Урок русского языка в 4-ом классе.
Тема урока:
«Изменение глаголов по временам».
Разработал: учитель МКОУ Тамтачетская СОШ Сотскова Лариса Юрьевна
Цели урока:
- развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов;
- развивать умение определять признаки разных форм времени глаголов;
- развивать устную и письменную речь учащихся в монологической и диалогической речи;
- формировать навыки работы в малых группах;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование:
Учебник «Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014 г.
Тетрадь ученическая;
Интерактивная доска,
презентация «Изменение глагола по временам»,
Таблица «Изменение глаголов по временам».
«Горошины» для рефлексии конца урока (по количеству детей).
Горшочек для каши.
Мармеладки, изюминки, перчинки для поэтапного оценивания. (По 3 каждого вида каждому ребёнку)
Ход урока:
1.Организационный момент (2 мин). (СЛАЙД 1).
- Добрый день, ребята! Садитесь.
Меня зовут Лариса Юрьевна и сегодня мы с вами отправляемся в страну РУССКОГО ЯЗЫКА. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения друг с другом, и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успешной работы и помните, что Вы—лучшие!!!
А кто из вас любит вкусно поесть? Сегодня на уроке мы будем варить кашу. Но непростую, а звёздную кашу, кашу из знаний. Все наши знания будут превращаться во вкусный или не очень обед. У каждого из вас на столе лежит горшочек, который по мере продвижения урока будет наполняться украшениями. После каждого этапа вы по моей просьбе будете рисовать кружки. На столе у каждого 3 карандаша. Если всё будет понятно и вы хорошо справитесь с задание, украсите горшочек зелёным кружком, если возникли маленькие проблемы и иногда нужна была помощь—желтым, ну а если задание было слишком трудным—красный.
Начнём?!! Перед вами карты, на которых вы будете сегодня работать. Запишем в них сегодняшнее число. (2 мин)
Восемнадцатое марта.
Классная работа.
2. Актуализация и систематизация знаний.
Наш урок мы начнём с РАЗМИНКИ:
2.1. Угадайте, о какой части речи говорится в загадке! (3 мин)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...
(Глагол.)
2.2. - Молодцы. Вы умеете отгадывать загадки.
- А что такое глагол? (Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
-Какими грамматическими признаками обладает глагол? (спряжение)
-На какие вопросы отвечает начальная форма глагола? (что делать? что сделать?)
-Как изменяется глагол? (по лицам, числам и временам).
Оценим СЕБЯ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРАНДАШИ:
ЗЕЛЁНЫЙ-ЗНАЮ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ.
ЖЁЛТЫЙ-ПОЧТИ ВСЕ ОТВЕТЫ ЗНАЮ.
КРАСНЫЙ-КАЖЕТСЯ, МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ.
2.3. ПОСМОТРИМ, а сможете ли вы на практике справиться с глаголами.
НА ДОСКЕ: ТАБЛИЦА времен глагола.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
рисует | учился | будет петь |
пишут | светило | принесёт |
говорят | выучил | напишут |
несёт | оправдал | буду говорить |
скачет | писала | расскажу |
сижу | говорил | поиграет |
танцует | отвечала | разрисует |
моет | помыл | привяжет |
пою | сделала | разукрасит |
| | |
А поможет нам в этом ШЛЯПА СЮРПРИЗОВ. В ней лежат карточки с написанными на них словами. Ваша задача вынуть одну и закрепить на доске в нужной группе. Я прохожу по рядам, а вы в это время выполняете задание.
ПРОВЕРИМ! Мне нужны два помощника. Один к электронной доске, другой—к заполненной таблице. Внимательно следим, и проверяем себя: всё ли верно вы выполнили! САМОПРОВЕРКА!!! (4 мин)
ПРОВЕРИМ. МОЛОДЦЫ, вы хорошо справились с заданием. А как вы определяете время у глагола?
-если событие произошло ВЧЕРА—прошедшее, СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ—настоящее, ПРОИЗОЙДЁТ ЗАВТРА—будущее.
Как вы думаете, над какой темой нам сегодня предстоит поработать? Правильно, изменение глаголов по временам.
-Что мы должны с вами повторить?
-образование форм времени глагола.
-Чему мы должны научиться?
-научиться правильно образовывать формы времени глагола.
ВТОРОЙ этап урока подошёл к концу и я предлагаю вам оценить свою работу. Украсьте ваш горшочек с кашей кружочком зелёного, жёлтого или красного цвета.
3. ФИЗМИНУТКА ( 2 мин).
4. Работа с новым материалом.
Ребята, а какие слово у нас остались не у дел? И почему?
- ПЕЧАТАТЬ, ЧИТАТЬ ,ОПРАВДАТЬ. ЭТО инфинитив, от которого образуются все формы глагола.
А давайте образуем, используя местоимение Я. (4 мин). Работаем в парах. Обсудите, минута на выполнение. Кто готов ответить.
(Я ВЧЕРА ПЕЧАТАЛ, ЧИТАЛ, ОПРАВДЫВАЛ)
Молодцы, а теперь будущее.
(Я БУДУ ПЕЧАТАТЬ, БУДУ ЧИТАТЬ, ОПРАВДАЮ).
А теперь настоящее.
ПЕЧАТАЮ, ЧИТАЮ …
Возникли сложности с образованием форм времени? (не получается образовать форму настоящего времени от глагола.) Помощь можно найти в таблице «Изменение глаголов по временам» учебника на стр. 76.
Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 76.
-Изменение глаголов по временам.
Что вы видите? (ДЕТИ ЗАЧИТЫВАЮТ ТАБЛИЦУ)
ЗАПОМНИМ, что от глаголов, отвечающих на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? форма настоящего времени не образуется.
ЗАКОНЧИЛСЯ ЕЩЁ ОДИН ЭТАП УРОКА, а МЫ ПРОДОЛЖАЕМ УКРАШАТЬ НАШ горшочек. ПРОШУ!!! (1 мин)
4. Первичное закрепление.
Чтобы закрепить полученные знания, выполним письменно НА ЛИСТАХ упражнение 158 на стр. 76 учебника. (7 минут).
Продолжим работу по упражнению 158. Проверим правильность выполнения второй части упражнения. (3 мин) с опорой на орфоэпический словарь на стр. 155 учебника.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Не забудьте сказать соседу по парте о его результатах. СВЕРЯЕМ С ДОСКОЙ.
ПОДНИМИТЕ ВВЕРХ ЛИСТЫ ТЕ, КТО СПРАВИЛСЯ С ЗАДАНИЕМ. Нарисуйте последний кружок на своём горшочке с кашей.
ИТАК, что мы должны запомнить про образование временных форм глаголов? Дайте полный ответ.
7. Итак. Наш урок подходит к концу. Что мы с вами сегодня повторили?
-что нового мы узнали?
-Вы молодцы, хорошо поработали.
8. Дома выполним упражнение 159 учебника.
8. А сейчас я прошу Вас оценить то, как прошёл урок. Покажите мне ваши красивые украшенные изделия. А теперь, в конверте у вас лежат три горошины. Украсим наш большой горшочек с кашей одной из них. Используйте магнит.