Урок русского языка
Тема: Собственные имена (продолжение).
I Цель: (обучающая) учить детей наблюдать за словами и выделять в речи имена собственные, способствовать формированию:
- правописания собственных имен – фамилий, имен, отчеств людей, кличек животных;
- умения отличать собственные имена от других слов.
II Цель: (развивающая) развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы.
III Цель: (воспитательная) закладывать основы культуры общения через воплощение в жизнь правил речевого поведения (привлечение внимания говорящего к слушающим, слушающих к говорящему), воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его изучению.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения - проблемное обучение, ИКТ, групповые технологии, личностно-ориентированные технологии.
Исходя из триединой цели создавать на уроке условия для формирования УУД:
Личностные – формировать познавательный интерес (мотивацию) к учению; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Регулятивные – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные – искать нужную информацию в учебных пособиях;
- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные - адекватно реагировать на обращение учителя;
- использовать в общении правила вежливости;
- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и группе);
- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, тетрадь, тетрадь на печатной основе.
Ход урока
I.Орг. момент. (Психологический настрой)
Здравствуйте дети!
Встаньте ровнее,
Головки повыше, спинки прямее!
Тихо сядьте все за парты.
Ровно руки положите,
На меня все посмотрите.
У: Вы пришли сюда…
Д: Учиться.
У: Не лениться, а …
Д: Трудиться.
У: Работать как?..
Д: Старательно.
У: А слушать как?..
Д: Внимательно.
У: Если хочешь отвечать…
Д: Руку не забудь поднять!
У: Если спросят?..
Д: Надо встать, громко, чётко отвечать.
- Вы добры, спокойны, в хорошем настроении.
- Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
- Я желаю вам успеха.
- Прочитайте слова на слайде:
Ответственность
Трудолюбие
Терпение
Сила воли
- Все эти качества помогут нам: наблюдать
замечать
размышлять
делать выводы
- Мы настроились на рабочую волну. Верьте в себя! И у Вас все получится!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, продолжите мысль: В речи главный работник … (слово)
- Какие бывают слова? (в речи есть слова-названия, слова-указатели, слова-помощники).
Слайд
Слова- | Примеры слов |
Названия | Иван, Геннадьевна, она, Петров, Дружок, собака |
Помощники | в, у, ты, на, под |
Указатели | вы, её, кукла, их, они |
- Найдите в каждой группе лишнее слово.
- Почему слово ОНА лишнее? (не называет предмет, а только на него указывает). Правильно, а остальные слова называют людей, животных.
- Почему слово ТЫ лишнее? (Ты –указатель, а не помощник).
- А слова-помощники? Слова – помощники помогают связывать между собой другие слова.
- Почему слово КУКЛА лишнее? (оно называет предмет)
Слайд
Слова- | Примеры слов |
Названия | Иван, Геннадьевна, Петров, Дружок, собака |
- Итак, все эти слова-названия.
- А какое слово из них лишнее по какому-то признаку? (собака)
- Почему? (все остальные слова – имена СОБСТВЕННЫЕ).
III. Сообщение темы, целеполагание.
- Это и есть тема нашего урока.
Слайд
Имена собственные | Иван, Геннадьевна, Петров, Дружок |
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
- Прочитайте: Имена собственные.
- Что уже знаете о собственных именах? (правило с.19)
- Найдите среди имен собственных отчество и прочитайте его.
- А чьё это отчество?
- Ребята, посмотрите, какое сложное у меня отчество: Ген-на-дьев-на.
- Как же зовут моего папу? (Геннадий)
- Отчество мы получаем по имени отца.
- У тебя какое отчество, а у тебя?
- Так, какие же слова относятся к именам собственным? (имена, отчества, фамилии людей, клички животных).
- Итак, имена собственные – это
Слайд
ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА ЛЮДЕЙ, КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ, …
- А есть еще другие имена собственные? (да)
- Вот о других именах собственных мы сегодня будем говорить.
- Так какая цель сегодняшнего урока? (узнать, а какие еще существуют имена собственные).
- Да, узнать и научиться их верно писать!
- А зачем? (чтобы быть грамотными).
- А зачем быть грамотными? (потому что писать с ошибками стыдно).
- Ребята,
-Как называется наша страна? (Россия)
Слайд
- Посмотрите, какую большую территорию она занимает?
-Как называется столица нашей страны? (Москва)
Слайд
(дошкольник Антон и его вопрос)
- Ответьте Антону:
-А что такое столица? Кто попробует ответить?
- Давайте проверим, правильно ли мы объяснили Антону значение слова?
- Узнать, что такое столица вы можете из толкового словаря на стр.133 вашего учебника.
- Откройте учебник на с. 133
- У вас маленький словарь, а вот как выглядит настоящий толковый словарь.
- Вы прочитаете объяснение значения слова СТОЛИЦА.
- А со мной поработает ….
- Какое объяснение у вас?
- Послушайте, какое определение здесь дано (зачитывает …).
- У вас в учебнике написано страна, а в словаре государство.
- Эти слова имеют одно и тоже значение, как например, отец и папа.
IV. Работа по теме урока.
Слайд
Россия | | страна |
Москва | село |
Курманаевка | город |
Волга | улица |
Крестьянская | река |
«Дядя Стёпа» | книга |
«Человек-паук» | газета |
«Знамя труда» | журнал |
1) – Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.
- А почему слова в левой колонке записаны с большой буквы? (потому что это имена собственные).
-А как называются слова в правом столбике, вы узнаете позже на других уроках русского языка.
- На каждой парте лежит точно такая же таблица.
- Ваша задача – найти пару к словам из первой колонки и соединить их стрелками.
-А работать вы будете в парах.
- Работайте.
Самопроверка со слайдом (появляются соединительные линии)
- Поднимите руку, чья пара выполнила это задание без ошибок? Молодцы.
Вывод по таблице:
- Так, какие же еще существуют имена собственные? (перечисляем по таблице)
- С какой буквы пишутся эти слова? (всегда с большой буквы)
- Прочитаем правило в учебнике, с.21
(читают самостоятельно, затем вслух …)
ФИЗМИНУТКА
- Дети, встаньте. Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру.
- Я буду называть слова.
- Если вы услышите, что это имя собственное, то присядьте на корточки, если же это будет какое-то другое слово – поднимите руки вверх.
Будьте внимательны.
мама, Елена Николаевна,
собака, Жучка,
коза, воробей,
Мурка, Дима,
окунь, Маршак,
сорока, Петров,
корова, Шарик (здесь дети могут засомневаться).
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые из вас присели, а некоторые подняли руки? Ответы детей.
- Верно, трудно догадаться, какой шарик я имела ввиду.
Слайд
- Если кличка животного, то пишем с большой буквы, если воздушный – с маленькой. Это слово имеет много значений.
V. Закрепление
- Продолжим работу по теме.
1)- Прочитайте предложение:
Слайд
Столица нашей страны (м, М)осква.
- Какую букву выберете в слове Москва – большую или маленькую? (большую)
- Почему?
- А слово столица тоже имя собственное? (нет)
- А почему тогда оно напечатано с большой буквы? (по правилу записи предложения).
Учитель: Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
- Следите за своим здоровьем во время письма.
- Запишем предложение в тетрадь. Подчеркнем «опасные» места.
- Помните о красоте и аккуратности записи.
- У доски ….
- Работаем.
запись предложения
- Самопроверка (проверяют самостоятельно).
- Какое новое «опасное» место? (имена собственные)
- В чем опасность? (напишешь имя собственное с маленькой буквы – ошибка).
2) - Потренируемся в написании имен собственных.
- Сейчас будете работать самостоятельно. Я буду диктовать слова, а вы записываете их в два столбика: в один - имена собственные, в другой – остальные слова.
- К доске …..
- Курманаевка, улица, дом, Россия, Бузулук, село.
взаимопроверка
- Поставьте +, если все верно.
4)Работа в группах.
- Поработаем в группах. У нас будет 2 группы: 1 колонка, 2 колонка.
- Общаясь в группах используйте правила вежливости, договаривайтесь друг с другом и приходите вместе к общему решению.
Слайд
- Составьте предложения с данными словами:
Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
(Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.)
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.
(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)
проверка на доске
- В чем сложность записи этих предложений? (фамилия – с большой буквы, названия птиц – с маленькой)
VI. Подведение итогов.
- Подведем итог сегодняшнего урока.
- Так какие слова относятся к именам собственным?
- Прочитайте самостоятельно, какие слова относятся к именам собственным.
- Что мы не назвали?
Слайд
Настя | названия: | имена |
Сергеева | фамилии |
Андреевна | отчества |
Рыжик | клички животных |
Россия | стран |
Оренбург | городов |
Курманаевка | сёл |
Пролетарская | улиц |
Волга | рек |
«Колобок» | книг |
«Знамя труда» | газет |
«Мишутка» | журналов |
- Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)
- Для проверки знаний по теме «Имена собственные» поработаем по тестам:
с. 21-22
- Работать будете самостоятельно.
- Тесты я проверю сама.
- Ребята, вы отлично сегодня поработали, своей цели: узнать другие имена собственные и научиться их писать, достигли, молодцы!
- Расспросите дома родителей, какие имена, отчества, фамилии носят ваши дедушки, бабушки, дяди, тёти, братья и сёстры.
- Кто желает, запишите их в тетрадь, соблюдая правила написания имён собственных.
VII. Рефлексия.
- Перед вами волшебный цветок. Нам нужно собрать его.
- У вас на партах лежат лепестки разных цветов:
Слайд
Красный – на уроке мне ничего не было понятно
Синий – на уроке мне не все было понятно
Желтый – на уроке мне всё было понятно
- Выберите из них один, напишите на нем своё имя и фамилию. А с какой буквы будете писать?
- Соберем волшебный цветок (дети прикрепляют лепестки на доску).
- Спасибо за урок!
7