Ф.И.О. Место работы Должность Предмет Класс УМК. Базовый учебник. | Буйволова Людмила Михайловна ГБОУ «ОЦ» СОШ с. Старое Эштебенькино учитель начальных классов русский язык 4 класс УМК «Школа России». Авторы учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
Тема урока, № урока по теме | Склонение личных местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числа, №3 |
Цели урока | Образовательная : создать условия для ознакомления с особенностями изменений личных местоимений 1-го, 2го, 3-го лица единственного и множественного числа по падежам; сформировать умения определять падеж личных местоимений . Развивающие: содействовать развитию умений ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку; содействовать развитию умений общаться, обеспечить развитие у школьников диалогической речи Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке. |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся: с особенностью изменений личных местоимений по падежам; научатся определять падеж личных местоимений; выписывать из текста личные местоимения с предлогами; указывать лицо и число личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму; объяснять значение устойчивых выражений; |
Метапредметные УУД | Познавательные: слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом ( под руководством учителя); регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, проговаривать вслух последовательность проводимых действий ( опираясь на памятку или алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Тип урока | изучение нового материала |
Технологии, используемые на уроке | ТРКМ, здоровье-сберегающие, уровневой дифференциации |
Оборудование, используемое на уроке | компьютер, интерактивная доска, проектор, документ-камера, карточки, картинки |
Этапы урока | Использование ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин.) | | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. . Сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать. На партах лежат листы оценивания. Их вы будете заполнять в течение урока. Вид деятельности | Баллы 1-5 | «Корзина идей» | | Работа с предложением | | Самостоятельная работа | | Редактирование текста | | Составление диалога | | Синквейн | | Итог: средняя оценка | | | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Учащиеся оценивают себя на каждом этапе урока. Вид деятельности | Баллы 1-5 | «Корзина идей» | | Работа с предложением | | Самостоятельная работа | | Редактирование текста | | Составление диалога | | Синквейн | | Итог: средняя оценка | | | -самоопределение (Л1); – смыслообразование (интерес к новому)(Л2); – целеполагание (Р1); – планирование учебного сотрудничества с учителем (К1.1). |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4мин.) | электронное приложение к учебнику – диск CD-RO |
-О какой части речи мы говорили на прошлом уроке? - На доске «корзина идей». Ребята, вспомните, что вы знаете о личных местоимениях, и давайте заполним этими знаниями корзину.
(признаки местоимений, записанные на карточках прикрепляются к корзине).
Словарная работа. Загадка. Пахать, строить , всё он может, Если огонь ему поможет. (металл) -Какое местоимение указывает на предмет? (он) -Что представляете, когда произносите это слово? Прочтите с доски лексическое значение слова. -Подберите однокоренные слова. -Запишите слова, подчеркните орфограммы. -Всё ли мы знаем о местоимении? -Хотите ли вы узнать новое об этой части речи? - Какую цель поставим на уроке? | - О личных местоимениях. -местоимение-это часть речи; указывают на предмет; отвечают на вопросы имён существительных; бывают 1,2,3лица; единственного и множественного числа; (самооценка) Отгадывают загадку. Подбирают однокоренные слова. Записывают в тетрадь. металл, металлический | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (ПА1,2,3); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ПО4); – подведение под понятие (ПЛ4); – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и 1.2); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К3.2); |
Сообщение темы урока (2мин) | | -Прочитайте тему урока на с.56. | - Сегодня на уроке мы будем учиться изменять личные местоимения по падежам, правильно писать личные местоимения 1-го, 2-го лица в формах косвенных падежей и правильно писать местоимения с предлогами. | -принятие учебной цели и задачи ( Р); -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П4) |
3.Объяснение нового материала (8мин) |
Работа с документ-камерой | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Работа по учебнику (упражнение118) - Прочитайте. Найдите местоимения 1-го лица, единственного числа. Обратите внимание, что выделенные слова - это разные формы личного местоимения «я». -Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили, что вы задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения «я» в каждом предложении. -Выпишите местоимение с предлогами. В скобках укажи падеж местоимений.
-Как пишутся предлоги с местоимениями?
Запишите предложения, подчеркните главные члены предложения. -Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей. Прочитайте правило с.56. | Читают текст. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого правила. Анализируют формулировку правила в учебнике. Делают вывод: личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей. Выписывают местоимения с предлогами , указывают падеж (работа у доски). Я (И.п.), вокруг меня(Р.п), ко мне (Д.п.), на меня (В.п.),надо мной (Т.п),на мне (П.п). Самостоятельная работа. Проверка по эталону. (Самооценка) Читают правило с.56. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (ПЛ1,2,3); – подведение под понятие (ПЛ4); – постановка и формулирование проблемы (ПП8); – структурирование знаний (ПО3); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К3.2); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К3.2); |
4. Первичное закрепление проговариванием вслух (5мин мин) . | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0c2e7b70-249d-4d0e-b854- | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. -Прочитайте сводную таблицу «Склонение личных местоимений1-го и 2-го лица единственного и множественного числа». - В каких падежах формы личных местоимений1-го и 2-го лица похожи? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Дети читают «по цепочке» таблицу. -Местоимение «я» в родительном и винительном падежах имеет форму «тебя»; местоимение «мы» в родительном и винительном падежах имеет форму «нас», местоимение «вы» в родительном и винительном падежах имеет форму «вас», | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П1.2.3); – подведение под понятие (ПЛ4); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ПО4); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К3.2); |
Динамическая пауза (2 мин.) | музыкальный тренажёр | Музыкальная физминутка «Две руки» | Выполняют движения | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин | Работа с документ- камерой | Найдите в тексте местоимения. Определите лицо, число и падеж.
Проверка по эталону. | Самостоятельная работа . Разноуровневые задания. Определяют лицо, число, падеж местоимений. 1группа ..Ёж крыжовнику сказал: -Ты на меня похож, раз есть колючки у тебя, Ты не крыжовник-ёж! 2группа Вокруг меня комар летал И надоедливо жужжал, Затем на подоконник сел И на меня смотрел, смотрел… Обдумывал, наверно, он, Как дальше быть со мной, И на меня смотрел в упор, Нахохленный и злой. Чтобы узнать лицо, число и личного местоимения, которое употреблено в форме косвенного падежа, надо поставить местоимение в начальную форму. (самооценка) | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, (ПЛ1,2.3); – выполнение действий по алгоритму (ПО8); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)О4; – оценка (Р6); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р7); |
Включение в систему знаний и повторение (10мин) | Работа с документ камерой | 1. Работа в парах на карточках.
- Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного мама личное местоимение ты. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.
Мама Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Я буду внимателен к маме, буду заботься о маме, беречь маму . Мама заслужила это.
Мама Мама! . .. ласковая и добрая. С … всегда легко и весело. Спасибо …. за тепло. Я буду внимателен к ..., буду заботиться о … , беречь … . …. заслужила это.
Мама Мама! Ты (И.п.) ласковая и добрая. С тобой (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо тебе (Д.п.) за тепло. Я буду внимателен к тебе, буду заботиться о тебе (П.п.), беречь тебя (В.п.). Ты (И.п.) заслужила это. Как определили падеж? -Какая у вас мама? 2.Организует работу в группе. Составить диалог по картинке. Использовать в разговоре вежливые формы обращений к собеседнику, местоимения. Подготовьтесь разыграть диалог. В библиотеке. Тебе нужна книга. Как ты обратишься к библиотекарю? 2. Разговор по телефону. Тебе нужно позвонить другу. С чего ты начнёшь разговор? 3. Семья. Разговор за столом. | Учащиеся редактируют текст. - Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного мама личное местоимение ты. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж. Мама Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Я буду внимателен к маме, буду заботься о маме, беречь маму . Мама заслужила это.
Мама Мама! .. ласковая и добрая. С … всегда легко и весело. Спасибо …. за тепло. Я буду внимателен к ..., буду заботиться о … , беречь … . …. заслужила это.
. Взаимопроверка (группы меняются карточками). Проверяют по эталону. (Взаимооценка) Дети работают в группе. Инсценируют разговор перед одноклассниками. Самооценка. | -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л3.9); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, (ПЛ1,2,3); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (ПЛ6); – выполнение действий по алгоритму (ПЛ6); – доказательство (ПЛ7); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ПО4); – контроль, коррекция, оценка (Р4,5,6); -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К3.1) |
Рефлексия. (3 мин.) Итог урока. | | Организует оценку выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. - Ребята, вам нужно составить синквейн со словом местоимение. -Что полезного узнали на уроке? -Какие трудности встретились на уроке? -Что показалось самым интересным? -Как оценили себя? | Учащиеся самостоятельно составляют синквейн. Самооценка за урок. Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя местоимения. Каким сегодня был урок? | – рефлексия способов и условий действия (ПО6); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПО6); – самооценка на основе критерия успешности (Л1.14); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К1.2); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К3.2); – использование критериев для обоснования своего суждения (К4.1); |
Домашнее задание (2мин) | | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Домашнее задание: Работа по карточкам- «4», Упр.122 - на «5», | Внимательно слушают. | -принятие учебной задачи, планирование её выполнения. |