kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -путешествие по стране Лексика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока-обобщение пройденного материала. 

Цели: создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по лексике; организация учебно-поисковой деятельности учащихся;формирование листностных качеств- ответственности, выбор ответа,способ действия, смысл способа поведения.

Задачи: актуализация знаний о лексическом значении слов; обогащение словарного запаса  и развитие речи учащихся через включение новых слов в активный словарь; обучение более точному употреблению лексических единиц;создание положительной мотивации учащихся к урокам русского языка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«карточки»


Из двух синонимов в скобках выбери и подчеркни подходящее.


Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе ( навестить, проведать) .

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).

“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).





Из двух синонимов в скобках выбери и подчеркни подходящее.


Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе ( навестить, проведать) .

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).

“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).







Из двух синонимов в скобках выбери и подчеркни подходящее.


Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе ( навестить, проведать) .

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).

“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).






Закончи рассказ, заменяя выделенные слова противоположными по значению


Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным.

И вот я уже считаюсь…







Закончи рассказ, заменяя выделенные слова противоположными по значению


Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным.

И вот я уже считаюсь…







Закончи рассказ, заменяя выделенные слова противоположными по значению


Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным.

И вот я уже считаюсь…



Просмотр содержимого документа
«лист заданий»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Разбери «Завал» из слов

( восхитительный, злой , забавный, нежность, лук, добрый, очаровательный, ключ, грубость, коса, смешной)


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Запиши предложение, используя синонимы.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Из двух синонимов в скобках выбери и подчеркни подходящее.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе ( навестить, проведать) .

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).

“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).


Закончи рассказ, заменяя выделенные слова противоположными по значению.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным.

И вот я уже считаюсь ________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбери антонимы к прилагательным в словосочетаниях.

Мелкий пруд-………………………………………. пруд .

Мелкий дождь-…………………………… ……….дождь.

Свежий хлеб- ………………………………………..хлеб.

Свежий огурец - ……………………………...…….огурец.

Сладкое яблоко-……………………………………яблоко.

Сладкое лекарство-………………………………лекарство.

Составь и запиши предложение со словом язык.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Просмотр содержимого документа
«открытый урок Огромна страна Русского языка»

Открытый урок

по русскому языку

в 3 «Б» классе








Тема: Употребление в речи синонимов, антонимов

(урок – путешествие)









Дата: 12.10.2012 год

Учитель: Некрасова А.В.














Тип урока: обобщение пройденного материала


Цели:

  • создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по лексике;

  • организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого мышления;

  • создать условия для формирования личностных качеств: ответственности, выбор ответа, способа действия, смысла способа поведения.


Задачи:

  • закрепить знания о лексическом значении слова, о синонимах и антонимах;

  • обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи учащихся и включение новых слов в активный словарь школьников, обучение точному употреблению слов в речи;

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.


Ход урока


  1. Организационный момент.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку и все настроились на плодотворную работу.

  1. Мотивационый этап (флипчарт с.1)

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

- Слова – строительный материал языка и составляют его богатство; они делают речь выразительной, меткой, яркой, музыкальной; с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. А мы пока познаём красоту русского языка. И в этом нам помогает Лексика.

  1. Постановка УЗ

Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.

- Чем мы занимались на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями.)

- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания по теме Лексика и закрепим умения употреблять в речи лексические единицы.

Сейчас мы отправимся в страну Лексика! (флипчарт с.2)

Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать, что лежит

Через моря Познания

На горы Мастерства,

Минуя очень топкие

Опасные места.

В стране далекой Лексике ищите те пути,

Которые вас к знаниям помогут привести.


-Запишите число 12 октября, классная работа.


  1. Актуализация знаний.

-Дорогу в страну Лексика преградил «Завал» из слов. Ваша задача разобрать слова по группам и тем самым освободить дорогу.

Флипчарт с.3

( восхитительный, злой , забавный, нежность, лук, добрый, очаровательный, ключ, грубость, коса, смешной)

-Запишите данные слова группами и объясните свой выбор?

  1. Сам-но в тетрадях (1 уч. у доски)

  2. Проверка у доски

- Как называются слова в группе?

-Впомните,что такое антонимы? Синонимы? Омонимы?

-Вы справились с этим заданием. Дорога в страну Лексика свободна.

  1. Решение УЗ

К уроку вам было дано задание приготовить проекты городов страны Лексика .

Слайд 1

Отправляемся в г.Синонимов. Слово предоставляется 1 ряду.

-Замечательное выступление. Красивый город.

В городе Синонимов нас ждут интересные задания.

Слайд 2

  1. Прочитайте предложение.

Проходят по нашей улице трамваи, проходят автобусы, проходят легковые машины.

-Какую речевую ошибку заметили? Как избежать повторения слов в предложении? (использовать слова, близкие по значению, т.е. синонимы)

-Запишите данное предложение, используя синонимы. (1 чел. у доски)

Проверка.

Вывод: Синонимы помогают избегать повторов одних и тех же слов)

  1. –Я знаю, что вы любите сказки. Есть у русского народа сказка «Чудесные лапоточки».

Слайд 3

А что такое лапти? (крестьянская обувь, сплетенная из узких полосок коры липы, ивы и др, охватывающая только стопу)

У вас есть начало этой сказки. В скобках указано по два синонима. Ваша задача выбрать и подчеркнуть наиболее подходящее слово.

  1. Сам-но на листочках

  2. Проверка восстановленного текста (читают 2чел)

  3. Проверка по ИАД (слайды 4-6 )

-А теперь проверим, какие слова употреблены в народной сказке.

- Если в вашей сказке использованы другие слова, считается это ошибкой? (нет, потому что это близкие по значению слова, только имеют другой оттенок)

Спасибо за это синонимам.


  1. Физ.мин.

Слайд 7

- А наш путь в идет г.Антонимов. Слово предоставляется 2 ряду.

- Спасибо за интересное выступление. И нас ждёт следующее задание.

Слайд 8

3) Попытайтесь закончить рассказ. Послушайте его.

«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно.

Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»

-Продолжите сами. Возьмите для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположными по значению.

а) сам-но в тетрадях

б) проверка

-Молодцы. Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным.

Об этом нам говорят антонимы.

  1. -В русском языке есть слова, имеющие не одно, а несколько значений. Как называются такие слова? (многозначными). К таким словам можно подобрать несколько антонимов.

Слайд 9

Следующее задание: подобрать антонимы к прилагательным.

Мелкий пруд-………………………………………. пруд .

Мелкий дождь-…………………………… ……….дождь.

Свежий хлеб- ………………………………………..хлеб.

Свежий огурец - ……………………………...…….огурец.

Сладкое яблоко-……………………………………яблоко.

Сладкое лекарство-………………………………лекарство.

Вывод: У многозначного слова может быть несколько антонимов.

Слайд 10

-Наше путешествие по стране Лексика завершается городе г.Омонимов. Слово 3му ряду.

5) Последнее задание. Вернёмся к строчкам, прозвучавшим в начале урока

Слайд 11

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

-Найдите омоним.

Слайд 12

-Что значит слово язык в 1ом?2ом предложении?

Язык помогает различать вкусовые ощущения.

Мы изучаем казахский и русский язык.

- Придумайте своё предложение со словом язык.

Проверка – В каком значении употребили это слово?


Подведение итогов.

Наше путешествие по стране Лексика закончилось. Запишите какое настроение у вас было на уроке. (слайд 13)

-Что сегодня на уроке было сложным? Что было интересно?

д/з упр 94, сочинить сказку по началу, используя антонимы и синонимы


Просмотр содержимого презентации
«Язык – и стар, и вечно нов»

Город Синонимов

Город Синонимов

Как избежать повторения слов?   Проходят по нашей улице трам- ваи, проходят автобусы, проходят легковые машины.

Как избежать повторения слов?

Проходят по нашей улице трам-

ваи, проходят автобусы, проходят легковые машины.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.

Город Антонимов

Город Антонимов

Закончи рассказ, заменяя выделенные слова антонимами «Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно .  Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась , когда видела мой дневник. Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»

Закончи рассказ, заменяя выделенные слова антонимами

«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно .

Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась , когда видела мой дневник. Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»

Подбери антонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Подбери антонимы к прилагательным в словосочетаниях:

  • Мелкий пруд-………………………………………. пруд .
  • Мелкий дождь-…………………………… ……….дождь.
  • Свежий хлеб- ………………………………………..хлеб.
  • Свежий огурец - ……………………………...…….огурец.
  • Сладкое яблоко-……………………………………яблоко.
  • Сладкое лекарство-……………………………лекарство.
Город Омонимов

Город Омонимов

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Язык помогает различать вкусовые ощущения.  Мы изучаем казахский и русский язык.

Язык помогает различать вкусовые ощущения.

Мы изучаем казахский и русский язык.

ГРУСТЬ ДОВОЛЬНЫЙ СКУКА РАДОСТНЫЙ ТОСКА СЧАСТЛИВЫЙ

ГРУСТЬ

ДОВОЛЬНЫЙ

СКУКА

РАДОСТНЫЙ

ТОСКА

СЧАСТЛИВЫЙ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок -путешествие по стране Лексика

Автор: Некрасова Анна Васильевна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Путешествие в страну Лексики" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "104776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402757025"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока " Путешествие по Лондону" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-po-londonu"
    ["file_id"] => string(6) "226138"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440086174"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "урок "Паронимы""
    ["seo_title"] => string(12) "urokparonimy"
    ["file_id"] => string(6) "294906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455743894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства