-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность;
- воспитывать интерес к предмету
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня на уроке.
2. Минутка чистописания: жь,шь
Пальчиковая физминутка
«Вот помощники мои»
Вот помощники мои
(Показать пальцы)
Их как хочешь, поверни.
(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(пальцами провести по другой руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок-
(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)
Скачет резвый табунок.
(Повторить с другой руки)
-В конце каких словах могут быть такие буквосочетания?
(существительные ж.р.)
Актуализация знаний
1)Словарная работа
-Создание проблемной ситуации
(распознавание слов с проверяемым и непроверяемым написанием)
Учитель называет пары слов, дети записывают только те, написание которых нельзя проверить (1 человек работает на закрытой доске)
-На какие 2 группы можно разделить записанные слова? (1 и 2 скл)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению?
Проверка в парах : 1вар-1 скл :тарелка ,лестница ,малина, ракета,
2 вар- 2 скл: животное, соловей, помидор, январь
( у доски 2 человека)
- Что надо знать, чтобы правильно определить склонение?
(род, окончание)
2)Мотивация
–Зачем каждому из вас необходимо уметь правильно определять склонение? (чтобы правильно писать безударные окончания)
3)Целеполагание
-А теперь давайте с вами поиграем в игру «Зашифрованные слова». Вам надо из предложенных букв удалить те СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ, которые были использованы на минутке чистописания и прочитать спрятанное словосочетание.
На слайде №2 выведены: жТшРшЕТжшЬЕ
шСКжЛжОНшЕНжИЕ
- Что же за словосочетание у вас получилось?
- По какой теме будем работать на уроке (читают)
- Запись темы в тетради. Слайд №3
- Что же нам предстоит изучить на уроке?
-Посмотрите на условные знаки страниц учебника. О чем они говорят?
(на уроке необходимо будет обращаться к словарям «Устойчивых выражений» и «Обратному»)
4. .Первичное восприятие нового материала
Формирование коммуникативных УУД,( личностные УУД, смыслообразование и самоопределение).
Интрига (с. 125)
-Слова ЛОШАДЬ и МЕДВЕДЬ обозначают одушевленные или неодушевленные предметы?- спросила Анишит Йокоповна Мишу.
- Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?
Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.
-Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил?- забеспокоилась Анишит Йокоповна.
-Ничего я не глотал, Анишит Йокоповна!- возразил Миша.
-Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.
-Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Анишит Йокоповна?
-Прочитайте, что означает это выражение?
Парная работа: один ученик читает на с.126, другой - в словаре устойчивых выражений.
-Составьте предложение, используя данное выражение.
-А теперь давайте поможем Мише ответить на вопрос: одушевленные или неодушевленные предметы обозначают слова медведь, лошадь? (одушевленные)
-Какого они рода? (м.р. и ж. р)
-Как называется их окончание в начальной форме? (нулевое)
- Относятся ли эти 2 слова к одному склонению?
(нет, лошадь-3 склонение, медведь- 2 склонение)
-Прочитайте плакат Летучей мыши
-Какие существительные относятся к 3 склонению?
Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к III склонению.
-Можете теперь определить склонение слова ЛОШАДЬ?
Упражнение 117 (обр. словарь) Формирование познавательных УУД (поиск информации в учебных словарях)
-Откройте словарь на Ь. Просмотрите слова на–нь, -пь, -рь
-Просклоняйте любые три из них в единственном числе. Выделите окончания в каждом падеже. Окончание И закрась желтым карандашом.
-Какой вывод можно сделать об окончаниях? Сравни с соседом по парте. Слайд №4
Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
И.п. жизнь ладонь дверь
Р.п. жизни ладони двери
Д.п. жизни ладони двери
В.п. жизнь ладонь дверь
Т.п. жизнью ладонью дверью
П.п. о жизни о ладони о цепи
-Прочитайте плакат Летучей мыши.
Так какие же окончания у существительных 3 склонения в Р.п.,Д.п,.П.п.?
Закончим заполнять таблицу окончаний. Слайд 5
Формирование умения работать с информацией, представленной в табличной форме.
Падеж
1 скл
2 скл
3 скл
Р.п.
-и (ы)
-и
Д.п.
-е
-и
П.п
-е
-е
-и
Динамическая минутка
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево.
Наконец присядьте смело!
Поработаем руками,
Поработаем ногами!
Улыбнемся день хороший,
И похлопаем в ладоши!
5. .Первичное закрепление изученного
Формирование УУД контроль процесса и результатов деятельности
Упр.118 (таблица) устно
-Рассмотрите таблицу и сравните, как изменяется существительное 2 и 3 склонения.
-Какое из слов относится ко 2, а какое к 3 склонению
(медведь-2, лошадь-3)
Фронтально
-Что интересного вам удалось обнаружить?
(слова, относящиеся к разным склонениям склоняются по-разному)
- В каком падеже какие окончания имеют существительные 2 и 3 склонения?
-Какой вывод можно сделать?(окончания в одинаковых падежах разные, т.е. эти существительные склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний)
Упражнение 119
-Определите одушевленность/неодушевленность и род существительных СУХАРЬ и СОЛЬ
Самостоятельная работа
-Какое из них существительное 2 склонения, а какое - 3 склонения?
-Подтвердите письменно, что эти слова по-разному изменяются -просклоняй их!
Проверка в парах
И.п. сухарь соль
Р.п. сухаря соли
Д.п. сухарю соли
В.П. сухарь соль
Т.п. сухарем солью
П.п. о сухаре о соли
-Выделите окончания
-Как проверить правильно ли выбрали буквы окончаний?
(по таблице, либо с помощью слов-помощников: для 2 склонения слово руль, для 3 склонения- степь)
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание
6. .Домашнее задание: упражнение №120.
Прочитайте задание.
-Что нужно сделать в упражнении?
7. .Итог урока
- С чем познакомились сегодня на уроке?(познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению)
-И какие же существительные относятся к 3 склонению? (существительные ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме)
-Хотите проверить, как хорошо вы усвоили тему?
Давайте поможем лягушке определить склонение слов. Слайды 6-18
8. .Рефлексия
-Кто не ошибся ни разу и усвоил тему хорошо, поднимите зеленый «маячок»
-Кто испытывал затруднения в определении склонения и ошибался - красный