– определять правописание безударных окончаний существительных по окончанию слов с ударными окончаниями;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя | - Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Начинаем урок Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелайте всем удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» | Проверяют наличие на парте учебника, тетрадей.
|
II этап. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового. | Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа. Урок начнём с упражнения «Вижу – слышу» Я буду читать пары слов. Первое слово каждой пары записано на доске, второе нужно запомнить. После запоминания нужно записать только второй столбик Зима январь врач аптека книга тетрадь вода болото вечер кровать поляна ягода - Прочитайте записанные слова. Назовите общую орфограмму слов. - Какой частью речи являются эти слова? - Что знаете об имени существительном? Возьмите таблицу «Знаю - Хочу знать – Узнал». (Приложение 1). Заполните I столбик «Знаю». -Что Вы знаете об имени существительном? - Назовите существительные I склонения, II склонения. - Какие существительные остались? -Что можем про них сказать? - Почему эти имена существительные III склонения? | Выполняют задание. Читают записанные слова. Орфограмма « непроверяемый безударный гласный в корне слова» Все записанные слова – имена существительные . Озвучивание записанного обучающимися. I скл: аптека, ягода II скл: январь, болото Остались слова: тетрадь, кровать. Это существительные III склонения. Эти существительные женского рода с нулевым окончанием. |
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. | - Какова же тема нашего урока? -Откройте содержание учебника. Найдите название темы. - Заполните 2 столбик таблицы «Хочу знать» Отталкиваясь от темы, используя опорные слова второго столбца, поставьте перед собой цель урока. - Много у нас задач на уроке? -Какая должна быть работа на у роке? | Существительные третьего склонения. Поиск информации в учебнике.
Выполнение задания.
Цель: научиться определять правописание безударных окончаний существительных Чёткая, дружная. |
IV этап Поиск решения проблемы - открытие нового знания. Цель: ориентирование в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи , развитие навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
| - Итак, начинаем работу. На какой странице учебника будем работать? - Найдите упр. 117. Прочитайте задание. Что необходимо для его выполнения? - Откройте словарь. Просмотрите слова на -нь, -пь, -рь. -Ещё раз озвучьте, какие имена существительные относятся к III склонению. - Какие имена существительные выписали? - Дальше Вы будете работать в группах и иссле-довать окончания существительных III склонения. Давайте повторим правила работы в группе. -Получите задание. -Проверяем выполнение работы. (Документкамера) - Что интересного заметили? - Какой вывод Вы сделали? Составим опорный конспект. И.п. - Р.п. – -и Д.п. - -и В.п. - Т.п. – -ю П.п. – -и Прочитайте плакат Летучей мыши. (стр. 127) | Стр. 125. Для выполнения упражнения необходимо обратиться к Обратному словарю. Поиск информации в учебнике. Выписали слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.
Работа в группах. Выполнение задания на карточках: просклонять имена существительные и выделить окончания. 1 гр. - степь, жизнь. 2 гр. – степь, ладонь. 3 гр. - степь, дверь. Из каждой группы ученик доказывает написание окончаний существительных. Коллективная работа. |
V.Динамическая пауза | Если имя существительное I склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное II склонения – два притопа; если имя существительное III склонения – присесть Горох, обувь, шутка, строчка, мяч, спичка, дочь, кукушка, орех, мебель, интерес, тетрадь, месяц. | Дети выполняют упражнения. |
VI. Первичное закрепление. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. работа с таблицами; сравнение языковых явлений и обобщение. | - Продолжаем работу. Найдите упр. 118. Какие имена существительные нам предлагают рассмотреть? - Что Вы можете сказать про слово «медведь»? - Расскажите про слово «лошадь». Чтение текста на стр. 125 учителем. Что употребила в своей речи Анишит Йокоповна? - Правильно ли Миша понял устойчивое выражение? - Как Вы понимаете это выражение? - Вспомните, в каких падежах существительные III склонения имеют окончание -и? - Рассмотрите таблицу. «Какие окончания имеют существительные II и III склонения в И.п.? в В . п.?...» и т. д. - Что интересного Вам удалось обнаружить ? - Подтвердить письменно, что существительные II и III склонения изменяются по – разному? -В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Документкамера) | Поиск информации в учебнике. Слово «медведь» - одушевленное имя существительное, отвечает на вопрос «Кто?», м. р., II cкл. Слово «лошадь» - одушевленное имя существительное, отвечает на вопрос «Кто?», ж. р., III cкл. Устойчивое выражение «как аршин проглотил». Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь. Обращаемся к опорному конспекту. Во всех падежах окончания разные. Выбирают из Обратного словаря два слова II и III склонения и склоняют их. (голубь, прорубь) Окончания существительных II и III склонения в одинаковых падежах разные, т. е. эти существительные склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний. |
VII. Самостоятельная работа Цель: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. (Приложение2). Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». 1.Верите ли вы, что в П.п у существительных III склонения окончание –е? (-) 2. Верите ли вы, что у существительных III склонения в В.п. нулевое окончание? (+) 3. Верите ли вы, что у существительных II склонения в Р.п. и В.п одинаковые окончания? (+) 4. Верите ли вы, что у существительных II склонения не может быть нулевого окончания? (-) 5. Верите ли вы, что в П.п у существительных II склонения окончание –е? (+) 6. Верите ли вы, что у существительных III склонения в Р.п., Д.п., П.п одинаковые окончания? (+) | . Выполнение задания с последующей проверкой по образцу. |
VIII. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | - Домашнее задание. Упр. 120. Прочитайте задание. Что Вы хотите у меня спросить? - Заполните 3 столбик таблицы «Знаю - Хочу знать – Узнал» - Поделитесь своим мнением. - Смогли мы добиться цели урока? - Дайте оценку своей работы на уроке. Заполните таблицу (Самооценка) | Рефлексия собственной деятельности |