kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие». 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

Задачи:         

 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;                                              2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных;                        3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;                                              4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;            5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие». 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века »

Селиванова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ №35 г. Орска»



Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»


Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.


Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;

2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;

4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.


Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.


Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.


Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.), раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.


Ход урока:


I. Организационная ситуация.


1. Организационный момент.

- Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.

- А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?

- Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

(Слайд 1)

- Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).

(На слайде 2, 3)

- Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

- Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О правописание безударных окончаний имён существительных)

- Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

(Проверка - один ученик работает у доски)

- В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.

Карточка с заданием для индивидуальной работы.

Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ ( ), от деревн__ ( ), около двер__ ( ), на улиц__ ( ), у лошад__ ( ),учениц__й ( ), в лагер__ ( ),

на площад__ ( ), с человек__м ( ), на забор__ ( ).

(Работа проверяется в течение урока)

На картинке (1 скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.), около двери (3 скл., Р.п. ), на улице (1 скл., П.п.), у лошади (3 скл., Р.п.), ученицей (1 скл., Т.п.), в лагере (2 скл., П.п.), на площади (3 скл., П.п.), с человеком (2 скл., Т.п.), на заборе (2 скл., П.п.).

- Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?

(Ответы в виде кластера на слайде 4)

Определи склонение, падеж, окончание

или

Вспомни окончание по опорному слову

- Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?

- Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

- Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)

- Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).

- Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

(На слайде 6 добавляется запись)

Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу

Определи склонение, падеж, окончание







или

Вспомни окончание по опорному слову



- Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.


- Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).

(Тема на слайде 7)


II. Изучение нового материала.


1. Знакомство с правилом. Учебник - стр.106.


Запись на слайде 8 выглядит так:


Подчиняются общему правилу

Не подчиняются общему правилу


Определи склонение, падеж, окончание


-ий, -ие -ия



Р.п. и

Д.п. и

П.п. и и




или


Вспомни окончание по опорному слову


- Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.

В Якутии ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)


2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.

Карточка 1. Работа в группах.


Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.


Армия, галерея, аллея, география, профессия, солнце, музей, хоккей, движение, линия, счастье, занятие, здоровье, собрание, герой, санаторий.


- Сколько слов вы нашли? (8 слов)

- Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.

- А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)

- Почему важно узнавать такие слова среди других?


3. Самостоятельная работа.


- Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.


Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).


Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.


Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.

(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы - слайд 11)

- Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?

Физминутка.

III. Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Работа в парах.

- Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

- Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)

Карточка 3. Работа в парах.

На уроке астрономии (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здании (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении (П.п.) планет. В конце экскурсии (Р.п.) нам рассказали о профессии (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии (П.п.) в планетарии (П.п.).

(Проверка работ - слайд 12)

2. Словарная работа.

- Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:

Кличка – животное

Название – предмет

________ - человек

(Фамилия)

- Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).

- Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.

- Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.

- Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.

3. Тренировочный материал (дополнительно).

- Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их. (Слова на слайде 13)

мечтать экскурсия

читать Англия

готовиться путешествие

написать герой

IV. Итог урока.

- Как звучит тема урока?

- Какие цели мы поставили?

- Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?

V. Рефлексия. Лист достижений.

- Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.

- Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?

Ф.И. учащегося

Виды заданий

Баллы

Повторение изученного


Знакомство с новым материалом


Карточка 1. Работа в группах


Карточка 2. Самостоятельная работа


Карточка 3. Работа в парах


Словарная работа


Дополнительный материал


Всего баллов:


Я выполнял задания на уроке:

Правильно и самостоятельно - 2 балла

Без ошибок, но с помощью других - 1 балл

Неправильно - 0 баллов

VI. Домашнее задание. Учебник - с.106, №3 (Слайд 14)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Селиванова Елена Геннадьевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Правописание окончаний имен существительных на -ий-, -ия-, -ие-" "
    ["seo_title"] => string(66) "pravopisaniie-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-na-ii-iia-iie"
    ["file_id"] => string(6) "228821"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441522000"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Выбор безударного окончания у существительных 1 склонения в Родительном, Дательном и предложном падежах. 3 класс"
    ["seo_title"] => string(129) "vybor-biezudarnogho-okonchaniia-u-sushchiestvitiel-nykh-1-sklonieniia-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "292279"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455259962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства