) по родам.


2) Вставьте нужную цифру:

_скл. _скл. _ скл.

М.р. С.р. Ж.р. М.р. Ж.р.

__ -о, -е -ь -а, -я

3) Выбери правильный ответ:

Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:

а) Р.п., мн.ч.;

б) Им.п., мн.ч.;

в) Им.п., ед.ч.


4) Укажи падеж:

Кем? Чем? _______

Кому? Чему? ______

О ком? О чём? ______


5) Укажи склонение:

степь, поле, пустыня.


Тест (вариант 2).

  1. Выберите правильный ответ:

Склонение – это изменение имён существительных …

а) по числам;

б) по падежам;

в) по родам.


2) Вставьте нужную цифру:

_скл. _скл. _ скл.

М.р. С.р. Ж.р. М.р. Ж.р.

__ -о, -е -ь -а, -я

3) Выбери правильный ответ:

Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:

а) Р.п., мн.ч.;

б) Им.п., мн.ч.;

в) Им.п., ед.ч.


4) Укажи падеж:

Степью _______

К полю ______

К пустыне ______


5) Укажи склонение:

степью, к полю, в пустыне.


XIII. Домашнее задание.


XIV. Итог урока.

- О чём мы говорили на уроке?

Славно дети потрудились,

Вижу, многого добились,

Знаю, будете вы рады

Получению награды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чекунова Ирина Борисовна

Дата: 23.08.2015

Номер свидетельства: 226564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка по теме " Правописание безударных окончаний имён существительных""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "315493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883754"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правописание суффиксов имен существительных "
    ["seo_title"] => string(51) "pravopisaniie-suffiksov-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "155473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация по теме " Имена числительные""
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-po-tiemie-imiena-chislitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "315498"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459885225"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Путешествие в страну Глаголию""
    ["seo_title"] => string(32) "putieshiestviievstranuglagholiiu"
    ["file_id"] => string(6) "289272"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454769948"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Морфологический разбор имени числительного "
    ["seo_title"] => string(49) "morfologhichieskii-razbor-imieni-chislitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "172779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423854786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства