Ребята, сегодня мы на уроке совершим удивительное путешествие по страницам одного из любимых вами жанров литературы. А какого, узнаете, если правильно вставите глухие согласные в клеточки.(слайд №1)
к
а
к
с
з
а
-Верно: Сказка. Открываем 1 страницу нашего урока:
II. Минута чистописания
От сказк… к сказк… (слайд №2)
-Какие окончания вставим? (-и, -е). Почему? (вопрос от чего? р.п., к чему? д. п.)(слайд №3)
-Запишите название нашего путешествия в тетрадь чисто и красиво.
III. Постановка учебной задачи
1)Отгадывание загадок
- На пути нашего путешествия первое испытание. Мы добрались до сказочного леса, но нужно отгадывать загадки:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
- Что это? ( малина)
Красна, сочна, душиста ,
Растёт низко, к земле близко. (земляника)
Очень густо он растёт
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке.
Берегите детки зубки. (орех)
Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает.( медведь)
Длинное ухо
Комочек пуха,
Прыгает ловко
Грызёт морковку. (заяц)
Вот этот случай очень редкий
На голове растут две ветки.олень)
Какие буквы пропущены? Какие правила нужно вспомнить?
Задание 1
2) словарная работа
-Теперь запишем эти слова в тетрадь
Малина, заяц, олень, земляника, орех, медведь)
( проверка , слайд №4)
- Какой общей темой можно объединить эти слова? ( Сказка)
-В лесу нам приготовили ещё одно испытание: найти однокоренные слова к данному слову, выделить корень.( работа в парах)
-Почему эти слова называются однокоренными? ( общая часть сказ)
3)-Справились с заданием, отправляемся дальше. На пути 2 сундука, на них замки. Что же внутри? (слайд №6)
IV.Решение учебной задачи
Задание 3 ( работа в группах) Определите склонение существительных: в шляпе, по дорожке, в сундук, по степи, ключом, на печи, за лесом, у избушки, на ели.
3 скл. – сущ.ж. р. с ь знаком (слайд №8) Самооценка
Задание 4 Открываем сундуки. Здесь названия сказок, но их названия даны другими словосочетаниями. Угадайте какие сказки? (слайд №9)
1 сундук
«Зелёный платочек» –« Красная шапочка»
«Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах»
«Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в солнечном городе»
Беби –короткий носок» - «Пеппи –длинный чулок»
«Один из молоково» - «Трое из Простоквашино» и т.д.
2 сундук
«Землянка» - «Теремок»
«Кубик» -«Колобок»
«Баба-Яга» - «Василиса – Прекрасная»
- Почему сказки в разных сундуках? ( народные и авторские) Чем отличаются сказки от других произведений? (начинается « жили-были»,»в некотором царстве», звери и птицы разговаривают, всегда в сказке побеждает добро )
Физминутка
(Слайды №10-14)
Задание 5 Склонение существительных (пишут на доске)
1 склонение
2 склонение
3 склонение
И. п.
сказка
белка
волк
ель
Р.п.
сказки
белки
волка
ели
Д.п.
сказке
белке
волку
ели
Проверка (слайд №15)
- Что заметили, когда выполнили это задание?( в родительном падеже 1 скл. и 3 скл. имеют одинаковые окончания; в 3 склонение р.п. и д.п. одинаковые)
- Ребята, теперь мы знаем падежные(И.п.,Р.п.,Д.п.) окончания существительных 1,2,3склонения и можем справиться с любыми заданиями .
V. Закрепление
Задание 6 (Работа по учебнику стр. 56 упр. 89)
(написать стишки, подчеркнуть главные члены предложения) Проверка. Самооценка
Задание7( групповая работа)
-Для каждой группы раздаётся карточки, нужно вставить буквы:
Идёт по тропинк…, стоит около дорог…, подошли к ел…, идёт к бабушк…,бежит по дорожк…, возле верхушк…, помогла белочк…, живёт в сторожк…,рады встреч… Самооценка
VI. Рефлексия
Задание 8 (индивидуальная работа)
- У каждого на столе карточки с заданиями, вставляйте пропущенные буквы, из этих букв составляйте слова . Какие слова получились? (Слайд 16)
Спасибо всем!
-Что повторили на уроке? Какие окончания имеют существительные в д.п., р.п, и.п.?
VII. Итог к уроку.( д/з Упр.90, стр.56) Самооценка.