kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе на тему "Существительные третьего склонения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

образовательные:

-научить детей распознавать существительные 3 склонение;

- отличать  их от существительных м.р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце;

- изменять существительные 3 склонения по падежам;

-показать, что у существительных одного типа склонения одинаковый набор падежных окончаний;

-закреплять навык работы со  словарями («Устойчивых выражений», «Обратным»)

развивающие:

-развивать умение учащиеся сопоставлять, анализировать, логически мыслить

воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность;

- воспитывать интерес к предмету

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему "Существительные третьего склонения" »

Урок русского языка в 3 классе


Тема: Существительные третьего склонения .

Цели:

образовательные:

-научить детей распознавать существительные 3 склонение;

- отличать их от существительных м.р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце;

- изменять существительные 3 склонения по падежам;

-показать, что у существительных одного типа склонения одинаковый набор падежных окончаний;

-закреплять навык работы со словарями («Устойчивых выражений», «Обратным»)

развивающие:

-развивать умение учащиеся сопоставлять, анализировать, логически мыслить

воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность;

- воспитывать интерес к предмету


  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой

Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня на уроке.

2. Минутка чистописания: жь,шь

Пальчиковая физминутка

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои

(Показать пальцы)

Их как хочешь, поверни.

(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(пальцами провести по другой руке)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок-

(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)

Скачет резвый табунок.

(Повторить с другой руки)




-В конце каких словах могут быть такие буквосочетания?

(существительные ж.р.)


  1. Актуализация знаний

1)Словарная работа

-Создание проблемной ситуации

(распознавание слов с проверяемым и непроверяемым написанием)

Учитель называет пары слов, дети записывают только те, написание которых нельзя проверить (1 человек работает на закрытой доске)

Зверек-животное

Тарелка-ложка

Соловей-птенец

Помидор-земля

Лестница-дерево

Январь-письмо

Малина-черника

Ракета-окно

Учащиеся записывают слова: животное, тарелка, соловей, помидор, лестница, январь, малина, ракета. Проверка по слайду №1

Что общего в этих словах?(это имена существительные)

- Что такое имя существительное?

-Назовите грамматические признаки имен существительных

-На какие 2 группы можно разделить записанные слова? (1 и 2 скл)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению?


Проверка в парах : 1вар-1 скл :тарелка ,лестница ,малина, ракета,

2 вар- 2 скл: животное, соловей, помидор, январь

( у доски 2 человека)

- Что надо знать, чтобы правильно определить склонение?

(род, окончание)

2)Мотивация

–Зачем каждому из вас необходимо уметь правильно определять склонение? (чтобы правильно писать безударные окончания)

3)Целеполагание

-А теперь давайте с вами поиграем в игру «Зашифрованные слова». Вам надо из предложенных букв удалить те СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ, которые были использованы на минутке чистописания и прочитать спрятанное словосочетание.

На слайде №2 выведены: жТшРшЕТжшЬЕ

шСКжЛжОНшЕНжИЕ

- Что же за словосочетание у вас получилось?

- По какой теме будем работать на уроке (читают)

- Запись темы в тетради. Слайд №3

- Что же нам предстоит изучить на уроке?

-Посмотрите на условные знаки страниц учебника. О чем они говорят?

(на уроке необходимо будет обращаться к словарям «Устойчивых выражений» и «Обратному»)


4. .Первичное восприятие нового материала

Формирование коммуникативных УУД,( личностные УУД, смыслообразование и самоопределение).

Интрига (с. 125)

-Слова ЛОШАДЬ и МЕДВЕДЬ обозначают одушевленные или неодушевленные предметы?- спросила Анишит Йокоповна Мишу.

- Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

-Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил?- забеспокоилась Анишит Йокоповна.

-Ничего я не глотал, Анишит Йокоповна!- возразил Миша.

-Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

-Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Анишит Йокоповна?

-Прочитайте, что означает это выражение?

Парная работа: один ученик читает на с.126, другой - в словаре устойчивых выражений.

-Составьте предложение, используя данное выражение.

-А теперь давайте поможем Мише ответить на вопрос: одушевленные или неодушевленные предметы обозначают слова медведь, лошадь? (одушевленные)

-Какого они рода? (м.р. и ж. р)

-Как называется их окончание в начальной форме? (нулевое)

- Относятся ли эти 2 слова к одному склонению?

(нет, лошадь-3 склонение, медведь- 2 склонение)

-Прочитайте плакат Летучей мыши

-Какие существительные относятся к 3 склонению?



Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к III склонению.


-Можете теперь определить склонение слова ЛОШАДЬ?

Упражнение 117 (обр. словарь) Формирование познавательных УУД (поиск информации в учебных словарях)


-Откройте словарь на Ь. Просмотрите слова на–нь, -пь, -рь

Выпишите все существительные 3 склонения.

(жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь)

-Просклоняйте любые три из них в единственном числе. Выделите окончания в каждом падеже. Окончание И закрась желтым карандашом.

-Какой вывод можно сделать об окончаниях? Сравни с соседом по парте. Слайд №4

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное


И.п. жизнь ладонь дверь

Р.п. жизни ладони двери

Д.п. жизни ладони двери

В.п. жизнь ладонь дверь

Т.п. жизнью ладонью дверью

П.п. о жизни о ладони о цепи


-Прочитайте плакат Летучей мыши.



Так какие же окончания у существительных 3 склонения в Р.п.,Д.п,.П.п.?

Закончим заполнять таблицу окончаний. Слайд 5

Формирование умения работать с информацией, представленной в табличной форме.

Падеж

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

-и (ы)

Д.п.

П.п


Динамическая минутка

Встаньте дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд!

Повернитесь вправо, влево.

Наконец присядьте смело!

Поработаем руками,

Поработаем ногами!

Улыбнемся день хороший,

И похлопаем в ладоши!

5. .Первичное закрепление изученного

Формирование УУД контроль процесса и результатов деятельности

Упр.118 (таблица) устно

-Рассмотрите таблицу и сравните, как изменяется существительное 2 и 3 склонения.

-Какое из слов относится ко 2, а какое к 3 склонению

(медведь-2, лошадь-3)

Фронтально

-Что интересного вам удалось обнаружить?

(слова, относящиеся к разным склонениям склоняются по-разному)

- В каком падеже какие окончания имеют существительные 2 и 3 склонения?

-Какой вывод можно сделать?(окончания в одинаковых падежах разные, т.е. эти существительные склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний)

Упражнение 119

-Определите одушевленность/неодушевленность и род существительных СУХАРЬ и СОЛЬ

Самостоятельная работа

-Какое из них существительное 2 склонения, а какое - 3 склонения?

-Подтвердите письменно, что эти слова по-разному изменяются -просклоняй их!

Проверка в парах

И.п. сухарь соль

Р.п. сухаря соли

Д.п. сухарю соли

В.П. сухарь соль

Т.п. сухарем солью

П.п. о сухаре о соли

-Выделите окончания

-Как проверить правильно ли выбрали буквы окончаний?

(по таблице, либо с помощью слов-помощников: для 2 склонения слово руль, для 3 склонения- степь)


Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание

6. .Домашнее задание: упражнение №120.

Прочитайте задание.

-Что нужно сделать в упражнении?

7. .Итог урока

- С чем познакомились сегодня на уроке?(познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению)

-И какие же существительные относятся к 3 склонению? (существительные ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме)

-Хотите проверить, как хорошо вы усвоили тему?

Давайте поможем лягушке определить склонение слов. Слайды 6-18


8. .Рефлексия

-Кто не ошибся ни разу и усвоил тему хорошо, поднимите зеленый «маячок»

-Кто испытывал затруднения в определении склонения и ошибался - красный


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе на тему "Существительные третьего склонения"

Автор: Мороз Светлана Васильевна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных в косвенной форме""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieuprazhnieniievopriedielieniisklonieniiaimiensushchiestvitielnykhvkosviennoiformie"
    ["file_id"] => string(6) "263822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449596308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Безударные окончания существительных". ("Школа России") "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-biezudarnyie-okonchaniia-sushchiestvitiel-nykh-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "163311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422463084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект  урока  русского  языка"
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekturokarusskoghoiazyka1"
    ["file_id"] => string(6) "299662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456572990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства