Тема: «Имя прилагательное»
Вид: развивающий урок на проблемной основе.
Технология: проблемная.
Форма проведения: индивидуальная, работа в группах, фронтальная.
1.Целевые установки:
предметные: создать условия для осмысления понятия слова-названия признаков, с какими словами они связаны и на какие вопросы отвечают;
метапредметные: формировать универсальные учебные действия: регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; познавательные – ориентироваться в материале и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; коммуникативные: работать в группе, обосновывать сделанные выводы;
личностные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка, формированию мотивационной основы учебной деятельности, воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карточки со словами для работы в группах, осенние листья, смайлики.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание атмосферы психологической комфортности.
-Доброе утро! (Слайд 2)
Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
II. Мотивация и целеполагание.
-Но ведь мы кроме слов « Доброе утро!» мы говорим: Добрый день! Добрый вечер! Доброй ночи! А почему мы так говорим? Что обозначают эти слова? (Люди желают друг другу добра)
Не только добрые слова красят человека, но и добрые дела.
-Что вы можете сказать, глядя на эту картинку? (Слайд 3) (Девочки помогают пожилой женщине)
-Какие качества характера проявили девочки? (Доброта.)
-Что значит быть добрым человеком?
И пусть девизом нашего урока будут слова: Пусть доброе дело станет привычкой! (Слайд 4)
-Давайте тоже совершим с вами доброе дело и соберём эти красивые осенние листочки, которые лежат сейчас на всех дорожках. Подойдите и возьмите по одному листику.
А теперь разбейтесь на группы, сядьте за столы по цвету листьев. Чтобы вы слаженно работали в группах, давайте повторим правила. (Слайд 5)
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
-Вам нужно разгадать загадки, которые написаны у вас на карточках.
Первая группа назовите отгадку. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.( Хлеб. )Какие слова помогли вам отгадать загадку? (Слайд 6)
Вторая группа назовите отгадку. Круглая, а не мяч. Жёлтая, а не солнце. Сладкая, а не сахар. (Репа.)
Какие слова помогли вам отгадать загадку? (Слайд 7)
Третья группа назовите отгадку. Жидкое, да не вода. Белое, да не снег. (Молоко.) Какие слова помогли вам отгадать загадку? (Слайд 8)
А теперь вопрос ко всем группам. Отгадайте загадку. Летом в огороде – свежие и зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые и солёные. Отгадайте, молодцы. Как зовут нас… Огурцы. (Слайд 9)
III. Введение в тему урока. Определение основного вопроса урока. Проблемная ситуация.
Работа с учебником (стр.50) Продолжите предложение.
В нашем классе нов…______________.(Слайд 10)
Почему получились разные ответы? От какого слова вы ставили вопрос к словам новый, новая, новое, новые? Что обозначает слово новый? (Признак предмета)
Помогите мне сформулировать тему урока. Тема нашего урока: «Имя прилагательное»
(Слайд 11)
Определим цели нашего урока. (Слайд 12)
1.Выяснить:
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
- Какую роль выполняют?
2.Научиться:
- Устанавливать связь между словами-названиями предметов и словами-названиями признаков.
IV. Открытие новых знаний. Наблюдение над словами признаками.
Слова, которые помогли отгадать загадки, обозначают признаки этих предметов. (Слайд 13)
Задайте вопросы к признакам данных предметов. Первая группа к слову хлеб. Вторая группа к слову репа. Третья группа к слову молоко и огурцы.
Хлеб (какой?)
Репа( какая?)
Молоко( какое?)
Огурцы(какие?)
пышный
душистый
чёрный
белый
подгорелый
круглая
жёлтая
сладкая
жидкое
белое
свежие
зелёные
желтые
солёные
Вывод: (Слайд 14)
Что обозначают слова-названия признаков?
Признаки предметов. На какие вопросы отвечают?
Такие слова называют именами прилагательными.
Работа с учебником. ( стр.52)
Давайте сравним свои выводы с авторским. Прочитайте правило на странице 52.
А теперь разбейтесь на группы, сядьте за столы по форме листьев. (Дубовые, кленовые, берёзовые.)
-Подберите подходящие по смыслу признаки к следующим предметам, которые написаны у вас на карточках. С какими словами связаны по смыслу слова-названия признаков и какими вопросами они связаны? По какому признаку объединили эти слова? (Слайд 16)
V. Физкультминутка.( звучит песня кота Леопольда) слайд 17-18
- Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.
- Возьмите друг друга за руки.
- Почувствуйте тепло рук.
- Передайте друг другу теплоту и доброту руками.
- Скажите что-нибудь хорошее, приятное друг другу.
- ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!
VI. Применение нового знания.
А теперь разбейтесь на группы, сядьте за столы по размеру листьев.
Задание для первой группы. О ком идет речь? Отгадай загадки. (Слайд 19)
На какие вопросы отвечают отгадки? Что обозначают эти слова?(Форму, цвет, размер, материал.)
Задание для второй группы. Выпиши слова - названия признаков. (Слайд 20)
На какие вопросы отвечают найденные вами слова? Что обозначают эти слова?
Задание для третьей группы. Подбери к словам – предметам слова - признаки и запиши получившиеся словосочетания. Назовите орфограммы в этих словах. (Слайд 21)
VII . Работа с пословицами. (Слайд 22)
1. Не одежда красит человека…
2. Доброе слово….
3. Сделай доброе дело…
4. Добрыми делами…
5. Жизнь дана
VIII. Творческая работа. (Слайд 23)
Прочитайте текст и подумайте, как его можно было бы раскрасить.
Рассмотрите картину и допишите в тексте слова. (Слайд 24)
Наступила _______осень. Светит ______солнышко. В парке лежит ____ковёр из__________ листьев.
Какие слова помогли украсить этот текст? (Слайд 25)
Вывод: Имена прилагательные украшают нашу речь, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.
IX. Итог урока и рефлексия. (Слайд 26)
1. Сегодня я узнал … .
2. У меня получилось … .
3. Было интересно ….
4. Теперь я умею ….(Слайд 27)
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтый цвет.
-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет.
-Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Урок хочу закончить словами: (Слайд 28)
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Желаю вам удачи и благополучия!
А другими словами: в добрый час!
Звучит песня «Дорогою добра» (Слайд 29)