Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
ФОУД, деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Добрый день, ребята! Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
-Чего вы ждете от этого урока?
- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» (слайд 1)
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Подготовка класса к уроку.
Личностные:
Самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Вы готовы ? Тогда в путь…
Словарная работа
-Отгадайте загадку:
По воротам ты ударь –
Не пропустит мяч.(вратарь) (слайд 2)
- Слово «вратарь»
-Ребята, а что означает это слова?
Дети: В футболе, хоккее и некоторых других командных играх: игрок, защищающий ворота, голкипер (синоним).
- А известно ли вам, что оно очень старое и в прошлой своей жизни буквально означало «сторож городских ворот»? В этом же значении было известно и слово «вратник»,вратарь, дверник, привратник. ( слайд 3 )В древнехристианской церкви лицо, охранявшее двери храма.
- Запишите эти слова себе в тетрадь.
- Ребята, а каким должен быть вратарь в спортивной игре?
Дети: ловкий, внимательный, быстрый, спортивный, выносливый и т.д. (записывается на доске учителем, а в тетради учениками).
- А давайте составим предложение с этим словом.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Подведение детей к формулированию темы и цели занятия.
- Смотрите, что получилось у меня: (В)ворота (в)летел мяч.(запись на доске) Мой вратарь немного растерялся.
- Какую орфографическую задачу мы должны здесь выполнить?
Дети: раскрыть скобки и определить где приставка, а где предлог.
- Ребята. а кто догадался чему будет посвящен наш урок?
Дети: правописание предлогов и приставок.
(слайд 4)
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
Логические – формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- На партах у каждого ученика лежат листочки с текстами. Прочитайте текст про себя.
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Прочитайте текст вслух. (слайд 5 )
- Какое задание нужно выполнить?
Дети: вставить пропущенные буквы.
- Ребята, обратите внимание в каких частях слова и в каких словах нужно вставить буквы?
Дети: в предлогах и приставках.
- Приведите примеры из текста.
- Что общего в этих предлогах и приставках?
Дети: везде мы вставим букву «о».
- Чем отличаются предлоги от приставок?
Дети: предлоги пишутся отдельно, а приставки вместе.
- А сейчас вставьте нужные буквы и обозначьте предлоги и приставки.
( самостоятельная работа)
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное закрепление
- Обратите внимание на действия героев. Подчеркните их.
- Что сделала старуха?
Дети: поскребла, помела, набрала, замесила, состряпала, изжарила, положила.
- Что сделал колобок?
Дети: полежал, покатился, перепрыгнул.
- Что общего вы заметили во всех этих глаголах?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся кслайду 6 ( полежал, изжарила, перепрыгнул).
Дети: у всех глаголов присутствует суффикс л.
- Обратите внимание на то, что этот суффикс не входит в основу слова.
- Разберите по составу глаголпоскребла. (родственные слова)
-Когда происходят эти действия: в настоящий момент, в прошлом или они только будут совершаться?
Дети: эти действия совершаются в прошлом.
- Ребята, какой вывод мы сделаем, выполнив это задание?
Дети: в глаголах прошедшего времени пишется суффикс л, и в основу он не входит.
(физминутка) ( слайд 7 )
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведение партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
6.Самотоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполняем упражнение в учебнике 117.
(в)асю (в)ключили (в)команду (в)ратарём.
(на)асфальте (на)стя (на)рисовала (на)секомое.
(из)города (из)борска пришло (из)вещение.
- Какое задание нужно выполнить?
Дети: записать предложения и раскрыть скобки.
- Давайте с вами вспомним, что такое предложение.
Дети: предложение - это слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
- По каким законам мы будем записывать предложение?
Дети: начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим точку.
- А какие слова еще мы пишем с заглавной буквы?
Дети: имена собственные.
- Ребята, а чем было интересно данное упражнение?
Дети: приставки и предлоги похожи по произношению, но пишутся по-разному.
- Это упражнение вы выполните, работая в парах.
Организует деятельность по применению знаний
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение о осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
7. Рефлексия деятельности
Цель: Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Оцените свою работу на уроке при помощи одной из строчек четверостишия.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое – что чуть – чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все – таки учиться!
(Слайд 8)
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Личностные: смыслообразование.
Познавательные: рефлексия;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.