Просмотр содержимого документа
«Урок Познание мира, Тема: «Листья» »
Мурадымова Г.Х. Познание мира 2 кл.
Тема: Семена и плоды
Цели: формировать знания о том, что плоды и семена – завершающий период развития и роста растений; закрепить знания о сочных и сухих плодах, о распространении семян.
Воспитывать умение работать в паре, в группах.
Наглядность:
Рисунки растений
Энциклопедия «Тайны живой природы» перевод с английского А.М.Голова, Москва «РОСМЭН» 1998 г.
Толковый словарь
Таблицы, карточки
Маршрутный лист
Организационная часть. Сегодня мы с вами работаем в центрах. Вспомните правила работы в центах.
Мотивация.
Отгадайте загадки.
1. Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (огурец)
2. На бахче у нас растет.
Как разрежешь – сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется…. (арбуз)
3. Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки (горох) Плод в стручке
4. Плод в скорлупе (орех)
5. Сладкое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало. (яблоко)
6. Мы посеем зерна.
Пусть заколосится
На широком поле
Спелая … (пшеница)
7. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (земляника)
Сравните эти предметы.
- Что общего между ними?
(растения, съедобные)
- На какие группы можно разделить?
1. овощи
2. фрукты
3. ягоды
4.зерновые культуры
5. орехоплодовые
огурец
яблоко
арбуз
пшеница
орех
горох
земляника
- На какие еще группы можно разделить эти растения? (сухие, сочные плоды) на доску
- Что еще объединяет все перечисленные растения? (Употребляем в пищу плоды или семена) на доску
Тема урока? (Семена и плоды)
- Какова главная роль плодов и семян? (продолжение жизни)
- Что появляется на месте отцветшего цветка? (плод)
- Что находится внутри плода? (семена)
На доску таблицу
- Поставьте цели урока
Узнать: 1. Какова роль плодов и семян в жизни
растений?
2. Где образуются плоды и семена?
3. Как распространяются семена?
4. Какие разновидности плодов?
5. Роль семян и плодов в жизни человека?
Операционная часть. Представление спикера. Работа в центрах.
Центр познания мира.
Прочитайте текст в учебнике на с. 64.
Проставь на схеме числа в порядке развития растения из семени фасоли
«Озвучьте» картинки друг другу в паре
(Семя, проросток с корешком, проросток с несколькими листочками, взрослое растение с цветками, взрослое растение с плодами)
Центр науки.
В энциклопедии «Тайны живой природы» прочитайте сообщение «Семена- путешественники» с. 50-51.
Встречаются растения – домоседы, их, правда, немного. Земляной орех – арахис – сам сажает свои семена в землю вокруг себя. Когда цветы арахиса отцветут, и на их месте начинают образовываться плоды, цветочные побеги наклоняются к земле и постепенно зарываются в нее. Там семена и созревают. Там же они и прорастают, если их никто не выкопает.
Большой домосед и мак. Когда созревают его крохотные круглые семечки, в верхней части семенной коробочки открываются маленькие отверстия. Ветер раскачивает маковую головку, и она сквозь эти дырочки рассеивает семена вокруг себя.
Центр искусства
Напиши название растения_________________
Определи к какой группе относится плод (сухой, сочный) ___________
Дополни и раскрась рисунок (даны незаконченные рисунки плодов).
Д/з. Подготовиться к тесту по теме Семена и плоды с. 64 – 66
* Сказка «Путешествие парашютика
Приложение 1
Морские путешественники.
Кокосовые орехи уплывают далеко от родного берега, уносимые морскими течениями. Длительность их путешествия может достигать двух месяцев, а дальность- 2000 км, прежде чем им встретится земля. Особые волокна на скорлупе удерживают орех на плаву.
Растения- парашюты.
Каждое семя млечника, снабженное парашютиком из белых пушинок, может пролететь по ветру много километров. Пушинки эти настолько легки, что ими можно даже набивать спасательные пояса, способные держать человека на воде.
Взрывающиеся огурцы.
Стреляющий огурец обязан своим названием редким плодам. Созревая, они взрываются и разбрасывают семена в радиусе 8 метров вокруг своих родителей. Семена , разлетающиеся словно пули, несутся со скоростью до 100 км / ч.
Летучие ведьмы.
Существуют ли на самом деле гигантские ведьмы, которые охотятся на людей на просторах России? Легендарное растение перекати – поле на самом деле небольшой шаровидный кустик. Осенью , когда созревают семена , сильные отрывают растение от слабого корешка и мчат его по степи, разбрасывая семена. Одно растение цепляется за другое, и образуется огромный шар. Когда ветер гонит и приподнимает его , можно вообразить при желании летящую ведьму.
Семена- безбилетники.
Многие семена путешествуют на разных животных. Так, семена лопуха обладают особыми крючками, которыми цепляются в шерсть пробегающих мимо животных. Таким путем они переносятся на много километров, прежде чем животное сбросит их с себя. И если они попадут на благоприятную почву, у них появляется шанс укорениться и пустить побеги.
Семена на лапках.
Некоторые семена попадают в грязь, налипающую на лапки птиц. Однажды Чарльзу Дарвину удалось вырастить 80 растений из семян, обнаруженных им в грязи на птичьей лапке.
Пион с разноцветными семенами.
Ярко- розовые семена этого пиона предназначены привлекать птиц. И прорастут семена только после того , как их склюют птицы, и они выпадут на почву вместе с птичьим пометом. А вот если голубые семена упадут на подходящую почву, из них могут вырасти новые пионы.