- Как определяется род у прилагательных? (по роду имени существительного).
- т.к. имена существительные и имена прилагательные связаны между собой по смыслу, то в словосочетании прилагательное — существительное должны стоять в одном и том же роде.
- Обратите внимание на слово ветер.
- Какие меры безопасности нужно соблюдать при сильном, порывистом ветре, (недавний ветер).
- Какой ущерб нанёс ветер городу?
Вывод: имя прилагательное изменяется по родам.
2. - Как вы думаете, имена прилагательные должны быть согласованы с существительными только в роде?
- Может есть еще правило, не зная которого мы не сможем писать и говорить грамотно?
- Задание на карточке: запишите имена прилагательные + имена существительные данные в скобках, изменяя окончания прилагательных.
Вывод: по правилам русского языка, имена прилагательные должны стоять не только в том же роде, но и в том же числе, что и имена существительные.
3. Физминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычна,
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки!
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки - 2 раза
Сразу станет веселей.
- Потянулись и вздохнули.
- Отдохнули?
- Отдохнули!
- Вы садитесь поскорей.
4. Выполнив следующее задание мы узнаем как еще изменяется имя прилагательное. Ябуду читать предложения из текста, вы находите прилагательное и выписываете вместе с существительными, с которыми оно связано.
Приключения желтого листа Желтый лист упал на землю. Около желтого листа закружились другие листочки. К желтому листу подошла девочка. Она взяла в руки желтый лист. На осенний бал ребята пойдут с желтым листом. Они напишут стихотворение о желтом листе.
- Определите падеж прилагательного.
Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам.
5. Запишем одно предложение и разберем его по членам предложения и частям речи.
К желтому листу подошла девочка.
Вывод: имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения - определением.
6. Работа по учебнику.
А теперь откроем учебники и посмотрим, правильно ли мы сделали выводы.
6.1. стр 68 – правило
Упр 204 стр 68 (устно)
- Прочитайте задание.
- Какой это текст описание или повествование?
- Прочитайте его без прилагательных.
- Что заметили? (это текст стал не выразительным, сухим, не красочным).
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной.
- Чем больше мы будем употреблять прилагательных в своей речи, тем она будет грамотной и яркой, выразительной.
6.2. упр. 200 стр 67
Даны слова: вечер, луна, поле.
- Используя слова для справок напишите эссе (2-3 предложения)
Проверка:
V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
- О какой части речи мы говорили на уроке?
- А теперь закончите предложения:
Имя прилагательное это___________________________________
Имя прилагательное обозначает_____________________________
Имя прилагательное отвечает на вопросы_____________________
Изменяются по родам ипо_________________________________
В предложении является___________________________________
Делают нашу речь_________________________________________